Пастырские встречи. Молитва об усопших

Как поминать некрещеных, крещеных, но не ходивших в храм, иноверцев, самоубийц? Эти вопросы достаточно часто слышат священники, особенно накануне родительских суббот. Есть несколько правил, которые стоит помнить любому христианину, чтобы не оставить своих родных, перешедших в вечность, без молитвы. На одной из Пастырских встреч их напомнил иеромонах Лука (Ауле).

1 - превью.jpg

– При поминовении усопших мы подаем записки только о тех близких и родственниках, о которых знаем, что они крещеные? Если да, то за остальных когда мы молимся?

– Молиться мы должны за всех. Но литургия состоит из трех частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных. Когда вы слышите на литургии такие слова дьякона: «Оглашеннии, изыдите, да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки Господу помолимся», – с этого момента начинается литургия верных, и, соответственно, на ней должны присутствовать только те, кто крещен, ведет духовную жизнь, готовится к таинству Причастия и не находится под епитимьей. Сейчас такой практики нет, но раньше, когда отлучали от Причастия человека, ему указывалось место, где он может находиться в храме. И были те, которые даже не могли в храм войти. 

Церковь поминает на проскомидии и на литургии только людей, которые крещены и которые являются чадами Божиими, именно православными. Почему? Потому что с представителями иных конфессий, той же самой Католической Церковью, мы не имеем Евхаристического общения. Соответственно, мы не можем с ними причащаться, не можем с ними служить литургию и не можем их поминать – то есть вынимать частичку за их души и с молитвой погружать в Кровь Христову. На литургии мы поминаем всегда только православных христиан.

Думаю, когда вы заходите в храм и ставите свечи об упокоении, если вы мысленно в своем сердце за кого-то хотите помолиться из иных конфессий, Господь не осудит. Помолитесь с верой, с благоговением, с любовью попросите Господа помянуть эту душу. Я думаю, что ничего плохого не будет в этом. С Элладской Церковью у нас разорвано отношение, нет единой Евхаристии. Соответственно, афонитов мы не можем поминать, они тоже подчиняются Патриарху Константинопольскому. Знаете, я приезжаю на Афон, хожу по обителям, там не все монастыри поддержали патриарха, и смотришь на этих монахов, которые день и ночь служат Богу, молятся… Они такие подвижники. Они могут даже не понимать, что происходит, но они такие искренние, такие чистые. Казалось бы, нет Евхаристии и общения с ними, но приезжаешь, такие родные все, и как не поминать их? Души родные.

2 - 2023-07-03T235652.685.jpg

Нельзя ни в коем случае поминать самоубийц. И было очень много примеров очень тяжелых последствий, когда люди брали на себя подобные подвиги молитв. Владыка Тихон нам в свое время говорил молиться так: «Господи, Ты видишь, что я хочу этому человеку какого-то облегчения в его муках, Ты видишь желание моего сердца, и да будет на то Твоя святая воля». Мы как бы не молимся за него, но обращаемся к Богу, предоставляем все на Его волю со смирением. «Как будет воля Божия», – нам наш владыка говорил так.

– Келейно поминать самоубийцу можно? Это совершать что-то плохое?

– Я не буду говорить, плохое вы совершаете или хорошее. Если вы хотите помолиться, найдите молитву оптинских отцов за самоубийц и этой молитвой тогда пробуйте молиться. Чтобы было не от нашего ума и произволения, а как нас учат святые отцы.

– А вот православный, крещеный, но в храм не ходил: таких как поминать?

– За них можно молиться. Даже не то что можно молиться, а нужно молиться и на проскомидию подавать. Если они не были против Церкви, но не воцерковились, но и Бога не хулили, были просто нерадивы. Конечно, за таких можно молиться. Но если вы лично слышали, что такой человек хулил Бога при жизни и, сколько его ни призывали покаяться и священника на дом приглашали, все отвергал: «Не надо мне никого и ничего», – конечно, за таких не надо молиться. Помните Льва Николаевича Толстого? При жизни у него были последователи, которым он говорил: «Если я буду на смертном одре лежать и вдруг мне придет такая мысль позвать священника, вы смотрите, священника ко мне не пускайте – это мое вам завещание». И, когда он был при смерти, он попросил священника, и его чада, которых он вырастил, вспомнили это, и священник не пришел. А он хотел покаяться, но уже не смог.

– Что делать, если не меняешься с годами в Церкви? И как правильно покаяться?

– Хороший, замечательный вопрос. Меняетесь вы. Все вы изменяетесь, просто вы этого не видите. А особенно когда вы с годами сокрушаетесь и говорите: «Господи, столько лет проходил в Церковь и ничего не приобрел, только стал еще хуже. Господи, прости меня!» – это значит, что вы на правильном пути. Человек никогда не увидит, что он меняется. И мы никогда с вами не увидим, если будем смотреть на растение, как оно меняется, как оно растет и как приносит плоды. Но мы полили растение и уходим на недельку. Приходим – а оно раза в три больше, плоды уже принесло. То же самое и с нашими душами. А подтверждение какое моим словам? А подтверждение в том, что вы все ходите в храм Божий, и вас сюда тянет, тянет и к Причастию Святому, вы не можете жить без него, даже не можете себе помыслить того: «Как я буду жить без Причастия? Это моя жизнь». Вот в этом и есть индикатор вашей жизни в храме.

А если бы вы жили и действительно не менялись, то вы бы давным-давно в Церкви не были. Вы бы уже жили отдельно и Церковь уже бы не вспоминали. А если бы где-то что-то слышали, говорили бы: «Да это мне не надо, это не мое». А если вы в Церкви, если вы ходите, если вы исповедуетесь, переживаете, наблюдаете сами за собой, читаете святых отцов, ездите по святым местам, тяготеете к покаянию, к Причастию Святому, к таинствам святым. Что тут говорить? Вы растете, просто сами этого не замечаете.

3 - 2023-07-03T235655.628.jpg

А как исправить жизнь? Вы всегда помните, что человек должен делать всегда, постоянно – это молиться утром и вечером, каждодневно читать Святое Евангелие, всегда помнить среду и пятницу, четыре поста, всегда помнить воскресенье святое, всегда помнить, что нужно подготовиться ко Причастию, по возможности каждый воскресный день причащаться и всегда помнить, что Христос с вами, в вашем сердце, вас любит и ждет.

– Если ум рассеивается на молитве, что делать? Слышит ли Бог молитву невнимательную?

– Очень хороший вопрос. Почему? Потому что от нашего внимания и от нашего ума зависит вся наша духовная жизнь. Мы можем что угодно делать, что угодно читать, но ум и разум – самое важное в нашей духовной жизни. Ум рассеивается во время молитвы, и, чтобы этого не происходило, нужно приложить усилия, нужны годы постоянства, потому я и обращаю ваше внимание и на молитвы утренние и вечерние, и на посты как послушания Святой Церкви, и на частое Причастие. Это все духовная жизнь, и ум человека меняется только в том случае, когда человек работает над своим сердцем каждодневно. Мне многие говорят, что надоело читать три канона, или Псалтирь, или утренние и вечерние молитвы. Как они могут надоесть? Это та же самая пища, которую мы вкушаем. Если человек, когда читает молитвы, не прилагает ума, ему скучно их читать: одно и то же, одно и то же.

Надо всегда, когда вы молитесь, прилагать к словам молитв ум. И, когда вы заключаете слова молитвы в ум, сердце начинает сострадать, чувствовать, начинает приходить в молитвенное делание. В этом и есть смысл нашей молитвы, когда сердце сокрушается и начинает плакать о своих грехах, тогда мы приносим этот драгоценный плод Богу. Чрез покаяние Господь и дарует нам с вами благодать. По этой благодати мы уже и можем молиться нерассеянно. Ум никогда не сможет молиться сосредоточенно и внимательно, если не укрепит Бог благодатью. Сам ум на это не способен, поэтому ничего нет особенного, что вы рассеиваетесь на молитве. Святые отцы об этом много говорят: не переживайте, не унывайте, не печальтесь, просто в конце молитвы, как правило, возьмите и помолитесь Господу внимательно умом уже своими словами, скажите: «Господи, помолился, и ум такой рассеянный был, прошу Тебя, прости меня».

Внимательный ум – это прежде всего действие Божественной благодати на душу

Когда ходим с вами в храм Божий, молимся, причащаемся, получаем Божественную благодать, храним эту благодать, возделываем ее, мы можем точно сказать, что через какое-то время Господь дарует уму внимание. И если у человека появляется внимание, то оно распространяется на все сферы деятельности человека. Когда человек даже вне молитвы находится, его ум делается неким таким стражем, он есть страж сердца, он постоянно внимает, что происходит с сердцем, какие помыслы посещают. Святые отцы рекомендуют отсекать все помыслы, хорошие и нехорошие, не давать им развиваться. Зачастую лукавый может внести какой-то благовидный предлог помысла, а начинаешь этот помысл рассматривать, начинаешь с ним собеседовать – и этот помысл свое лицо меняет и прилагает совершенно иные мысли, нежели те, которые первые посетили, а уже произошло пленение этой мыслью. Ты уже пленен этой мыслью, она тебя уже держит, тогда, конечно, надо бежать на исповедь, открыть этот помысл духовнику. За мыслями надо наблюдать и вовремя уметь отсекать. Внимательный ум – это прежде всего действие Божественной благодати на душу. И для того, чтобы эта благодать не отступала, нужно быть твердым в добре. Преподобный Пимен Великий так и говорил, что жизнь христианина, инока, нуждается прежде всего в двух добродетелях: твердости в добре и хранении сердца в чистоте.

– Как бороться с обидами, если человек все время обижается? Что в этом случае делать?

– Что такое обида? Это проявление гордости у человека. Это в какой-то степени некое о себе мнение и совершенное непонимание элементарных духовных основ, потому что, если бы мы их четко понимали, наверное, не стоило бы уже нам ни на кого обижаться, только на самих себя.

4 (10).jpeg
Фото: vadimkurkin.com

В чем вся наша проблема? В том, что мы повреждены гордыней, попробуй-ка, скажи нам что-то плохое… Это повреждение наше греховное, гордыня и наше самомнение проявляется в обиде, мы обижаемся на одно, другое и третье. Весь Великий пост кладем земные поклоны с молитвой Ефрема Сирина: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Я осуждаю брата моего, значит, я не вижу моих согрешений, я не вижу себя греховным. Вот в чем кроется вся тайна. Когда мы осуждаем наших ближних, значит, мы не видим своих грехов, и в этом есть наш самый страшный грех. Осудили одного, второго, третьего, потому что не видим своих грехов. Видели бы свои грехи – никогда бы не обижались ни на кого, потому что понимали бы, что сами подлежим осуждению за такую жизнь, и нет нам дела до обид на кого-то, потому что у самих полно грехов и прегрешений, и у самих нет слез покаяния. Самое страшное это, поэтому святые отцы, когда пребывали в покаянном духе, никуда не отклонялись от покаяния.

Видели бы свои грехи – никогда бы не обижались ни на кого

– Почему происходит так много разводов сегодня? Почему у людей так сейчас слабо с покаянием? И почему так сильно развиты такие страсти, как своеволие?

– Выбор своей второй половины – не монашеское дело, конечно, но мы очень много исповедуем, наблюдаем, делаем какие-то выводы, поэтому я могу дать ответ. В основном разводы происходят по причине того, что люди в основание брака кладут не Евангелие, не веру в Бога, не путь к Нему, а влечение друг к другу. Такое фанатичное влечение друг к другу. Нет второй половины – жизнь больше не нужна. Когда Бог на втором месте у людей, тогда происходят разводы.

5 (7).jpeg
Фото: psiholog-pochet.ru

Влечение друг к другу какое-то время может быть, согласен, но потом любое влечение надоедает. А, когда создаются браки, первым делом должно присутствовать друг к другу духовное влечение. Именно духовное, когда неважно то, люди далеко или близко, главное, что им всегда хочется друг друга видеть, друг с другом пообщаться и друг друга дополнить. Когда настоящее духовное общение, духовная близость друг с другом существует, то брак будет долгим. Два человека идут по одному пути, им просто по пути к одной цели. Цель – Христос. И, конечно, если это замечательный, добрый брак, они не вдвоем придут. Они приведут еще и детей. Это, конечно, радость.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить