Пастырские встречи. Как победить страсти

Уныние, осуждение, раздражение…Сколько раз мы каемся в этих грехах и вновь и вновь унываем, осуждаем, раздражаемся. Некоторые даже спрашивают, а стоит ли каждый раз на исповеди об этом говорить, если никак с этими грехами не справиться. На Пастырской встрече, которую организовал иеромонах Филарет (Трунин), как раз шла речь о борьбе с нашими, казалось бы, привычными грехами.

1.jpg

– Страсти – это бесы в человеке или что-то иное? Может человек победить страсть в себе или это может сделать только Бог?

– Страсти – это точно не бесы. Бесы – это бесы. Кислое с пресным не будем путать. Победить страсти – это победить себя, это самое тяжелое, что только может быть в жизни. Отправляю вас к святым отцам, читайте их, там есть ответ на ваш вопрос.

– Как преодолеть страсть уныния? Не хочется жить из-за скорбной ситуации. Это же отчаяние?

– Один вариант вам, наверное, предложу. Труд! Надо чем-то заняться. Уныние, как правило, происходит от бездеятельности. И когда ситуация какая-то не очень хорошая, и перспектива туманная, уйдите в работу с головой. Возьмите лопату и перекопайте дачу. Надеюсь, что вам это поможет.

Победить страсти – это победить себя, это самое тяжелое, что только может быть в жизни

– Человек грешный, а как избавиться? Приходишь в храм, стараешься чаще причащаться, тебе прощаются грехи, но ты постоянно грешишь. Не справляешься, допустим, с грехом осуждения. И если ты не исправляешь этот грех, не приносишь достойного покаяния, как тут быть?

– Мы до конца наших дней будем грешниками. Праведников среди нас будет мало. Но нужно, чтобы мы с грехами боролись. Если человек страдает клептоманий, то когда приходит в магазин и думает о том, что бы украсть, значит, с такими помыслами надо бороться. Но есть что-то, что мы сможем побороть, а что-то не победим никогда. И лишь бы этот список не увеличивался.

– Раньше люди, прежде чем совершить плохой поступок, думали: «А что бы Господь сказал на то, что ты собрался сейчас делать?»

– Идеально, если каждый из нас будет задавать себе такой вопрос хотя бы раз в неделю, раз в месяц. Мы рождены для жизни, чтобы смыслом этой жизни было наполнение ее христианством. Когда читаем Ветхий Завет, можно обратить внимание на то количество смертей и крови, которое там есть. Что принес Новый Завет в нашу жизнь? Мы стали менее кровожадными. Нам так хочется верить. Мне бы хотелось, чтобы это продлилось и дальше как можно дольше.

2.jpg

– Русский человек вообще не кровожаден.

– Что Пушкин сказал про русский бунт? Бессмысленный и беспощадный. Нас заведи и все…животное в нас близко сидит.

– Как быть, если считаешь месть справедливым возмездием?

– Давайте договоримся просить Господа: пусть Он будет мздодаятелем, а мы попросим Бога заступиться за нас, но не мстить, не казнить, не убивать, а хотя бы выявить правых и виноватых. А если виноватыми окажемся мы, то придется наказывать нас, так что тут палка о двух концах.

– Считается ли грехом сребролюбия желание христианина обрести материальные блага?

– Нет. Есть такой момент, когда мне каются в сребролюбии, я говорю, что это, наверное, бережливость. Сребролюбие – это когда 10 миллионов имеете, 11-й подгребаете, а все остальное – бережливость. Любой серьезный мужчина должен зарабатывать. Я ничего не вижу плохого в том, что семья обеспечена. Момент благополучия семьи всегда важен. И когда молодые стремятся заработать, обуться, одеться лучше – пожалуйста, стремитесь, ничего плохого в этом не вижу.

– Встречали ли вы святых людей в своей жизни? Что их отличало от других?

– Встречал, и я думаю, что не я один встречал. Их отличала святость, то есть они были другими. Как святость внешне отличается? Святость – это другое отношение к жизни, другое отношение к людям, другое отношение к поступкам. Все другое.

– Может, они такие же грешники, как и мы?

– Мне сложно сказать, я же не святой. Был бы святой, мне было бы проще ответить на этот вопрос. Нет, к сожалению, такой же грешник, как и все мы. Но они точно святые.

Святость – это другое отношение к жизни, другое отношение к людям, другое отношение к поступкам

– Что значит надеяться на Бога? Как обрести эту надежду?

– Мы взрослые люди и надеемся на кого-то и на что-то, мы надеемся на других людей, мы надеемся на обстоятельства, но до надежды для Бога еще надо дожить. Либо она есть, либо ее нет.

– Бабушка моя говорила, что танцевать – это бесов смешить. А вот царь Давид танцевал, когда он радовался. Как же можно?

– Танцуйте, как царь Давид. Если уж взялись танцевать, танцуйте хорошо, радуйте окружающих.

3.jpg
Л. Адемолло. «Царь Давид приносит Ковчег Завета в Иерусалим», 1816 г.

– Как противостоять порче? Как противостоять козням вражьим?

– Вести православный образ жизни, исповедоваться и причащаться. Ничего к вам не прилепится. Ничего другого и не существует. И нужно стараться внутренне козням противостоять, то есть кто бы вам что бы ни делал, вы это отторгаете. Святой водой пользоваться, мы ее для этого и освящаем. Так что помоги, Господи.

– А можно просфорой?

– Можно просфорой. Бывают моменты, когда вы не причащаетесь, тогда можно просфорочку со святой водой.

– Год назад сын принял постриг. Я должна тянуться за ним? Работаю, один выходной, в субботу не могу быть на вечерней. Является ли это грехом?

– Нет, конечно, не является. Работа – это важное в нашей жизни. Работаем, камнем на шее ни у кого не висим, сами себя содержим, сами обслуживаем. Молитесь.

– Насколько важно быть крещеным, ходить в храм?

– Это основа жизни. Отвечаем словами Евангелия от Марка: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16). Так, основное условие – это крещение и вера. Это прямые слова Христа. Первоисточник нашей веры – Евангелие.

Первоисточник нашей веры – Евангелие

– Что подразумевает спасение в широком смысле слова? И спасутся ли представители других конфессий?

– Самый простой вопрос. Если хотите спастись, соблюдайте десять заповедей. Мой небесный покровитель, имя которого я ношу, святитель Филарет Московский, при всей его консервативности, строгости, говорил, что наши перегородки до Бога не доходят. Спасутся не только православные, но и представители других религий, конфессий.

– Расскажите, пожалуйста, об Афоне. Что Вам запомнилось больше всего? Чувствуется ли там присутствие Божией Матери?

– Вообще, это, наверное, единственное место на земле, где монах чувствует себя на своем месте. Никто на тебя не смотрит, никто на тебя пальцем не показывает, ты в родной стихии. Место уникальное, равного ему на Земле я не знаю. Мое личное восприятие Афона – это кусочек живой Византии. Есть, конечно, Стамбул, Салоники, Сицилия, а живая Она только на Афоне.

– А на Афоне все монахи?

– Нет, там не только монахи живут. Кто-то учится, кто-то пытается понять, нужно это ему или нет. Там действует несколько школ пения византийского. Там разношерстная публика, какая-то небольшая гражданская власть есть. Греческое монашество и русское монашество, оно, кстати, немножко отличается. Есть там и русские, и монастырь, и келий несколько. Но хочу сказать, мне очень нравилось, мне все это было по духу, я в большом восторге от Афона, но сейчас, к сожалению, туда попасть сложно.

4, превью.jpg
Икона «Отрада», или «Утешение», Ватопед, Афон

– Скажите, пожалуйста, если в семье фактически одна я верующая, а муж и дети верят в высшую силу…

– Неверный муж всегда освящался верной женой, поэтому вы в этом доме светоч христианства. Христос существует благодаря вам в этой семье.

– Мне остается только за них молиться?

– Да.

– То есть звать с собой бесполезно? То есть не надо даже предпринимать попыток каких-то?

– Нет, они сами пойдут, когда увидят, как вера преобразила вас, что мама у нас – необычный человек. Ведь почему христианство с первого века так торжествовало по всему миру? Просто когда окрестное язычество смотрело на христиан, как они живут: чисто, хорошо, дружно, – оно приходило к вере. Приведу пример преподобного Пафнутия Великого, это основатель нашего дорогого общежительного монашества. Он происходил из языческой среды, родился в Среднем Египте, еще при императоре Диоклетиане был призван в армию. Но призвать призвали, в казармы поселили, а там закрыли и забыли. И кормить тоже забыли. И кормили их окрестные христиане. Он спросил: «А кто это? Незнакомые люди нас кормят?» Ему ответили, что это христиане местные. И когда он понял, кто эти люди, он сам стал христианином. Да таким, что обратил многих в христианство. До сих пор его монастыри и обители, основанные им в IV веке, существуют, начиная от Луксора и выше. Вот вам пример. Христианство никогда не должно терять соль. И мы должны вести себя так, чтобы глядя на нас, не осудили нас, а сами стали христианами. Ваши близкие, глядя на вас, должны видеть, что мама не скверная, не злобная, она есть воплощение любви.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить