От яслей к святости

Братья и сестры, кто такой бедный человек? Это тот, кто практически ничем не обладает. А кто такой богатый? Тот, кто обладает многим. Это по мнению людей. Но по мнению Бога бедность и богатство имеют другое значение. 

Согласно взгляду Бога на человека, богатый – это тот, кто любит только себя, а бедный готов отдать все, что у него есть, независимо от того, сколько он имеет. И последний, готовый отдать все, – это тот, кому Господь Бог дает Царство Небесное.

Поэтому в Евангелии от Матфея, например, говорится: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5: 3). Нищие духом подобны вдове, которую Господь видел отдающей все, что у нее было, в ящик для пожертвований в храме.

Изображение из iOS (2).jpg

Там было много людей, вкладывающих в ящик разные суммы денег. Господь Бог не смотрит на сумму, которую мы жертвуем. Несомненно, многие люди положили больше, чем та вдова, на которую указал Господь Иисус ученикам: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела» (Мк. 12: 43–44). Почему? У нее было много денег? Нет, она была бедной женщиной. Но она положила все, что было с собой: две маленькие монеты! 

Эти две лепты для нее были ценой за буханку хлеба, в которой она нуждалась, чтобы поесть. Несмотря на это, она добровольно пожертвовала их в храме. И поэтому в глазах Господа Бога она внесла больше, чем все. Следовательно, в результате она получила Царство. В тот момент Господь Иисус дал ей Царство. 

Поэтому для Господа бедный человек – это тот, кто готов отдать все. Он – тот, кто щедро дает. В псалме сказано: «Расточи, даде убогим: правда его пребывает во век века» (Пс. 111: 9). Здесь сказано «расточи», но не «растрать». И такой человек – нищий духом. Он может иметь много, а может – мало. Обычно у него мало, потому что если он обладает большим, то он подвержен искушению оставить себе большую часть того, что у него есть. Богатый, если и дает бедным, то дает из своих излишков.

Конечно, есть бедняки, которые все отдают, и есть богатые, которые все отдают. Но последних крайне мало. И если мы хотим знать, беден ли человек перед Богом, его бедность действительно очевидна в его безграничных пожертвованиях. Тот, кто дает без счета, без ограничений, тот нищ перед Богом. И Бог ему дает не только Царство, но и все, что ему нужно на земле. По этой причине нет большей добродетели, чем нищета в духе. Это величайшая добродетель.

Изображение из iOS (2).jpg

По правде говоря, все добродетели происходят от нищеты духовной. Если в Библии сказано: «Корень бо всем злым сребролюбие есть» (1 Тим. 6: 10), тогда можно сказать с чистой совестью, что любовь к нищете духом – корень всех благ и благословений.

Бог пришел к нам бедным, а не богатым Человеком. Бог воплотился и обитал в этом мире как бедный Человек, потому что Он богат. По этой причине Он родился в пещере; Он родился в яслях для домашнего скота. Ему не место среди богатых людей этого мира. Когда один из них сказал Ему: «Учитель! Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел», Господь Иисус ясно сказал ему: «Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8: 20).

Конечно, вначале Он жил в Назарете, но затем переехал в Капернаум. И, конечно, Ему было негде переночевать. Но для Него это было неважно. И на практике это означает, что Он был совершенно беден. Он находит для Себя покой только в совершении дела Небесного Отца, ради которого Отец послал Его. 

Изображение из iOS (2).jpg

Поэтому Господь Иисус, успокаивая бурю, сказал Своим ученикам: «Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшаго Мя и совершу дело Его» (Ин. 14: 34). Он говорит им: это Моя еда, это Моя работа и Мой отдых. У Господа Иисуса нет еды, нет питья в этом мире, чтобы заполнить Его экзистенциальную пустоту. Конечно, Он ел и пил, потому что был Человеком. Конечно, Он спал. Когда Он был в лодке и бушевала буря, Он спал. Но буря не повлияла на Него, потому что Он пребывал на лоне Небесного Отца и поэтому находился в совершенном покое. Дело еще и в том, что Он имел власть над всем в этом мире, что можно назвать «штормом». Когда ученики сказали Господу Иисусу, что вот-вот погибнут, Он встал, упрекнул их в неверии и сказал ветру: «Утихни!» И было большое затишье. Господь дает такую ​​власть всем тем, кто по своей воле нищ в духе, тем, кто учится изо дня в день не искать ничего, кроме Лица Божия.

Изображение из iOS (2).jpg

Святой Николай, день которого мы празднуем сегодня, был примером нищего в духе перед Отцом Небесным. По этой причине его дары были безграничны, и они были не только денежными подарками. Он давал без счета. То есть он заботился о людях без ограничений. Он любил людей и беспокоился о них. Для него это были его еда, его питье и его отдых. Разве святой Николай не ел, не пил и не спал? Конечно же. Но его истинный покой заключался в том, чтобы дать отдых усталым людям. Его истинная пища заключалась в том, чтобы накормить голодных в этом мире. Его истинным питием было напоение жаждущих в этом мире. Прежде всего, его радость заключалась в том, чтобы привести стадо Христово на истинное, божественное пастбище, на пастбище Евангелия.

Жизнь дана человеку для того, чтобы стать человеком Божиим, нищим перед Ним

Жизнь дана человеку для того, чтобы стать человеком Божиим, нищим перед Ним. Все заботы такого человека состоят в том, чтобы обогатиться словом Божиим, обогатиться Божиим Духом, Божиим светом, Божией любовью. Поэтому любовь для него – еда. Это его лекарство. Это его радость и Царство. Тот, кто не стремится утешить скорбящих, не может вкусить Царства. Тот, кто не накормит голодных в этом мире, не может быть накормлен Небесной манной, которую Господь Иисус дал этому миру и миру грядущему.

После Богородицы святитель Николай – самый выдающийся святой в истории. Несмотря на все это, мы знаем о нем очень мало. Информация о нем, если мы хотим отсеять ее по стандартам современного исторического исследования, не представляет никакой ценности. Тем не менее этот святой жив в душах людей уже 17 столетий, потому что заботится и беспокоится о них.

В своей земной жизни он был епископом Мир Ликийских, а после кончины стал епископом всей Церкви во всем мире! Каждый год в мае в России несколько десятков тысяч верующих проводят пеший крестный ход на 170 км с иконой святого Николая! За этой иконой следуют дети, старики и даже инвалиды в колясках.

Они сошли с ума? Нет. Святой Николай жив в душах этих людей. Почему? Потому что любовь, любовь Божия, не умирает. 

Человек по-настоящему реализуется через любовь, через жертву, через бедность ради Бога. Он отдает все без исключения. Несомненно, святитель Николай молился, но он молился за других, за людей. Что до себя, то он просил милости у своего Господа. Он ничего для себя не искал. Бедный человек абсолютно ничего для себя не ищет. Он отдает все, что у него есть. Подобно тому, как кто-то тренируется, чтобы пересечь Ла-Манш, бедный человек также тренируется, чтобы пересечь море нищеты. 

Человек по-настоящему реализуется через любовь, через жертву, через бедность ради Бога

Духовная жизнь требует смелости и принуждения души. Есть кое-что очень важное, чему нужно научиться, прежде чем покинуть этот мир: бедность ради Христа! 

Когда человек радостен быть полностью открытым, не имея ничего своего, на что можно положиться, кроме Господа Бога, тогда он осознал свою человечность; он стал новым, совершенным человеком во всех смыслах этого слова. Затем он восклицает, как Господь Иисус на Кресте: «В Твои руки предаю дух мой!» 

Изображение из iOS (2).jpg

Святой Николай был примером нового человека по образу своего Учителя Господа Иисуса Христа. Встречается ли у кого-нибудь воспоминание о том, что ел или пил святой Николай, где он спал, какой у него был дворец, на каком транспортном средстве он путешествовал, какое удовольствие он испытывал в своем епископском дворце? Никто не помнит абсолютно ничего подобного, потому что это совершенно не имеет значения. Сегодня в историях, которые рассказывают о нем, и в его ощутимом присутствии во всем мире основной интерес мира к Святому Николаю – это его великая любовь к людям!

Святой Николай был примером нового человека по образу своего Учителя Господа Иисуса Христа

По этой причине Господь Бог дал ему и дал нам очень важный знак. Более 1600 лет из мощей святого Николая истекает миро. И это не прекращается до сегодняшнего дня. И поэтому каждый год в мае в городе Бари, где находятся мощи, от них берется часть этого мира, которое собралось в течение предыдущего года, и раздается верующим. И происходит множество исцелений и благословений. 

Изображение из iOS (2).jpg

Это знак того, что он жив и что жизнь обитает в его мощах. Он жив, потому что Дух Господа обитает в них. Они выделяют миро сами по себе? Конечно, нет! Напротив, Дух Господа, пребывающий в костях человека, дарует через этого человека «реки воды живой», реки благословения, по словам Господа Иисуса Христа. 

Святой Николай был, есть и останется до конца образом своего Учителя, бедного перед Отцом Небесным, а также образом вдовы, за две лепты купившей Царство. Святой Николай купил Царство и раздавал его на протяжении истории всем тем, кто его ищет, и умножает благодать на благодать. По этой причине вы приходите в день святого Николая, чтобы участвовать в богослужении и возносить молитвы и хвалы, чтобы Господь Бог дал вам благословение через него. Пусть Господь Бог даст вам и нам благодать Своего присутствия через этого великого святого. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Семья Святой Троицы

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить