Наши враги

Митрополит Неофит родился в 1868 году в болгарском селе, с детских лет отличался набожностью и пел на клиросе. В 21 год был рукоположен в диакона и иерея и посвятил себя служению Церкви Христовой, которому отдал 82 года жизни. Вскоре после рукоположения овдовел. В 1896 году окончил Цареградскую духовную семинарию в Константинополе, а в 1900 году – Санкт-Петербургскую духовную академию, с отличием. В 1905 году принял монашеский постриг и был рукоположен в архимандрита, в 1909-м возведен в сан епископа, в 1914-м избран митрополитом Видинским и возглавлял эту епархию до самой смерти – в течение 57 лет.

50 лет митрополит Неофит был членом Святейшего Синода БПЦ (1921–1971), в течении которых 14 лет возглавлял Синод в качестве наместника-председателя (1930–1944). Преставился ко Господу в 1971 году маститым старцем – на 103-м году жизни – и погребен в Видине.

Митрополит Неофит был не только яркой и незаурядной личностью, но и прекрасным духовным наставником и проповедником.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Благородное сердце, верующая душа, военный гений – вот что такое святой великомученик Георгий. Родился он в Каппадокии. Служил при римском императоре Диоклетиане. За доброту и знание военного искусства Диоклетиан назначил его после себя наследником престола. Однако это решение не осуществилось: благородному полководцу суждено было стать не царем, а святым.

История сообщает, что Диоклетиан был самым жестоким гонителем христианства. А его победоносный полководец обязан был своими успехами вере во Христа. Георгий был христианином. Всей душой преданный Христу Господу, он с горечью смотрел на ту жестокость, с которой Диоклетиан расправлялся с христианами, несмотря на то что они были его самыми верными подданными.

Однажды на Рождество Христово Диоклетиан приказал сжечь вместе с большим Никомидийским храмом 20 тысяч христиан. Сердце полководца сжалось от боли при виде этого варварства. Он воспылал благородным гневом против Диоклетиана. Сила свыше стала внушать ему бежать от жестокого царя и всецело предать себя Царю милости и любви. И Георгий вскоре последовал этому внушению.

Однажды Диоклетиан со своими вельможами снова учинил судилище над христианами. Со свойственной ему злобой и безумием он предал на мучения и позорную смерть самых невинных христиан – святых. Отвратительной и мерзкой была эта процедура. Победоносный полководец не мог больше терпеть. Вдохновляемый верой и справедливостью, он вошел в зал, где шел варварский суд, смело обличил императора в нечестии и жестокости и объявил о своей вере в Христа Спасителя.

Все были поражены поступком царского любимца и наследника. Шокирован происходящим был и Диоклетиан. Сначала он употреблял все средства, чтобы убедить Георгия отречься от своей веры. Просил его сохранить свое высокое положение. Но только напрасно: Георгий предпочел стать наследником не земного, а Небесного Царства.

Тогда Диоклетиан воспылал дикой яростью. Тут же приказал истязать великого полководца. И палачи приступили к своему ужасному делу. Георгия секли ремнями, отрезали от его тела куски мяса, вращали на колесе, утыканном зубьями, жгли в негашеной извести… однако мученик оставался непреклонным.

– Скорее ты устанешь мучить меня, чем я терпеть мучения, – сказал он жестокому царю.

Так оно и оказалось! Выбившись из сил, мучители вынуждены были мечом отсечь голову этому великому христианину и выдающемуся военному гению.

Великомученик Георгий называется Победоносцем, потому что всегда побеждал врагов своего отечества. Когда он руководил сражением, победа была гарантирована. А в конце покорил и самого императора – как своей добротой и благородством, благодаря которым унаследовал царский трон, так и твердостью в вере, благодаря которой унаследовал Царство Небесное. Победоносец над врагами земного отечества на поле чести, он и в области веры был победоносцем над врагами спасения и Небесного Отечества. Поэтому святой Георгий по праву считается покровителем христианских войск, защищающих свободу, права и честь отечества.

Такова краткая биография великого Победоносца. В ней каждый из нас найдет для себя ценный урок. Прежде всего святой Георгий подает нам высокий пример благородства и любви к Родине. А что еще важнее – эти качества закаляются у него в огне веры. Она вдохновляет его и помогает в борьбе с врагами спасения. И это свидетельствует о том, что вера в Бога – самое надежное оружие в борьбе против многочисленных врагов наших земных и небесных благ.

Но кто эти враги? Первый из них – это безверие. Диоклетианово языческое неверие и сейчас угрожает нашему личному и общественному благоденствию. Более того, оно уже похищает из наших рядов дорогие жертвы. Этот враг стремится уничтожить самое чистое и возвышенное в человеке, перечеркнуть нравственный закон в его сердце, помрачить свет его духа. Жалкой, беспомощной жертвой зла становится тот, кто пленен этим внутренним врагом.

Безверие – первый враг. Беспомощной жертвой зла становится тот, кто пленен этим врагом

Корабль, оставшийся без кормчего, не может в целости и невредимости достигнуть тихой пристани. Подвластный морским бурям, он, после страшных приключений в безбрежном море, неминуемо будет разбит бушующими волнами о какую-нибудь подводную скалу. То же бывает и с человеком, оставшимся без руля веры. Как только буря безверия начнется в его сердце, он уже не сможет найти ни тихого пристанища здесь, на земле, ни вечного покоя там, за гробом. После безумных скитаний по житейскому морю он неминуемо будет разбит о скалу преисподней.

Кто не верит в Бога, кто не верит, что есть другая жизнь и Всеправедный Суд, перед которым каждый даст ответ за свои дела; кто не верит, что человек создан для вечности и искуплен для блаженства, – для того нет ничего святого и запретного. Он способен совершить самые отвратительные беззакония и мерзости, и глазом не моргнув.

Действительно, кто сможет удержать неверующего от злых дел? Он ведь не верит, что совесть – это глас Божий и бессмертная принадлежность души. А значит, ее голоса он не слушает. Еще менее способна удержать его от злодеяний честь. Он не верит, что существует загробное воздание за честные и бесчестные поступки, за добрые и злые дела. Выражения «честь», «благородство», «совесть» и пр. для него – пустые слова, которым нет места ни в его сердце, ни в душе, ни в делах. Для него они – только средство обманывать других. Гражданский закон он с легкостью обходит, поскольку нравственный закон отсутствует в его сердце. Да, неверие поражает нравственное в человеке, поражает и саму его человечность.

Эгоизм, алчность, угождение плоти и пр. – тоже враги нашего духовного блага. Они источник потрясающих сцен и ужасов. Эти враги опасны, потому что берут верх над нами изнутри. С виду они вроде на нашей стороне и защищают наши интересы. По их внушению мы вроде бы заботимся о том, чтобы хорошо устроить свою жизнь, приумножить собственность, создать себе какие-то приятности. Но это, в сущности, обман. Они постоянно нам изменяют, увлекают нас за рамки закона, предают нашу душу в плен греха, мучают ее и вынуждают отречься от Христа и начать поклоняться им. А это хуже поклонения языческим идолам. Потому что эти пороки мало того что вынуждают многих жертвовать своим добрым именем, имуществом и честью, но и побуждают посягать на имущество, честь и счастье ближних.

Эти враги-пороки – источник бескрайнего множества других подобных им. Они порождают все виды преступлений: кражи, убийства, мошенничество, подлоги. Они приводят и к моральному разложению с его страшными болезнями, которые лишают покоя дух, подрывают здоровье и угрожают жизни. Чтобы победить этих врагов, требуется больше мужества и нравственной силы, чем для победы над врагами отечества. Поэтому кто может побеждать первых, тот с легкостью побеждает и вторых.

Не менее опасными врагами личного спасения являются мир с его соблазнами, дух злобы с его кознями и искушениями, злые люди с их интригами и клеветой, завистью и злобой. Это вражеские сети, которые постоянно набрасываются на нашу добрую жизнь и смущают дух. Счастлив, кто умеет победоносно бороться с ними. Потому что он сохраняет блаженный покой своего духа и светлую чистоту совести.

Наше духовное благо требует, чтобы мы вели борьбу против перечисленных врагов. Но где нам искать помощи, чтобы побеждать их? Где черпать силу, чтобы противостоять им? Там же, где находил ее и черпал великий победоносец святой Георгий – в своей живой вере в Бога и Христа Спасителя. Только через нее можно получить помощь от Господа сил, любви и милосердия, чтобы отринуть мирские соблазны, бесовские искушения, интриги и зависть злых людей.

Еще легче приобретается эта победная сила через молитву. Сердечная молитва – эта рука веры, которой она берет у Бога всё, что нам нужно. Таким образом, через веру, любовь и молитву мы получаем мощное содействие благодати Божией, которая вдохновляет и внушает самоотречение, коим великомученик Георгий побеждал врагов.

Приобретается эта победная сила через молитву

Поэтому великий апостол Павел и советует нам:

«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6: 11–17).

В этом сила истинных христиан-победоносцев. Этим мы защитим и усилим нашу взаимную любовь, доверие и поддержку. С этим сможем вести победную борьбу против всех отвратительных пороков и преступных козней, замышляемых врагами порядка, чести, долга и спасения.

Вооружимся же этим духовным мечом истины, веры и любви и встанем против неверия и безнравственности, чтобы сохранить свое личное и семейное духовное благо. Да будет великий победоносец и мученик Георгий примером нам в борьбе и помощником в победе. Аминь.

Перевела с болгарского Станка Косова
Добротолюбие.ком

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить