Пастырские встречи. Из малого произрастает большая радость

На одной из Пастырских встреч, которые традиционно проходят в воскресные дни после поздней Божественной литургии в кафе «Несвятые святые», речь шла о грехах (первородном, нераскаянном, мысленном, о грехах сродников) и покаянии. Каждый пост призван помочь христианину заглянуть в самые темные углы своей души, вспомнить все дурное, совершенное нами, и принести покаяние, начать исправление. Иеромонах Лука (Ауле) помогает встать на этот путь.

Фото 1.jpg

Сегодня мы с вами, братья и сестры, проходим поприще Рождественского поста, и прежде всего мы должны получить пищу для ума, пищу духовную, которой мы должны пользоваться и руководствоваться.

Для чего существуют посты? Прежде всего, пост – это освобождение от нашей страстной природы. «Род лукавый и развращенный» (см.: Ин. 1: 21), – Господь этими словами обращается ко всему роду христианскому, в том числе и к нам с вами. Если мы внимательно посмотрим на свою жизнь, на свои души, то увидим очень много того, что нас тревожит и мучает. Когда мы унываем, когда печалимся, не получаем того, что хотим, мы, бывает, ропщем. Когда видим преуспевание нашего ближнего, мы начинаем ему завидовать. Это наши повседневные страсти, которые живут в нас, как множество змей, и мы с ними свыклись. Возможно, внешне мы с вами и не похожи на бесноватых, но когда мы внутри кипим, когда у нас внутри гнев, злоба, раздражительность, когда мы не находим себе места, когда мы еле-еле прибегаем на исповедь и начинаем каяться в каких-то грехах, то успокаиваемся.

И ведь действительно Господь милостиво прощает нас, и мы с вами помним слова Спасителя: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20). Да, мы грешим, у нас много страстей, много пороков, но, с другой стороны, Господь нас милует, хранит, спасает, прощает и терпит. Самое главное – терпит. И терпит наши страсти, надеясь на то, что когда-нибудь мы принесем этот обещанный Ему плод покаяния.

Да, мы грешим, но Господь нас милует, хранит, спасает, прощает и терпит

И этим постом нужно прежде всего акцентировать внимание на нашем уме, который мы должны хранить в чистоте, ведь на ум нападает множество помыслов. И как только приходят какие-то негативные помыслы, от которых нашей душе становится тяжело, сразу нужно вооружаться молитвой. Нужно терпеливо молиться и стараться отсекать эти помыслы, насколько это возможно. Вот такое упражнение на пост. И если мы весь пост будем упражняться и отсекать все прилоги и помыслы, это будет наша работа, угодная Богу.

– Как смириться и привыкнуть к тому, что в жизни нет семьи, детей, работы по душе, нет друзей? Такой Промысл Бога о человеке?

– Я не знаю автора вопроса, но скажу, что, скорее всего, это человек, который совсем недолго ходит в храм. Но когда такое положение, не надо отчаиваться. Когда у человека ничего не клеится ни с друзьями, ни с семьей, ни в душе, это означает, что человек ушел на сторону далече (Лк. 15: 13), то есть очень далеко отошел от Бога. У него совершенно нет тепла. И не потому, что у него нет друзей, а потому что ему самому не нужен никто, он сам ушел, ему тяжело и холодно. Но у каждого человека есть возможность, как у блудного сына, возвратиться назад, возвратиться домой. И что можно посоветовать этому человеку? Вернуться назад, домой. А как это сделать? Просто терпеливо ходите в храм Божий, молитесь, терпите. Если вы каждый воскресный день будете ходить в храм, слушать проповеди, каждое утро и каждый вечер будете молиться Господу как можете, обязательно будете исповедоваться и причащаться почаще, хотя бы раз в две-три недельки, станет легче.

Фото 3.jpg
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Возвращение блудного сына»

Я бы хотел этому человеку посоветовать начать с малого в добре. Жизнь человека укрепляется и растет в двух добродетелях: в хранении ума в чистоте и твердости в добре. Все то, что человек на себя берет, это маленькие подвиги. Скажем, каждый воскресный день ходить в храм, каждое утро и каждый вечер молиться, посты наступили – не попирать их, а любить их. Вот из этого малого, из твердости в добре и хранения сердца в чистоте, в общем-то, и произрастает в человеке самая большая радость. Сначала, может быть, вы будете одни, но когда у вас будет в душе радость, когда у вас будет Христос, когда будет Божественная благодать, не сразу, но потихонечку эта замерзшая душа в храме Божием оттает. Никогда не нужно отчаиваться и никогда не нужно ставить точку и грустно говорить: «У меня нет ни того, ни того. Это что, такой Промысл Божий?» Нет, это вы сами уже отошли от Бога так далеко, что вам стало так плохо, грустно и неприятно.

Из твердости в добре и хранения сердца в чистоте произрастает самая большая радость

– Скажите, если приходишь на исповедь и понимаешь, что совершил грех, но искренне в нем не раскаиваешься и не сокрушаешься о нем, как лучше поступить? Его нужно проговорить? Возможно, лучше рассказать о грехе, когда действительно придет раскаяние?

– Грех греху рознь. Есть грехи к смерти, об этом нам апостол Иоанн Богослов в одном из своих посланий говорит, а есть грехи не к смерти, это, скажем так, наши мысли, от которых страдает каждый из нас. А когда человек пребывает в унынии и отчаянии – это смертный грех, потому что этим грехом человек убивает свою душу. Если человек не будет исповедовать этот грех, хотя бы исповедовать, то душа может впасть в очень тяжкую болезнь и потом из нее не получится выйти. Это как болото, в которое человека затягивает, а потом у него теряются все его духовные силы, понимаете? В любых грехах, даже если у вас нет глубокого раскаяния, все равно понуждайте себя приносить Богу покаяние. Но пока осознавайте и думайте. Если вы хотите жить духовной жизнью, то утаивать грехи и откладывать покаяние в них на потом нельзя. Со смертным грехом причащаться – это просто убийство души.

Фото 4.jpg

– Как стяжать покаянный дух, когда считаешь, что на твою душу пали нераскаянные грехи сродников?

– В Крещении человеку прощается всякий грех, какой бы он ни совершил. Получается, мы не верим в то, что Бог простил нам грехи? Все простил, и родовые грехи тоже простил.

Иногда задают и такой вопрос: что делать, если на роду проклятие? Простите, но вы же в храм пришли, вас крестили, вам все двери Господь открыл, идите к Нему и замаливайте грехи, молитесь за ваших родных. Один христианин вымаливает до четырех родов туда и назад, и до четырех родов Бог вперед благословляет того христианина, который трудится и верит. А матушка Матрона говорила: «В последнее время перед концом мира каждый христианин на себе будет 40 человек нести, 40 человек будет вымаливать один». Занимайтесь своей душой, покайтесь, и когда через это стяжаете Божественный Дух, как говорил батюшка Серафим, вокруг вас тысячи спасутся.

– А когда человек считает, что у него нет собственных грехов, что это все виноваты родители, которые не в вере его воспитали и он не мог по-другому себя вести?

– Это неверие в Бога, потому что мы не можем оправдываться. У нас часто приходят на исповедь, каются в грехах и тут же себя оправдывают, почему так произошло. Либо так каются, как будто бы они тут вообще ни при чем. Когда человек верит в Бога, он не оправдывается, потому что Бог уже оправдал человека, человеку надо только покаяться. Господь человека на Кресте оправдает, берет его грехи на Себя. А когда человек себя оправдывает, в этом случае ему Бог не нужен. Нам не нужно оправдываться, нам нужно покаяться.

Когда человек верит в Бога, он не оправдывается, потому что Бог его уже оправдал

– Крещением первородный грех прощается, но ведь сколько у нас в стране крещеных, а воцерковленных гораздо меньше. То есть крещен человек, а потом всю жизнь грешит и не кается, и так с этим умирает. И получается, что все эти грехи ему прощаются?

– В таинстве Крещения человеку прощаются все грехи, которые он совершил до Крещения, но обратите внимание, если он еще раз совершит этот грех, он его усугубит. Человеку прощаются грехи не будущие, а прошлые.

– Как распознать в себе духовную прелесть? Как с ней бороться?

– Если мы откроем главу о прелести у святителя Игнатия (Брянчанинова), то увидим, что там говорится, что мы все в прелести. Мы все прельщены в той или иной степени. Но самая лучшая защита от прелести – это когда мы считаем себя находящимися в прелести. Мы считаем, что находимся в прелести, и в этом каемся. В чем заключается прелесть? Это обольщение, это некое возвышенное мнение о себе, что я лучше другого, например. Но это неправда, в этом и заключается прелесть. И если мы каждый раз будем анализировать свое поведение, себя смирять и время от времени на исповеди говорить: «Господи, прости меня за мою прелесть, за прельщение, за мнение о себе», – ничего плохого в этом не будет. Если мы сознаем, что мы в прелести, то мы уже на пути к исцелению.

Превью, фото 5.jpg

– Как объяснить невоцерковленному человеку, зачем нужно поститься?

– Это наша добродетельная жизнь, и человеку невоцерковленному надо прежде всего не о постах говорить, а о вере, о Боге. О значимости Бога в жизни человека. О том, для чего Господь пришел. А когда человек уже соприкоснется с жизнью духовной, когда он уже пойдет в храм Божий, тогда с любовью объяснить, зачем нужен пост. Но не надо его заставлять поститься. Я тем людям, которые со смирением приходят в первые годы, даю некоторые послабления, потому что нельзя сразу дать человеку полную нагрузку, надо как-то с рассуждением подходить, с милостью.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить