Наша цель – Преображение

1 - 2023-08-18T223759.740.jpg

Митрополит Савва (Эспер) с недавнего времени возглавляет Антиохийскую Архиепископию Америки. Родился в сирийской Латакии. В течение 20 лет он преподавал на богословском факультете Баламандского университета пастырские дисциплины и Ветхий Завет. Основал журнал «Аль-Арабия», автор нескольких книг, переводил на арабский язык митр. Антония Сурожского. Ниже приводятся духовные размышления митрополита Саввы о Преображении Господнем.

Сегодняшний праздник Преображения Господня – это праздник славы, прославления человека, возвращение его к тому, каким он был в раю до грехопадения прародителей. Это возвращение к тому совершенству, которым бы они обладали, если бы не пали. Если человек был создан просто для того, чтобы жить на земле какое-то количество лет, то в чем смысл такой жизни? Отнюдь, он был создан для Божественной славы, чтобы облечься в нее. Познание этого – самая глубокая потребность человеческого сердца.

Человек на земле не удовлетворяется своим положением и не может принять его, постоянно желая чего-то лучшего. Но это «лучшее» находится внутри человека, даже если он этого не знает. В каждом человеке есть красота, которая иногда может быть скрыта внешним безобразием. Однако в особых случаях он чувствует ее присутствие. Он стремится к ней, ища славы земной, но, далекий от Бога, он продолжает жаждать той славы, для которой и был создан.

2 - 2023-08-18T223801.948.jpg

Существует слава мiра и Небесного Царства, слава человека и Бога, минутная и вечная, внешняя и внутренняя, основанная на распятии Бога и на распятии других; та, которая приходит через Крест, и отвергающая его. Какой же из этих двух вы желаете? Та, которую обещал нам Бог, состоит в том, чтобы приобщиться «к участию в наследии святых во свете» (Кол. 1: 12). Это слава святости, которую Бог сделал возможной для нас через Крест: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8: 18); «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4: 17).

Поэтому Моисей и Илия говорили с Ним «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9: 31). Слово «исход», по-гречески Εξοδος, указывает на смерть Христа, которая тесно связана со славой Преображения, ибо «пришел час прославиться Сыну Человеческому» (Ин. 12: 23). В годовом богослужебном цикле праздник Преображения наступает за сорок дней до Крестовоздвижения, обнаруживая связь между славой Христовой и Его Крестом. Слово «исход» означает, что страсти Христовы – это осуществление ветхозаветной Пасхи, исход из рабства к спасению.

Открытие этой Божественной славы также подтверждает, что смерть Христа является не чем-то навязанным Ему внешними силами, а, скорее, Его добровольным даром любви. В кондаке на Преображение мы слышим: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние».

Событию Преображения предшествует речь Христа к ученикам о Его грядущих страданиях и о ценности самопожертвования. Здесь усматривается связь между Его Крестом и Воскресением. Преображение было предваряющим откровением Его славы, дабы укрепить учеников, видевших Его, в вере в своего Учителя, в то, что Он является Мессией. Евангелие повествует, что Господь взял Своих главных учеников, Петра, Иакова и Иоанна, чтобы именно они увидели Его во славе. В тропаре праздника мы слышим: «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху…» Эти слова подтверждают, что ученики видели Его в той степени, в какой могли, в какой были в состоянии увидеть и вместить. Святой Дух в тот момент еще не почил на них.

Такая слава достигается теми, кто прошел через крест, то есть теми, кто освободился от своего «эго», от себялюбия. Отвержение своего креста заставляет человека, самоутверждаясь, искать славы земной. Тогда его слава остается мирской, и ей суждено потерпеть поражение. Она не дает человеку полноты и удовлетворения, которых он ищет. Это проявляется в его неудовлетворенности любой прибылью, которую он получает, и в его постоянном стремлении получить больше того, что он уже имеет: «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3: 18–19); «Ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4: 18).

Слава преображения человека в свете Божием непреходяща

Земная слава по определению преходяща, это мираж в жизни грядущей и причина погибели человека. Слава преображения человека в свете Божием непреходяща. Но если этой славы, этой цели не существует, то что тогда оправдает человеческую жизнь? И что тогда ободрит людей нести свои личные страдания и страдания других, кропотливо продолжать жизненный путь? Жизнь без этой Божественной цели становится беспечным путем странников, бессмысленным существованием от утробы матери до могилы. Тогда человеческая история становится просто чередой напрасных миражей, а жизнь каждого человека – бессмысленным набором событий прошлого и настоящего, без возможного прекращения его страданий. Тогда одно лишь упоминание о человеческих страданиях и муках человечества становится чем-то невыносимым.

3 - 2023-08-18T223804.105.jpg
Праздничный ряд монастыря св. Екатерины на Синае

Но мы знаем, что это не так. Бог утверждает это через то, что Он также стал человеком. И Он показывает Своим ученикам Преображение, которое произойдет с человечеством в Царстве Небесном в свое время. Таким образом, Преображение является естественным состоянием для человека. Это восстановленная красота человечества, красота неискаженного творения, каким оно и было задумано. Некоторые узнали эту красоту и испытали ее здесь, на земле. Пророк Моисей пребывал во славе в тот момент, когда его лицо засияло, и евреи не могли смотреть на него. Такое состояние знали многие святые люди – те, кто через чистоту жизни и подвига освободились от своего падшего естества и сами стали храмами Божиими. Таким был преподобный Серафим Саровский и многие другие. Да сподобит нас Господь стать достойными этой славы. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская

Сайт Антиохийская Архиепископия Америки

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить