На тропе к Успению

Телесное душе немного значит,
Но без него сомнительно спасенье.
Кто позабыл о подвигах и плаче,
Тот шествует дорогой вырожденья.
*
О человек! Послушник плоти,
Земных осколков собиратель!
Стал богом по своей свободе,
А призван стать по Благодати!
Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин)

Насельник монастыря иеромонах Агафангел (Давлатов) рассказал об Успенском посте.

– Отец Агафангел, для чего христианину соблюдать Успенский пост?

– Соблюдение Успенского поста для христианина имеет такое же значение для духовной жизни, как соблюдение среды и пятницы, Великого поста, а также Рождественского и Петрова. Пост – это наша посильная жертва Богу, то есть мы добровольно ущемляем себя, чтобы тем самым выразить свою благодарность Небесному Отцу, выразить раскаяние в грехах, чтобы потом иметь моральное право что-то попросить за свое ограничение в еде и развлечениях (разрешение конфликтов, исцеление, успешное завершение мероприятий и пр.).

1, превью (6).jpg
Успение Божией Матери, фрагмент иконы 

Понимание поста как жертвы пришло к нам из ветхозаветных времен, сейчас пост в первую очередь является средством для более успешной борьбы со страстями, как лекарство от дебелости плоти и ума. Таким образом, пост нужен не Богу, а нам самим, чтобы легче было восходить ко Творцу в молитве, отрываться от перстного и тленного, правильно расставлять приоритеты. Думаю, что многие со мной согласятся, если я скажу, что человек, живущий в пресыщении, с большей неохотой берет в руки молитвослов или Евангелие, чем человек, питающийся просто и по реальной потребности тела. Не зря в народе говорят: «Мозги жиром заплыли». Напротив, человек с «низким содержанием холестерина в крови» имеет более острый пытливый и острый ум, способен глубже проникнуть в тайники своего сердца, вслушаться или вчитаться в полезную для себя информацию (это не только про духовную жизнь сейчас). Так же тело, облегченное постом, становится более пригодным для поклонов и участия в богослужении, как бы странно это не звучало!

–Какая идея и цель Успенского поста?

– Помимо помощи в аскетическом делании, пост перед Успением Божией Матери подводит нас к печали о расставании с Богородицей, когда Она своим телом покинула апостолов и прочих учеников Христовых. Но богослужебная радость и праздничная трапеза утешают нас, напоминая о воскресении Девы Марии и невидимом Ее пребывании с каждым из нас.

– Какие задачи перед собой поставить на время этого поста, на что сделать акценты?

– Пост должен помогать нам становиться лучше, поэтому правильнее всего определить свою главную страсть и начать с ней бороться. Для этого взять в руки не только Евангелие, молитвослов и Псалтырь, но и духовные книги, в которых святые и просто духовно опытные люди делятся с нами своей историей восхождения к Богу, дают нам советы о том, как удобнее всего выдергивать из души и тела пороки, замещая их добродетелями.

Цель жизни христианина – спасение от рабства греху и закона смерти, прощение грехов и получение права вхождения в Царствие Небесное, единение с Богом. Пост помогает нам облегчить свою поклажу, чтобы проще было совершать свой путь к этому Царствию.

Вера без дел мертва, поэтому хорошо к воздержанию от скоромной пищи и праздных увеселений приложить дела милосердия. В первую очередь следует обратить внимание на наших ближних, а то, к сожалению, нам иногда проще сказать доброе слово или сделать что-то доброе чужому человеку, а близкому родственнику или давнему другу трудно, то обида одолевает, то жадность не дает, то лень не позволяет.

– Как проводить дни Успенского поста?

– Ответ на этот вопрос простой: нужно открыть церковный устав, в нем содержатся рекомендации по молитвословиям и составлению блюд для повседневной трапезы.

Пост помогает нам облегчить свою поклажу, чтобы проще было совершать свой путь к этому Царствию

Устав составлялся опытным путем, через практику духовной и бытовой жизни наших предков. По своей сути устав – это собрание рекомендаций, как нужно, как правильно… Но если вы чувствуете, что написанное выше ваших сил, то допускаются послабления. В применении устава нужно иметь рассуждение, опирающееся на реальные возможности организма и совесть. Если пережать себя, то можно надорваться, если слишком себя жалеть, то пользы не будет. Болезнь или старость служат уважительной причиной для послабления в уставе.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин замечательно сказал на этот счет: «Касательно образа поста не может удобно соблюдаться одно правило; поскольку не у всех тел одинакова крепость и соблюдается пост не только силою души, как прочие добродетели. И потому, поскольку он состоит не в одном мужестве духа, а соразмеряется с силою тела, мы приняли такое определение, переданное нам, что различны должны быть время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тела или по возрасту и полу; но у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа. Ибо не все могут соблюдать пост по неделям; некоторые не могут не принимать пищу более трех или двух дней, а иным по болезни или старости трудно пробыть без пищи до заката солнечного. Не для всех одинаково питательны овощи или сухой хлеб. Иному для насыщения нужно два фунта, а другой чувствует тягость, если съест фунт или полфунта; но все воздержники имеют одну цель, чтобы, принимая пищу по мере способности, не вдаваться в пресыщение».

2 - 2023-08-13T145718.959.jpg
Монастырская трапеза 

Святитель Иоанн Златоуст добавляет: «Кроме воздержания от пищи есть много путей, могущих отворять нам двери дерзновения перед Богом. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия, – здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость, – пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и само воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушной в исполнении заповедей».

– Почему Успенский пост такой же строгий, как и Великий?

– Изначально Петровский (или апостольский) и Успенский пост были двумя частями так называемого «заместительного поста», для тех, кто не мог поститься во время Четыредесятницы.

Кроме воздержания от пищи есть много путей, могущих отворять нам двери дерзновения перед Богом

С течением лет практика поменялась, изменилось идейное наполнение, апостольский пост стал более мягким, а Успенский сохранил строгость (это связано с особым почитанием Богородицы у верующих).

– Как современный человек может приучить себя к посту, учитывая, что все вокруг направлено на удовольствие, на удовлетворение сластолюбия?

– Во-первых, нужно понимать, что пост и диета разные понятия. Диета способствует сбросу лишнего веса, выводу каких-то ненужных элементов из организма, а пост – это аскеза, направленная на духовное совершенствование, и добровольная жертва Богу. Когда придет осознание нужности поста именно для меня (для конкретного человека), то и мотивация появится. Нам всегда тяжело дается то, что кажется пустым и никчемным…

Во-вторых, потребности человека сейчас примерно такие же, как и несколько тысяч лет назад, остальное навязывается нам через СМИ, рекламу на улице и праздное общение с ближними, поэтому лучше ограничить себя в использовании телевизора, планшета, телефона, хранить себя от пустой болтовни. Когда мы, в меру возможности, остаемся отрезанными от соблазнов, то меньше поводов для греха.

3 - 2023-08-13T145721.982.jpg

Помимо этого, в посте, как и в любом духовном делании, нужно держаться срединного, царского пути. «Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте: лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, которой признак малое отягощение, и, с другой стороны – излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию» (преп. Амвросий Оптинский).

И, наконец, очень отрезвляет рассуждение о конечности земного пути, мысли о встрече с Господом и жизни вечной. Епископ Василий (Родзянко) в своей книге «Живет во мне Христос» писал: «Ведь мы сотворены не для того, чтобы умереть, не для того, чтобы наша жизнь закончилась и превратилась в ничто. Наша жизнь должна стать вечной. Так задумал Творец… И смерть Пресвятой Богородицы называем Успением – потому что это сон тела. Но так же, как и после обычного сна, нам непременно предстоит пробуждение. И это пробуждение есть соучастие в Воскресении Христовом, в бессмертии, которое становится вечным воскресением». Если человек будет помнить об этом, он полюбит пост.

Беседовала Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить