Наедине с Богом. Исихазм

Есть древняя монашеская практика – исихазм. Это, как пишут отцы Церкви, священное безмолвие перед Богом. Эта практика повлияла на наше понимание молитвы, на православное богослужение. Сегодня можно видеть возрождение интереса к этому опыту, выходят книги и статьи на эту тему. Возникает вопрос, насколько к практике исихазма сегодня может прикоснуться православный мирянин. Об этом в рамках проекта «Говорим» Духовно-просветительского центра рассуждал преподаватель Сретенской духовной академии, автор книги «Откровенный разговор священника со своим духовным отцом», повествующей о традициях исихазма, иерей Вадим Коржевский.

Фото 1 (15).jpg

– Слово «исихазм» переводится как «тишина», «уединение». Сегодня этот термин связывается именно с той духовно-молитвенной практикой, которая возникла и первоначально развивалась в монашеской среде. Но потом она получила распространение среди мирян. Можно сказать, что это способ уединенной молитвы, где используются те или иные методы, в том числе и технические. Когда говорят об исихазме, то в первую очередь имеют в виду их. В связи с ними есть некие опасения, некая конспирология. Когда говорят об исихазме, то существует общее восприятие, что нас это не должно касаться.

– Вы сказали, что исихазм – это монашеская практика. Монашество начинается с конца III – начала IV века. А что было до этого? Апостолы и христиане I–II веков были знакомы с этой практикой?

– Мы не можем точно сказать, были они знакомы или нет. Есть разные точки зрения. Кто-то считает, что эта практика идет от апостолов, и приспосабливает к ней некоторые апостольские изречения, например фразу апостола Павла из Первого послания Фессалоникийцам: «Непрестанно молитесь». Но апостол писал не об этом, хотя некоторые святые отцы, начиная с Иоанна Лествичника, эту цитату приспосабливали как раз к апологии исихазма. Они говорили не то, что имел в виду апостол.

– Как Вы думаете, что имел в виду апостол Павел, когда писал: «Непрестанно молитесь»? Как христиане должны были понимать этот призыв?

– Я не знаю точно, что он имел в виду, но он явно не имел в виду умное делание, о котором мы говорим, со всеми его принципами и методами. В Священном Писании есть много общих воззваний, и это одно из них. Хотя есть люди, которые это воззвание старались исполнить буквально, возьмем тех же неусыпающих или исихастов, которые всю жизнь посвятили этому. Можно сказать, что они это воззвание приспособили к своей молитвенной практике и дали ему новый смысл. Возвращаюсь к утверждению, что непрестанная молитва – это не всё, нельзя этим ограничиваться. Это только часть того, что должно быть у христианина. Если верить преподобному Исааку Сирину, был некий подвижник, который, услышав от святителя Антония Великого учение о внутренней молитве, о ее благодатных плодах, сделал акцент на последнем и стал ради этого совершать молитву. Он породил движение, последователи которого считали, что ничто другого не нужно и ничто другое не может помочь изгнать диавола, вселить Бога в душу. Это Церковь осудила. А преподобный Макарий Египетский сказал, что кроме непрестанной молитвы нужны добродетели смирения, терпения, любви. Даже если ты получишь благодать вследствие такой непрестанной молитвы, то без добродетелей ты ее не удержишь и в лучшем случае проживешь свою жизнь бесполезно.

Непрестанная молитва – это не всё. Это только часть того, что должно быть у христианина

– Отче, мне очень близки Ваши слова. Мне кажется, что это вообще проблема нашего времени. Часто для решения тех или иных наших проблем советуют молиться. Но ведь даже Господь через пророков говорил: «Не молись Мне! Я тебя не услышу» (см.: Иер. 7: 16). Эти слова были сказаны об иудейском народе, который грешил идолопоклонством, развратом.

– Я бы сравнил молитву с дыханием. Есть молитва, значит, есть духовная жизнь. Но это не всё, чем живет человек. Конечно, человек не проживет без дыхания, но и без питания он тоже долго не проживет, а питание – это Слово Божие. Можно воспринимать слова апостола так, что мы должны ветхого человека заменить на нового, совокупность пороков заменить на совокупность добродетелей. Если этого не будет, то что тогда останется? Нельзя так однобоко смотреть на молитву и считать, что можно только ей обойтись.

– Возвращаясь к понятию исихии, это достижение некоего благоговейного молчания перед Богом или это непрестанное обращение к Богу умом, сердцем, текстами?

– Это и то, и другое. Как и во всяком деле, здесь есть уровни. Всё начинается с текстов, с устной молитвы. Но если этим ограничиться и считать, что непрестанная молитва – это повторение молитвенных слов, то невозможно будет выполнить данное наставление. Как можно непрестанно молиться, если ты обременен какими-то делами? Мозг не может одновременно делать два дела. На первом уровне ты рефлекторно себя приучаешь молиться. Молитва должна постоянно быть на устах, но с мыслью о Боге, иначе это будет просто скороговорка, которая ничего не даст. Более того, ты можешь привыкнуть молиться машинально. Нужно делать упор на качество, внимание, благоговение, когда задействуются ум и сердце. Когда не будет необходимости использовать мозг и рассудок, тогда появится возможность непрестанно молиться. Станет возможно одновременно и говорить, и непрестанно молиться. И то, и другое – это стадии этой практики. В стадии созерцания твой ум перейдет в сверхъестественное состояние.

Некоторые думают, что чистая молитва – это молитва без помыслов. Это неверно, потому что ум не может быть без мыслей, только если он не поврежден или уже не перешел на сверхъестественный уровень. Говоря об этих уровнях, мы неизбежно вынуждены всматриваться в опыт исихастов, потому что в их среде были выработаны правила, которые помогают быстрее пройти эти этапы с помощью психофизических методов, в которых и заключается опасность. Это могут быть самые простые методы, такие как воздержание языка, молчание, воздержание чувств восприятия, когда создаются условия, чтобы мысль не рассеивалась, вплоть до использования тихого дыхания, определенной позы.

Фото 2 (2).jpeg

Если мы говорим о молитве как о предстоянии перед Богом, то исихаст садится на молитве, занимая определенную позу, чтобы было удобнее перейти от уровня мысленного на уровень сердечный, использует определенные технические средства. Когда ты не знаешь, как это работает, то лучше в это не лезть. Соединяй со словами молитвы свое внимание, вызывай чувство через это, и чувства как часть сердца помогут тебе обрести то место, где ты сможешь молиться непрестанно. Оно само найдется в свое время. Если это делать искусственно, то можно какие-то телесные действия, например ощущение теплоты, принять за сверхъестественные и сбиться с этого пути, возомнив, что ты чего-то достиг. Поэтому учение об этом, по крайней мере, в прежние времена, скрывалось. В наше время, когда всё стало доступно, стали печататься книги и это стало выходить за рамки монашеской жизни, приходится объяснять на пальцах, что это, как к этому относиться и как это делать.

– Отец Вадим, употребляя слово «молитва», Вы говорите именно об Иисусовой молитве или исихасты использовали и другие молитвенные тексты?

– Тут нужно сместить акцент не на форму молитвы, а на само умное делание. Это процесс, где задействуется ум, сердце, где происходит духовное делание. А молитва или молитвенная форма может быть разной. Может быть Иисусова молитва или стих из псалма. Мы видим, что разные подвижники пользуются разными молитвенными формулами. Суть не в словах, потому что если акцентировать внимание на них, то мы уходим во второстепенное и забываем о главном. А важно устроить так, чтобы был Бог и ты, исчезающий в Боге.

Нужно сместить акцент не на форму молитвы, а на само умное делание

– Правильно ли воспринимать Иисусову молитву как самую главную? Иногда у церковных писателей можно найти мысль, что это самая сильная молитва.

– Конечно, неправильно. Можно считать ее более удачной формулой, где заключены основные мысли и чувства, которые должна вызывать молитва. Мы просим о помиловании и обращаемся ко Христу. Но считать, что Иисусова молитва сама по себе дает какой-то эффект, было бы неправильно. Как заметил святитель Феофан Затворник, с Иисусовой молитвой не знают, что делать, и подчас используют ее как какой-то заговор. Но это «мурлыканье» само по себе ничего не дает.

– Исихазм – это монашеская практика. А семейный человек может ей заниматься, если имеет необходимые условия: единение, отсутствие личного общения?

– Зависит от того, о какой стадии мы говорим. Да, может заниматься всякий, но если мы говорим о стадии безмолвия, то без внешнего безмолвия перейти на эту стадию почти невозможно. Часто люди с испугом подходят к священнику и просят благословения, чтобы читать Иисусову молитву. Этот испуг происходит от того, что они путают одно и с другим.

– Вы сказали, что есть некая опасность, если неправильно воспроизводить техники. Вы бы рекомендовали вообще использовать эти технические вещи: садиться на табуретку, выключать свет?

– Я бы – нет, повторяя слова того же святителя Феофана, который не рекомендовал и отговаривал от этого, предлагая другие варианты и методы. Основной метод – заключать ум в слова молитвы. Когда ты будешь внимать словам, то отзовется сердце и сердечный вход откроется сам собой. А если ты сядешь на стульчик, как у Григория Синаита это написано, и начнешь это делать, тем более не понимая, в чем здесь смысл, то есть большая вероятность духовно повредиться. Из-за этого Феофан Затворник критиковал книгу «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Он говорил, что эта книга ведет к прелести, потому что там изложен неправильный образ моления. И он называл писателей «Добротолюбия», которых не рекомендовал читать, особенно мирянам. Это Григорий Синаит, Симеон Новый Богослов, Никифор Уединенник, Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Это к вопросу о том, что искусственными методами лучше не пользоваться.

Превью, фото 3.jpeg

Мы сейчас говорим о тех специфических методах, которые описаны в «Добротолюбии» и «Откровенных рассказах странника…». Закрыть глаза – это тоже метод, который помогает сосредоточиться и помолиться. Почему нужно сесть на небольшой стул? Потому что нужно статическое напряжение в теле, чтобы ты мог бодренно молиться, а не удобно устроиться в кресле и уснуть. Ты можешь молиться и на ходу, но когда ты идешь, кровь приходит в движение, нарушает ту самую исихию покоя и не дает сосредоточиться. Конечно, молились и на ходу, и совершая работу, но это уже не называлось молитвой.

Если говорить о делах безмолвника, то перечисляются рукоделие, молитва, богомыслие, псалмопение. Когда мы находимся в храме, мы слышим псалмопение и считаем, что молимся. С точки зрения исихаста, псалмопение – это святое рассеяние, это не молитва, а делание, которое позволяет отдохнуть от молитвы. Исихасты предпочитали молитву псалмопению, и на определенном уровне они оставляли все виды уставного богослужения. И это нормально для определенного уровня, дойдя до которого они перемежали уставную молитву и выделяли специальное время для умной молитвы.

– Должен ли мирянин ставить себе задачу практиковать Иисусову молитву?

– Я думаю, что должен. Практиковать ее должен любой мирянин и христианин. Это возношение ума и сердца к Богу. Иисусова молитва удобна, можно молиться в любом месте и в любом положении.

– С чего начать?

– Всё начинается с простого повторения и приучения себя к памяти об этом. Для этого используется и такое приспособление, как четки, которое помогает считать. Когда совершается моление короткими формулами, то существует некий обман. Тебе кажется, что ты долго уже это делаешь и пора заканчивать. Четки или будильник показывают, сколько ты молишься на самом деле, чтобы не отвлекаться на счет и совершать молитву внимательно и благоговейно. С помощью четок можно выработать у себя рефлекс. Когда ты считаешь, у тебя появляется рефлекс и рефлекторно ты подключаешь ум. Но на каком-то этапе четки могут стать не нужны.

– То есть можно присоединять к утреннему или вечернему правилу несколько минут Иисусовой молитвы?

– Утреннего и вечернего правила недостаточно для христианина. Если мы возьмем Часослов, то увидим, что там минимум семь обязательных служб. Если мы посмотрим на мусульман, то увидим, что они пять раз в день становятся на молитву. А мы ограничиваемся только утренней и вечерней. Путь к непрестанной молитве – почаще вставать на молитву. Есть часовая молитва, когда встаешь на молитву, вспоминая те или иные события. Ты вспоминаешь распятие Господа на Кресте, вспоминаешь Страшный Суд и встаешь на полунощницу. Моление по часам позволяет тебе быстрее приобрести память о Боге. А между ними Иисусова молитва может твориться как продолжение.

Путь к непрестанной молитве – почаще вставать на молитву

– Когда мы едем в транспорте или находимся на работе, у нас есть возможность в уме творить Иисусову молитву?

– Начинать надо не только с одной молитвы, надо приучать себя и к уставному богослужению. Для этой цели мы совместно с порталом «Азбука веры» сделали проект, который называется «Молимся по часам». Его уникальность в том, что его можно скачать на свое мобильное устройство. Вам не нужен Часослов, Четьи-Минеи. В это последование автоматически подставляются песнопения. Есть домашний вариант, приходской вариант, монашеский вариант. Монашеский – принят Церковью повсеместно, это пятый Часослов, а шестой Часослов для исихастов и отшельников пока не сделан. Там моление должно быть ежечасным, монашеская молитва – каждые три часа. В конечном итоге, когда ты приходишь к непрестанной молитве, тебе все эти последования должны быть уже не нужны.

Фото 4 (11).jpg

– Нужно ли брать благословение у священника на то, чтобы практиковать Иисусову молитву, или можно молиться самому?

– Наверное, стоит придерживаться этой рекомендации, чтобы священник предостерег. Но ничего мистического за этим не стоит.

– Можно видеть, как монахи во время богослужения тянут четки. Очевидно, они читают Иисусову молитву. Зачем?

– Можно делать и так, но это идет в ущерб молению. Возникает вопрос, зачем тогда ты стал на молитву? С другой стороны, наше богослужение сегодня стало таким, что не столько собирает, сколько развлекает. Те, кто это понял, стараются не участвовать в богослужении, используя четки, им так удобнее.

– Правильно ли это? Зачем тогда приходить в храм на богослужение?

– Я не могу сказать, правильно это или неправильно. Мы говорили о том, что отшельники чередовали свои делания. Была умная молитва с четками, потом, допустим, было уставное богослужение, псалмопение, а те, у кого была возможность, совершали богослужение по часам, они, конечно, это разделяли. Эти делания вообще-то входят в богослужение, если оно совершается правильно. Само богослужение состоит как минимум из четырех элементов. Там должна быть молитва, псалмопение или пение, должно быть чтение и богомыслие, проповедь, размышление вслух. Из этих элементов в нашем богослужении осталось в основном пение и чтение только Священного Писания, а чтения к размышлению мы не слышим. Стоящий в храме не слышит молитву, потому что ее читает про себя священник. И встает вопрос, как же помолиться, когда ты слушаешь только пение или чтение? Может быть, это и заставляет тех, кто почувствовал вкус к молитве, пытаться это совместить.

– Нужно ли думать о своих грехах во время молитвы?

– Если они есть, то думайте. О греховности мы думаем постоянно, потому что постоянно ее чувствуем. Это состояние, к которому приходит православный подвижник, невольно приходит. И он постоянно чувствует себя грешником. О грехах думать не рекомендует Марк Подвижник. Он говорит, что если ты этим занимаешься, то находишься возле зловонной ямы, постоянно туда заглядываешь, пропитываешься этим и потом туда же падаешь. Он учит другому методу избавления от греха, очень интересному, кстати. Он говорит о терпении скорбей: «Поношение человеческое причиняет сердцу скорбь, но для терпящего оное бывает причиною чистоты». У нас же на сегодня есть только одно представление о средстве избавления от грехов – это исповедь. А ведь это всего лишь одно из средств, и не самое удачное. Есть много других средств. Если говорить о покаянном состоянии, то имеется в виду покаяние в своей повседневной греховности. Но думать о грехах блудного свойства никто из отцов не рекомендует, как раз по той причине, что твое думание рано или поздно приведет к падению, и даже само думание оскверняет тебя. А признание отпущения греха, особенно смертного, это как раз забвение, а не думание о нем. Когда греха нет, ты о нем и не думаешь. А если он есть, если рана кровоточит, то невозможно о ней не думать.

– Отче, давайте поговорим о литературе. Что бы Вы порекомендовали почитать человеку, который хочет научиться Иисусовой молитве? Нужно ли читать то же «Добротолюбие», и если да, то в каком порядке?

– Мне приходит на ум предостережение преподобного Макария Оптинского, где он как раз не рекомендует читать «Добротолюбие» мирянам и монашествующим, которые еще только начинают свой путь. «Добротолюбие» – это просто выдержки из творений святых отцов, собранные даже не хронологически; это мысли на тему молитвы и добродетели. Там нет связности, это хрестоматия, и ею надо уметь пользоваться. А так как человек неопытный в духовном делании легко увлекается всем, о чем он читает, то из-за этого и появляется предостережение. По идее можно читать всё, но только если ты можешь читать отстраненно, а не сразу примерять на себя. А поскольку этой способности нет, особенно у того, кто неопытен, появляются такие запреты, что пока рано. Там есть и авва Дорофей, и Симеон Новый Богослов. Один пишет для общежительных монахов, а Исаак Сирин пишет для отшельников. Неопытному новоначальному это будет сложно разграничить.

Можно читать всё, но только если ты можешь читать отстраненно

Если хочется что-то подобное прочесть, то лучше познакомься с сочинениями святителя Игнатия (Брянчанинова), потому что он сам говорил, что пересказал «Добротолюбие» современным языком, пояснил те или иные аспекты. Еще более просто по данной тематике писал Феофан Затворник. В его письмах затрагивается тема Иисусовой молитвы. Он как раз дает то, что достаточно и необходимо для начала. Если святитель Игнатий делает это более пространно, то Феофан Затворник, будучи педагогом, говорил, ориентируясь на человека, который еще ничего не знает и не понимает. Это своего рода азбука, а святитель Игнатий – уже грамматика.

Я бы больше внимания обратил на то, что не нужно читать. Например, «Откровенные рассказы странника духовному отцу своему» читать не нужно, разве что только для ознакомления. Если вы хотите разобраться в методике, то возьмите эту книгу и почитайте. Это не монашеская книга и не книга о молитве. Это именно объяснение этого делания, более полемическая и научная книга. Здесь же перечисляются книги, которые сегодня распространены, ими увлекаются, но в них содержатся сомнительные аспекты.

Сейчас вышло много разных книг греческих наставников Иисусовой молитвы, и там тоже есть очень странные вещи, и о них тоже мало кто говорит. Какие-то из них можно рекомендовать, какие-то нет.

Фото 5 (7).jpg

– Есть ли реальные свидетельства, когда миряне впадали в прелесть после прочтения книги «Откровенные рассказы странника…» и практики Иисусовой молитвы?

– Такие случаи есть. Я могу привести пример из личной жизни. В студенческие годы, когда эту книгу прочитал один семинарист, он начал практиковать. Это происходило прямо на моих глазах. Семинарист стал ощущать те самые описанные странником благодатные состояния, как следствие он забросил учебу, занимался только молитвой. Он получал от всего удовольствие, особенно от еды, это было заметно. Закончилось тем, что его, конечно же, отчислили за неуспеваемость и он попал в психиатрическую больницу.

– Отче, спасибо Вам огромное за эту беседу! Конечно, тема очень большая. Мы не могли поднять все подтемы в рамках нашего разговора, но те, кому интересно, остальные вопросы могут прояснить в замечательной книге отца Вадима Коржевского «Откровенный разговор священника со своим духовным отцом о традиция исихазма». Скоро выйдет еще одна книга «У ног учителя».

– Да, это методология духовной жизни, своего рода программа. Очень много литературы об этом, и можно легко утонуть. Я много лет потратил на изучение этой литературы, и мне захотелось поделиться своим опытом и дать некоторое направление, план, по которому должна развиваться духовная жизнь. Это поможет правильно понимать те или иные наставления, потому что большинство проблем появляется от непонимания того, что имеет в виду тот или иной отец. Беседа на самом деле очень широкая и большая, и здесь нужно говорить системно и последовательно.

Беседовал Сергей Комаров

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить