Прилепиться к Богу

Сегодня пятое и последнее воскресенье Великого поста. Через несколько дней начнется Страстная неделя. Осталось еще немного, чтобы мы могли приготовиться встретить страшные и спасительные события Страстей и Воскресения Господня.

1.jpg
Иеромонах Гавриил (Хутен)

На протяжении великопостных недель Церковь открывала дорожную карту для нашего духовного восхождения. Мы начали пост с Прощеного воскресенья, которое на самом деле называется воскресеньем изгнания Адама из рая.

Все мы, рожденные в этом мире, богатые и бедные, правители и подчиненные, верующие и неверующие, тоскуем по дому. Подобно пророку Моисею, мы – пришельцы в чужой стране. Мы тоскуем по месту, где никогда не были, которого никогда не видели – по Раю, и поэтому часто оказываемся в растерянности и смятении. Мы чувствуем, что должны найти свое место в этом мире, нам всегда чего-то не хватает. Мы глубоко одиноки, не можем вынести этого одиночества и пробуем все, что можем найти, чтобы заглушить эту боль. Церковь напоминает нам еще в самом начале поста, что мы все испытываем эту тоску, потому что этот мир на самом деле не является нашим домом. И если мы не будем тосковать по дому, то никогда не решимся вернуться.

Вот почему в три воскресенья перед Великим постом на богослужениях поется прекрасный псалом «На реках вавилонских…», в котором есть строка: «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя» (Пс. 136: 5). Эти слова означают буквально следующее: если я забуду Иерусалим и Град Божий, то пусть все, что я изберу вместо него, будет полностью уничтожено; пусть каждое усилие, которое я прилагаю для любой другой цели в жизни, будет провалом.

Не существует ничего из того, что мир мог бы предложить, чтобы заполнить пустоту наших сердец. И именно в этом смысле мы должны понимать заповеди Божии. Апостол говорит нам: «Заповеди Его не тяжки» (1 Ин. 5: 3). Они не являются неким космическим испытанием для нас и даны не для того, чтобы мы доказали нашу любовь к Богу, отказавшись от всего приятного. Скорее, они даны для того, чтобы мы узнали, как стать по-настоящему счастливыми. Они предостерегают нас от вещей, которые, как мы воображаем, принесут нам удовлетворение, покой и удовольствие, но которые на самом деле приносят нам только пустоту, тревогу и страдание. В этом значение нашего изгнания. Люди были изгнаны из Рая в этот мир не потому, что Бог хотел расквитаться с нами за нарушение Его закона, но для того, чтобы мы могли свободно выбирать, какой мир мы хотим.

Заповеди даны для того, чтобы мы узнали, как стать по-настоящему счастливыми

Когда наши прародители вкушали запретный плод, они захотели стать богами сами, по-своему, без Бога. И Бог позволил им. Мы свободны в попытке обосноваться здесь, хотя это и бесполезно. Мы свободны попытаться превратить этот мир в тот Рай, который мы отвергли. Но когда мы устаем кормить свиней на стране далече и изнемогаем от голода, мы также свободны вернуться в дом Отца, поэтому воспоминанием об этом изгнании Церковь подталкивает нас к великому путешествию домой, к тому, чтобы, подобно Аврааму, выйти из земли, где мы родились, и верой проложить свой путь к земле обетованной.

Сейчас мы подходим к концу специально отведенного для этого пути времени, к концу Четыредесятницы. И как Церковь поставила нам указатель в начале великопостного пути, так и сейчас, в конце, она поставила нам другой указатель. Что же это за указатель? Житие святой матери нашей Марии Египетской, поминаемой сегодня.

2.jpg

Задача всей нашей земной жизни и, в частности, Великого поста – стать святыми. Но через пять недель поста, если мы вообще обращали внимание на себя, стало совершенно ясно, что мы чрезвычайно далеки от этого. Нам нужно действительно и по-настоящему признать, не интеллектуально или рационально, а в глубине души, что мы очень далеки от святости.

Нам нужно признать, что мы очень далеки от святости

Вся наша современная цивилизация основана на отрицании этого простого и неоспоримого факта. Мы слышим, как мир кричит со всех сторон: «Ты идеален такой, какой ты есть!» Но большинство из нас на самом деле не верит в это и знает, что это неправда. И мы боимся в этом признаться, потому что думаем, что нас никто не полюбит, если узнает, какие мы на самом деле.

Но святая Мария Египетская открыла эту истину о себе самой, хотя вся ее предыдущая жизнь была наполнена грехом. Она поняла причину, по которой не могла войти в храм. И как только она сделала это открытие, то сразу же поспешила к Пресвятой Богородице, и вся ее жизнь изменилась от нескольких слов, от всего сердца сказанных Ей. И то, что еще несколько минут назад было совершенно напрасной и пустой жизнью, превратилось в путь святой Марии на Небеса.

Это первый урок, на который указывает нам Церковь в нашем великопостном путешествии, – о нашей земной жизни, о нашем изгнании и странствовании. Дело не в том, сколько добродетелей мы приобрели, сколько правил мы исполнили, и даже не в том, от скольких грехов мы избавились. Важно, чтобы мы могли увидеть, кто мы есть на самом деле без Христа, Богородицы и святых. Нужно набраться смелости, чтобы поспешить к ним, несмотря ни на что. Не вести себя как Адам и Ева, которые спрятались от Бога, когда увидели свою наготу. Это было настоящим падением, причиной всех человеческих трагедий, разыгравшихся с тех пор. Если бы они повернулись обратно к Богу, как к любящему Отцу, все было бы иначе.

Но что случилось со святой Марией после ее обращения? Она сразу преобразилась до неузнаваемости? В некотором смысле да, потому что она уже не захотела вернуться к своему прежнему образу жизни. Но в каком-то смысле нет, потому что она провела семнадцать лет в пустыне, борясь с теми же злыми мыслями, желаниями и искушениями, которым она предавалась во время своей жизни в миру.

И это второй великий урок, который Церковь дает нам сегодня, в Неделю Марии Египетской: что бы мы ни делали, как бы искренне ни каялись, мы должны терпеливо переносить грехи и страсти, которые накопили за время земной жизни. Они не исчезнут волшебным или быстрым образом. И тот факт, что мы все еще боремся с одними и теми же вещами день за днем, неделю за неделей, год за годом, не означает, что мы – духовные неудачники. Это не означает, что мы впустую тратим время. И, прежде всего, это не означает, что Бог оставил или отверг нас.

3.jpg

Оптинские старцы учили: часто бывает, когда Бог попускает нашим грехам и страстям продолжаться именно для того, чтобы мы были спасены, чтобы мы смирились. Потому что смирение и сердечная боль о наших недостатках могут заменить всякую другую добродетель, но без них даже самые великие добродетели становятся лишь игрушками нашей гордыни.

Что отличало преподобную Марию от нас? Что сделало ее такой чудесной святой? Она жила в пустыне, прилепляясь к Богу, Который спасает всех, кто к Нему обращается. И это все, что Господь просит от нас. Это единственное, что может сделать нас святыми: прилепиться к Богу, спасающему от малодушия и от бури всех, кто к Нему обращается.

Человек, который видит свои грехи, больше того, кто видит ангелов

Святые отцы говорят нам, что человек, который видит свои грехи, больше того, кто видит ангелов. Если мы поймем эту истину, как поняла это преподобная Мария, наши глаза откроются для того, чтобы увидеть истину гораздо большую. О ней, по словам одного отца Псково-Печерского монастыря, на каждом богослужении назидает нас Церковь: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец».

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Ancient Faith

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить