О немилосердном заимодавце

В сегодняшнем отрывке Евангелия от Матфея (18: 23–35) говорится о царе, который сжалился над своим слугой и простил ему большой долг, в то время как этот слуга отказался простить гораздо меньший долг своему товарищу.

Это повествование относится к группе притч, которые свидетельствуют о Царствии Небесном. Иисус рассказывает ее Своим ученикам после того, как Петр подошел к Нему и спросил, сколько раз прощать согрешившему против него брату. На что Иисус отвечает: «До седмижды семидесяти» (Мф. 18: 22). За этим следует сегодняшняя притча, в которой Иисус сравнивает милосердие царя и жестокость слуги. Она начинается со слов: «Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими». В большинстве притч Господь Иисус под «человеком-царем» имеет в виду Себя. Господь Иисус – Слово Божье и Царь царей, воплотившийся (ставший человеком) для нас. Когда Христос говорит о слугах, которые просят простить долги, Он имеет в виду День Суда, когда Он придет во славе, чтобы судить живых и мертвых.

Итак, царь начинает отсчет с конкретного слуги, который должен был ему десять тысяч талантов («талант» был единицей измерения в то время и представлял собой огромную сумму, ценность которой неизвестна, но, возможно, эквивалентна полумиллиону золотых лир). Это был огромный долг даже для целой страны, не говоря уже об одном слуге. С другой стороны, мы читаем, что его товарищ должен был ему всего 100 динариев. Иисус дал в этом сравнении аналогию того, какое количество больших грехов мы совершаем перед Богом относительно тех незначительных ошибок, которые мы совершаем по отношению друг к другу.

Поскольку слуга не мог погасить этот большой долг, его господин «приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить». В то время и по римскому, и по иудейскому законам бедные должники продавались в рабство вместе с их семьями (Исх. 2: 21 и Левит 25: 39) и это считалось справедливым и законным наказанием. Продать раба с женой и детьми означало лишить его абсолютно всего, разлучив его даже с семьей, и тем самым лишить его радости и любви, которыми он наслаждался, находясь со своей семьей на службе царя. «Продажа его жены и остальных членов его семьи показывает полное и абсолютное отделение от радостей Бога. Ведь продажа показывает довольно явное отчуждение от Бога», – пишет святитель Кирилл Александрийский.

Перед лицом этого «справедливого» постановления, «раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу». Обратите внимание, что он не просил хозяина освободить его от долга, а, скорее, дать ему отсрочку для выплаты. 

Про этот земной поклон и мольбу раба в сегодняшнем отрывке говорится: «Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему». Слуга просил только отсрочку, но ему было дано освобождение и прощение всего долга. Святитель Иоанн Златоуст комментирует: «Видите ли вы снова, насколько он был щедрым? Слуга просил только о продлении срока, но он дал ему больше, чем тот просил – полное прощение и отпущение всего долга. Он хотел дать ему всё это с самого начала, но не хотел, чтобы это дарение было только с его стороны. Он хотел, чтобы слуга извлек уроки и попросил пощады, чтобы он не пребывал в иллюзии невиновности».

Он хотел, чтобы слуга извлек уроки и попросил пощады, чтобы он не пребывал в иллюзии невиновности

Получив прощение долга, этот раб затем увидел одного из своих товарищей, который должен был ему сто динариев; и, схватив его за горло, сказал: «Отдай мне, что должен». Итак, здесь мы видим человека, покидающего своего господина сразу же после того, как он был прощен и освобожден от большого долга, только для того, чтобы подойти к своему собственному слуге и, совершенно пренебрегая дарованным ему прощением, потребовать выплаты меньшего долга.

Тогда слуга, имеющий меньший долг, реагирует так же, как и его господин: «Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе». Однако этот человек не простил своего товарища и отказался дать ему время, вместо этого он «пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга». Видим ли мы существенную разницу между грехами друг против друга и грехами против Бога? Это такая же большая разница, как между десятью тысячами талантов и сотней динариев.

Сердце царя прониклось состраданием, и он простил своему рабу десять тысяч талантов. Но тот, в свою очередь, не пожалел своего должника, который должен был ему во много раз меньше. Он не проявил ни милосердия, ни сострадания, ни прощения, а бросил его в темницу, пока тот не выплатит долг. Вот как слуга-кредитор ведет себя по отношению к своему должнику, так и человек ведет себя по отношению к другому человеку, и такое поведение превращает великую милость Бога в суровое правосудие. 

Вот как слуга-кредитор ведет себя по отношению к своему должнику, так и человек ведет себя по отношению к другому человеку

Когда царь узнал о поведении слуги, он подозвал его и сказал: «Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» Царь преподал слуге урок прощения, чтобы он мог последовать его примеру, начав относиться к другим таким же образом, а когда он не сделал этого, милость и прощение господина превратились в ужасающий гнев. 

Наш отрывок заканчивается словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». Это основная идея сегодняшней притчи – простить наших товарищей-«слуг», которые согрешили против нас.

Этот пример ясно показывает нам, что, если мы не простим нашим товарищам-«слугам», то есть братьям и сестрам во Христе, которые грешат против нас, долги их грехов, мы будем подвержены такому же наказанию. 

Учитель начал эту притчу с того, что показал нам силу покаяния и Свою абсолютную любовь к человечеству. Когда раб пал в раскаянии перед своим господином и просил еще времени, господин из своей любви и сострадания простил ему весь долг. Прощение начинается с покаяния и раскаяния.

Прощение начинается с покаяния и раскаяния

Апостол Павел говорит в Послании: «Вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия» (Рим. 3: 23). Святым Крестом Господь Иисус искупил наши многочисленные грехи, и Сам «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2: 2). Он прощает нас каждый день и каждый час, когда мы со смирением и сокрушенным сердцем просим Его о прощении, даже если наши грехи численно превосходят песок морской. Но в то же время и Он просит, чтобы мы всем сердцем простили наших братьев за их незначительные проступки по отношению к нам.

Когда наш Господь Иисус Христос умирал на Кресте, Он показал величайший урок – урок прощения: Отче! прости им, ибо не ведают, что творят (Лк. 23: 34). Он также учил Своих учеников и нас после них, что всякий раз, когда мы молимся Господней молитвой, которую мы произносим на каждом богослужении и Литургии, мы должны говорить: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Прощение Господа наших грехов – это бесплатный и безусловный дар, но Он ожидает, что мы, Его дети, будем прощать друг друга, чтобы мы могли подражать Ему и исповедовать Его как милосердного и любящего Бога. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Антиохийская Архиепископия Австралии

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить