Пастырские встречи. Евангельские строки в преломлении современной жизни

Церковь предписывает христианам прочитывать в день хотя бы по главе Евангелия. Открывая Книгу изо дня в день, мы находим всё новые и новые смыслы. Толкования святых отцов помогают глубже понять суть этих бесценных строк. И всё же как слова, сказанные Христом Спасителем более двух тысяч лет назад, преломляются в нашей жизни, людей ХХI века? Насельник Сретенского монастыря иеромонах Иннокентий (Присадков) на пастырской встрече в кафе «Несвятые святые» помогает осознать, понять, принять сердцем оставленные нам Спасителем заповеди.

– Дорогие братья и сестры, Великий пост – это совершенно особое время. Некоторые, правда, отрицают необходимость поста, говоря, что Спаситель напрямую не учил тому, что нужно поститься. Конечно, Христос говорил Своим апостолам, например, когда они не могли изгнать беса из мальчика: Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17: 21). Великий пост и другие посты входят в церковную практику. Мы следуем этой традиции и стараемся в это время не только воздерживаться от еды и разных увеселений, но и в первую очередь жить по Евангелию.

Жизнь христианина можно условно разделить на несколько направлений, и одно из них – это поступки, наши действия. В основном эти действия направлены на ближнего, на того, кто рядом. Второе направление – это аскеза, молитвенный опыт, изучение Священного Писания и творений святых отцов.

– Меня волнует проблема спасения. Кто может спастись? Есть ли в нашей Православной Церкви какое-то официальное положение, которое говорит о том, кто же вообще может спастись? Может ли, например, спастись некрещеный человек?

– Мне сложно назвать какой-либо конкретный документ Православной Церкви, но Сам Спаситель в Евангелии сказал: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3: 5). Но мы не можем судить людей, которые не крещены, и не должны каким-то образом над ними превозноситься и предвосхищать Суд Божий. Мы не знаем, что с ними будет.

Мы не можем судить людей некрещеных: мы не знаем, что с ними будет

В Нагорной проповеди Христос говорит о том, кто достигнет спасения. Это нищие духом: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5: 3). По сути, это те люди, которые попадают в рай. Это первая ступень, и далее по заповедям блаженства. Но невозможно сказать о себе: «Я спасен», и у святых мы такого не встречаем. Я вспоминаю игумена Никона (Воробьева), который говорил, что без Бога ничего не может сделать, то есть описывал такое смиренное состояние духа, но при этом никогда не утверждал, что он сам близок к спасению, и никто из святых этого не говорил.

– В Евангелии сказано: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: “приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне”» (Мф. 25: 34–36). Значит ли это, что тот, кто сделал хотя бы это, может рассчитывать на спасение?

– Дело в том, что Священное Писание многогранно, и та или иная идея не исчерпывается каким-то одним отрывком. То, что вы сказали, верно, но есть и другое место в Евангелии, где Христос говорит Никодиму: Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3: 5–6). В конечном итоге мы должны прийти в духовное состояние, которое позволит нам находиться вместе с милостивым Богом. Господь милостив не только к тем людям, которые делали добро, Он милостив всегда и ко всем, но человек должен приобрести определенные свойства, чтобы быть вместе с Богом. Поэтому мы, с одной стороны, совершаем действия по отношению к людям в этой жизни, о чем говорится в 25-й главе Евангелия от Матфея, и стремимся прийти в духовное состояние, о котором говорится в Нагорной проповеди, в заповедях блаженства. Для этого внутреннего преображения нам нужна благодать, и в Крещении мы получаем семя благодати, из которого потом, если мы правильно развиваемся, растет духовное дерево, которое потом уже приносит какие-то плоды.

Мы не можем знать, кто спасется, а кто нет. Мне кажется, надо просто смириться с ограниченностью нашего знания. Эта ограниченность, опять же, разрешается по мере духовного роста человека. Будем делать добрые дела для ближних, а главное – постараемся измениться внутренне, приобщаясь Божественной благодати, потому что от того, какие свойства приобретет наша душа, мы будем иметь то или иное место в жизни будущего века.

– Вы не могли бы истолковать евангельские слова: «Блаженны нищие духом» (Мф. 5: 3)?

– «Блаженны» означает «в высшей степени счастливы». Это первая ступень, первая стадия блаженства и первая заповедь, в которой обещается уже Царство Небесное. Любое евангельское блаженство – это духовное блаженство. Мне хочется верить и надеяться, что большинство из здесь присутствующих встретили Христа и что христианство для них – это некое переживание Бога. В каком-то смысле мы соприкоснулись с этим блаженством, встретив Христа. Духовная жизнь в христианстве подразумевает постоянное развитие. Если же мы останавливаемся или, еще хуже, поворачиваем назад, мы разрушаем себя и отходим от этого блаженства.

Христос говорит о том, что может привести человека к блаженству, к единению с Богом. По сути, это смирение, то есть состояние, когда человек видит свои грехи, борется с ними и стремится жить по Евангелию, когда он искренне осознает себя грешным человеком. Когда человек просто называет себя грешником, не видя, не чувствуя этого, это уже совсем другое состояние. Тем же, кто смирился, Господь дает благодать не грешить, благодать духовно развиваться, и они уже не впадают в тяжкие грехи. А главное, они имеют сокрушение духа и понимают, что без Бога ничего в этой жизни сделать не могут.

Что может привести к блаженству? Смирение, то есть состояние, когда человек видит свои грехи и борется с ними

– И сколько же нам ждать, пока Господь даст Свою благодать?

– По-разному бывает, кто-то ждет всю жизнь. Дело в том, что человек привыкает к благодати, он ко всему хорошему привыкает, и к благодати тоже, к сожалению. Подчас мы лишь тогда понимаем, как все было хорошо, когда благодать уже отступает. Возможно, вы находитесь сейчас в таком состоянии, когда с вами Господь, пусть даже в самой малой степени, и вам и так уже хорошо, просто вы забыли, что такое плохо. Преподобному авве Дорофею в письмах отвечает его старец Иоанн Пророк. Так вот, авва Дорофей тоже сокрушается: «Где же благодать? Где блаженство? Я пощусь, молюсь, и ничего не помогает». А тот отвечает: «Ты уже в принципе и так находишься в состоянии благодати, просто ты к этому привык».

Человеку иногда потому не даются все эти высокие духовные переживания, что он к ним не готов и может возгордиться. А кроме того, у нас и так все есть: Священное Писание, Таинства. Так что не нужно ждать и искать каких-то духовных переживаний.

– Как совместить послушание родителям, и как понимать и евангельские слова: «Иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8: 22)?

– Наверное, маленький ребенок должен слушаться своих родителей во всем, но когда человек вырастает, он уже взрослый, а не ребенок, тут уже другая фаза: он должен почитать своих родителей, заботиться о них. Если взрослый человек во всем слушает своих родителей и не имеет своего мнения, это тоже неправильно. Бывает, мама приходит устраивать взрослых детей на работу, ходит вместе с ними на свидания, и это уже нездоровая ситуация. В отличие от маленьких детей, взрослому человеку не нужен постоянный родительский надзор, он должен своих родителей чтить, но при этом жить своей, взрослой жизнью. Все должно быть в меру.

Что же касается цитаты: «Иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8: 22), то в толкованиях святых отцов встречается мысль, что если бы тот человек вернулся и участвовал в похоронах своего отца, то его бы как раз увлекли земной жизнью, суетой и заботами, и последовать за Христом он мог бы, только сразу оставшись с Ним. В данном случае он должен был проявить решимость, встретив Самого Бога.

– Господь, когда был на Кресте, сказал: «Жено! се, сын Твой» и «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19: 26–27). Как я понимаю, мы все – родственники во Христе. Но при этом как относиться к своим прямым родственникам, если, например, отец или мать другой веры или неверующие? Ведь сказано: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20: 12). Или это сказано о Боге Отце и Богоматери?

– Христос сказал: Не мир пришел Я принести, но меч (Мф. 10: 34). Имеется в виду, что люди и в семье, и в других каких-то группах будут разделяться: кто-то будет со Христом, а кто-то нет, и каждый сделает свой выбор.

Есть также духовные родственники и духовные друзья. Например, вы молитесь какому-то святому, который вам особенно близок, и со временем, возможно, он станет вам другом.

– Как привести родных в храм к Богу? Стоит ли звать с собой на службу тех, кто ни разу не был на исповеди, или лучше просто молиться за них?

– Пригласить можно, но если мы будем упорствовать и давить на людей, когда они этого не хотят, то реакция будет совершенно обратной: люди будут только злиться на вас, на веру, на Церковь, и вы их своим упорством можете даже оттолкнуть. Но приглашать в храм и говорить о Боге можно, только ненавязчиво, и смотреть, какая будет реакция. Если идет ярость и ожесточение, тогда не нужно говорить о Боге. О Боге можно говорить тогда, когда человек готов слушать и когда это не приводит к какому-то ожесточению или, не дай Бог, богохульству.

Позвать в храм можно любого человека, даже если он не был крещен. Если человек к этому готов, расскажите ему, что для вас значит ваша вера, что вам дает молитва в храме, что вам дают Таинства. А самый лучший способ привести родных к Богу – это быть добрым христианином и стараться поступать по Евангелию.

Самый лучший способ привести родных к Богу – быть добрым христианином и стараться поступать по Евангелию

– Что такое развитие человека в православной вере? Участие в Таинствах, чтение Священного Писания и творений святых отцов – все это присутствует, но я чувствую, что нужно что-то еще.

– Нужно еще стараться в каждом конкретном случае поступать по Евангелию, это именно и есть «что-то еще». То есть это действие будет вас менять. Надо не только читать Священное Писание, но и жить по нему. Иногда мы настолько зачитываемся Евангелием, что оно становится обыденностью, и мы не понимаем, как поступить в какой-то конкретной ситуации. Тогда надо стараться поступить просто по-человечески, как мы хотели бы, чтобы с нами люди поступали.

– Как научиться слушать волю Божию, а не свои хотения?

– Это сложный вопрос. Бог не может просто взять и сказать нам: вот Моя воля, следуй ей. Ведь мы не разговариваем с Богом. Только святые находились в таком единении с Богом, что знали волю Божию и могли и другим ее сообщить, чтобы человек не сбился с пути. Преимущественно это были старцы, которые постоянно жили в подвиге и которым Господь давал Свою благодать. В частности, отец Иоанн (Крестьянкин), по молитвам и по благословению которого вновь начала существовать наша Сретенская обитель. Этот человек знал волю Божию, Господь ему ее открывал. А нам остается только молить Бога, чтобы Он нас направил: «Помоги мне, Господи, открой Свою волю, подскажи, как мне действовать в той или иной ситуации». Но если Господь откроет нам Свою волю, то это – большая ответственность, потому что если человек знает волю Божию и идет ей наперекор, он при этом очень сильно отдаляется от Бога.

Бывает так, что мы стоим перед каким-то серьезным выбором и решение надо принять срочно, тогда помолитесь и постарайтесь разрешить ситуацию в духе Евангелия. Случалось даже такое, что некоторые святые отцы благословляли кому-то тянуть жребий, помолившись перед этим.

– Как правильно толковать слова из Евангелия от Матфея: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: ‟идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его”» (Мф. 25: 41)?

– А что их толковать? Здесь, по-моему, все прямо говорится. Речь идет о том, что будет Страшный суд, и те люди, которые не сотворили милость своему ближнему, не смогут находиться с Богом и, соответственно, пойдут в ад. Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня (Мф. 25: 42–43). Вот о чем говорит Христос: тот, кто не делает всего этого, пойдет в ад.

– О каком действии говорит Христос: «Благословляйте проклинающих вас» (Мф. 5: 44)? Что за действие, и как благословлять? А если проклинают близких людей, которые ни в чем не виноваты, например родителей?

– Если человек кого-то проклинает, даже, условно скажем, заслуженно, этот человек явно не в себе. Христос призывает нас не отвечать людям, которые нас проклинают, тем же самым. Не делайте им ничего плохого, не мстите, не отвечайте им злом, лучше просто помолитесь об этих людях. На самом деле лучший отмститель – это Господь (ср.: Рим. 12: 19). Так что если вам хочется кому-то отомстить, лучше этого не делать: молитесь за этого человека и ждите, пока Господь Сам эту ситуацию как-то управит. Если человек покается, у него все будет нормально, если нет, ему может что-то попуститься. У него свои отношения с Богом и с людьми. Главное, не нужно ввергаться в этот круговорот эмоций, гнева и злобы.

Не мстите, не отвечайте злом на зло, но помолитесь об этих людях

– Как заниматься Иисусовой молитвой мирянам? Где? По сколько? Нужно ли молиться непрестанно при выполнении других дел?

– Это надо согласовывать со священником, у которого вы исповедуетесь. У каждого своя мера: кому-то это и вовсе не надо, кому-то – немножко, а кому-то – и побольше. Там много нюансов – и психологических, и духовных. Поэтому вы, пожалуйста, все вопросы о молитве согласовывайте со священником, у которого вы чаще всего исповедуетесь. В этих вопросах не обойтись без помощи.

– Насколько полезно читать «Лествицу» новоначальным?

– Преподобный Иоанн Лествичник подвизался недалеко от Синая и составил труды, которые называются у нас «Лествицей». Труды эти сугубо аскетические, но там говорится о базовых принципах: о страстях, о добродетелях. Мирянину будет тяжеловато постоянно читать эту книгу. Все святоотеческие книги писались для монахов и про монашескую жизнь, и поэтому там есть отстранение от некоторых явлений и предметов естественной жизни, ведь монах так или иначе в некоторой степени отстраняется и от людей, тогда как в семейной жизни важно иметь душевное единение. Но труд Иоанна Лествичника серьезный, основательный, базовый, и нужно хотя бы несколько раз его прочитать, чтобы иметь представление о страстях, о том, какие добродетели противопоставлены страстям и как все это устроено. При этом важно помнить, что многое там относится к специфике монашеской жизни.

– Великим постом посещали с самого первого дня утренние богослужения и великое повечерие с Великим каноном Андрея Критского. А к субботе первой седмицы упали с ощущением того, что завысили планку и перемолились. Как подняться и продолжить готовить себя к Светлому Христову Воскресению?

– Конечно, все должно быть посильно. К одному священнику подошла женщина и спрашивает: «Можно, я начну голодать? Завтра – Прощеное воскресенье, и я не буду ничего есть». А она была в своем храме активной прихожанкой. Священник ее благословил, сказав ей: «Ты ходишь на службы, поэтому ты все-таки ешь, и ешь столько, чтобы тебе хватало сил молиться и полноценно участвовать в богослужении. А если ты сейчас не будешь есть, то я тебя благословляю начать есть в любой момент, как только ты почувствуешь, что силы тебя оставляют». Все должно быть посильно, и если человек чувствует, что он больше не может, значит, ему нужно как-то приостановиться. Кто-то один раз прочитает покаянный канон Андрея Критского, и этого будет достаточно, а у кого-то есть силы и время ходить на службы каждый день, и слава Богу, что у него есть такая возможность.

– Гордость – мать всех пороков. Как избавиться от гордости? Как стяжать терпение и смирение? Как избавиться от самолюбия, эгоизма, тщеславия, высокомерия?

– Думаю, избавиться от них полностью не получится. Но вы будете «нищими духом», как раз сознавая, что у вас все это есть. Вы будете искренне стремиться от этого избавиться, будете об этом скорбеть и постепенно смиряться, а Бог будет постепенно очищать вас Своей благодатью. Что же касается того, как достичь смирения, правило тут достаточно простое, и святитель Игнатий (Брянчанинов) об этом пишет, объясняя, что надо просто стараться жить по Евангелию, а в своих прегрешениях и отступлениях от Евангелия – каяться. Но есть, конечно, грехи, которые способствуют росту гордости и потере благодати. В частности, осуждение ближних.

Есть понятие смирения перед человеком, когда мы человеку в чем-то уступаем, например останавливаемся в споре или перестаем на него гневаться, упрекать в чем-то. А есть смирение перед обстоятельствами: предположим, вы хотите получить определенную работу, вроде бы все у вас для этого есть: и знания, и навыки, и здоровья хватает, но не получается – и раз, и другой, и третий, уже два или три года. При этом невозможно объяснить, почему так происходит, просто обстоятельства так складываются. Здесь тоже надо смириться, и по прошествии какого-то времени, не сразу, вы поймете, в чем была польза. Иногда хочется поступить по-своему, а потом вам попадется какой-то евангельский текст, и вы поймете, что здесь нужно совершенно по-другому поступать. Тогда вы тоже будете стоять перед выбором: смириться вам перед Христом или идти дальше со своей правдой. То есть смирение перед ближним, перед Богом, перед Его Промыслом.

Преподобный авва Дорофей также выделяет смирение перед вещами, то есть правильное и бережное отношение к вещам. Не надо быть Плюшкиным и собирать всякий хлам, но надо стараться специально ничего не портить, беречь вещи. Но этот вид смирения – второстепенный, главное – это смирение перед ближним и перед Богом.

Конечно, подходить ко всему следует с рассуждением. Например, если вы занимаете руководящую должность, то вы не можете на работе всем уступать, вы обязаны управлять процессом. При этом старайтесь все делать в христианском духе добра и любви.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить