О страданиях

Страдания и боль сопровождают человека с самого начала его существования на земле. И это было и остается одной из главных экзистенциальных проблем, которая продолжает озадачивать человеческий разум. Люди всегда пребывали в поиске удовлетворительных ответов на такие основополагающие вопросы жизни, как боль, добро, зло, смерть и так далее. Вопрос страданий занимал разные религии и философские школы, но продолжает ставить человечество в тупик, потому что человек сопротивляется пониманию боли и страданий и их принятию.

1.jpeg
Изгнание из рая

Библия говорит нам, что боль была у первого человека с тех пор, как он покинул рай. Бог сказал Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3: 19). В Ветхом Завете неоднократно поднимается этот вопрос, и ему посвящена вся Книга Иова Многострадального. Господствовавший менталитет ветхозаветных людей был основан на вознаграждении и наказании, когда страдание считалось наказанием за все совершенные грехи. Люди всегда стремились разрешить сложный вопрос, связанный с болью, пытались объяснить ее источник, как к нему подойти и как его устранить. Тем не менее боль и страдания продолжают приходить в человеческую жизнь.

Только Христос не дал рационального ответа на эту проблему и не связал боль с грехами: «Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9: 2–3). И Он восстановил ему зрение. Ответ Христов на страдания этого человека и на вопрос учеников был экзистенциальным и практичным. Он исцелял больных, очищал прокаженных, открывал глаза слепым, поднимал расслабленных, воскрешал мертвых и кормил голодных.

Как сладко читать повторяемые в разных Евангелиях фразы: «Сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много» (Мк. 6: 34); «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» (Мф. 9: 36); «Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись» (Мк. 1: 41); «Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! Тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить» (Лк. 7: 13).

На протяжении двух тысячелетий богословы и церковные авторы усердно рассматривали проблему боли и страданий и давали на нее ответ. Боль связана и переплетается с падшим миром, в котором мы живем. Она сопровождает человечество с тех пор, как Адам покинул небесный рай. Однако лучшим ответом христиан на эту проблему является следование примеру своего Учителя, Господа нашего Иисуса Христа. На земле мы находимся не в раю. Но человек был создан для него, и наша цель – искать его и вернуться туда.

2.jpg
Распятие, фрагмент фрески. XIV в.

Христиане знают, что Царство Небесное не будет достигнуто здесь, а, скорее, в грядущей вечной жизни. Однако мы, будучи последователями нашего Учителя, должны приносить в этот мир радость этого Царства – поддерживать страждущих, утешать скорбящих, поить жаждущих, кормить алчущих, обнадеживать отчаявшихся, восстанавливать поломанное, возвращать радость тем, кто ее потерял. Наше призвание состоит не в том, чтобы осудить страждущего, а в том, чтобы облегчить его боль. Мы должны различать страждущих и их страдания, больных и их болезни, грешников и их грехи. Мы должны принимать первое и бороться со вторым.

Наше призвание состоит не в том, чтобы осудить страждущего, но чтобы облегчить его боль

Это все не означает, что в христианстве нет рационального или богословского ответа на проблему страданий и боли, но самый важный ответ – следовать по стопам нашего Учителя, Иисуса Христа, заботясь о ранах страждущих, перенаправляя их боль на спасение. Мы существуем в падшем мире, где боль неизбежна, и ее лучше воспринимать через призму блага и черпать в ней спасение и утешение. Не останавливайтесь на изучении ее причин, но ищите способы обойти их. Вопрос «почему» неизбежен, но вопрос «как» более важен и полезен. Не стремитесь к тому, чтобы испытывать боль. Христиане стремятся не к ней и не к печали, а к жизни: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10: 10).

3.jpg
Мозаика базилики святого Климента, Рим

Христиане терпят страдания во имя Христово и черпают от Его Креста силу и надежду, которые приведут их к Воскресению. Таким образом, святые терпели свои страдания и тем самым освящали свои жизни. Тот, кто любит Бога, может преобразовать их на пользу и во спасение. Множество людей обрели свое спасение, выдержав боль и страдания, перестав творить злые дела. Я помню одного родственника, который очень гордился собой и своими достижениями в науке. Перед смертью он перенес длительную болезнь и сильную боль. Он сказал мне незадолго до своей кончины: «На этой постели познаешь смысл очищения и чистоты». Его слова ошеломили меня, и я прославил Бога, умеющего привлечь каждого человека в Свое Вечное Царство. Если мы действительно верим в вечную жизнь, то мы признаем ничтожность любых земных страданий этой жизни в свете грядущей радости Царства Небесного. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Антиохийская Архиепископия Америки

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить