С иконами по Москве и Подмосковью: история крестных ходов

Исторически крестные ходы с особо почитаемыми иконами по селениям Московской губернии были связаны с крупными подмосковными обителями, например Троице-Сергиевой лаврой, Стефано-Махрищским монастырем, а также с известными храмами, в которых почитались святыни.

1 (40).jpg
Троице-Сергиева лавра. Крестный ход. Гравюра. 1890 г.

В топографию крестных ходов вовлекались святые источники и освященные кресты, стоящие, например, у дороги. Один из самых ранних сохранившихся документов фонда Троице-Сергиевой лавры говорит о том, что на день Воздвижения было установлено «повсегодное крестное хождение ко кресту», что на Московской дороге, – из села Воздвиженского при митрополите Платоне (Левшине). И «быть в том крестном ходу» причту из сел Воздвиженского, Рахманова, Сафарина, Городка (Радонежа).

В течение XIX века в Москве и Московской губернии сложилась традиция регулярных крестных ходов с чудотворными иконами. Как правило, они совершались в воспоминание о чудесах, связанных с тем или иным почитаемым образом. В определенный день икону приносили в храм, в приходе которого некогда произошло чудо. Крестный ход мог продолжаться несколько дней, причем иконы заносились в окрестные дома. Иные шествия с иконами длились неделями и месяцами: маршрут, как можно догадаться из документов, был известным, но при этом незначительно менялся раз от раза. Буквально десятки лет монашествующие Лавры приходили в одни и те же места с иконой преподобного Сергия. Но, при этом, в некоторые места икона «не заходила» лет по двадцать, а в некоторых «местечках» и никогда не бывала. 

По Москве и ближайшему Подмосковью «носили»: Донскую икону Богоматери из Донского монастыря, икону Богородицы «Всех скорбящих Радость» из одноименной церкви на Ордынке. По благословению праведного Алексия Мечева икона Федоровской Богоматери носилась в церковь Иоанна Предтечи на Малой Лубянке. По консисторскому указу 1887 года святыни «при входе в селения должны быть местным причтом встречаемы с крестным ходом при колокольном звоне и таким же порядком сопровождаемы и при отбытии из селений». И действительно, встречи были торжественными. Например, священники тех мест, где появлялась икона преподобного Сергия, встречали ее крестным ходом, церковным звоном, как это было, например, в селе Речицы Раменского района, а также в Серпухове, где в 1909 году икону встречало около 40 тысяч человек, а духовенство многих храмов выходило крестными ходами.

2 (37).jpg

В своих записях руководители крестного хода могли делать заметки, где находится то или иное село. В середине лета, когда из обители преподобного Сергия выходил крестный ход с иконой святого, его руководитель в сане иеромонаха (многие годы это был отец Нафанаил) нередко писал письма, посылая их «вперед себя» в села и деревни. Письма, как правило, предназначались священникам. Например, в село Гребнево был послан запрос, можно ли войти в него с иконой. Гребневский священник Михаил на обороте напечатанного листка написал от руки, что не имеет ничего против этого посещения, и датировал записку: «31 мая 1909 года».

Крестные ходы нередко имели историческое обоснование: не какой-либо праздник, а, к примеру, спасение от морового поветрия. Но затем они повторялись уже из любви к той или иной святыне. После масштабного крестного хода в 1848 году, связанного со спасением от холеры, было установлено ежегодное шествие с образом преподобного Сергия из Троице-Сергиевой лавры, которое происходило вплоть до 1909 года. Причем жители сел Федоровского, Петровского и Трубино Богородского уезда и др., где холера свирепствовала особенно сильно, продолжали «просить» к себе икону многие десятилетия спустя. Изнесение иконы в свое время сопровождалось чудесами: прекращением судорог и даже предсмертных агоний.

Крестные ходы нередко имели историческое обоснование, но затем повторялись уже из любви к святыне

Предполагалось, что первоначальный крестный ход из Лавры по случаю холеры имел устное благословение митрополита Филарета. А затем икона носилась по Московской епархии, согласно разрешению епархиального начальства, по указу 1892 года «о порядке изнесения из уездных монастырей и церквей Московской епархии особо чтимых святых икон по окрестным селениям». Вследствие этого ежегодно икона с вделанной в нее частицей мощей покидала Лавру, как правило, 1 мая и возвращалась туда приблизительно 25 сентября. Таким образом, молебны и крестные ходы по случаю стихийных бедствий совершались не только в сам момент, когда «беда» посетила данную местность, но и впоследствии ежегодно в определенные, установленные по традиции дни.

Интересно, что подробности о хождении с иконой святого Сергия, имевшие давнюю историю, стали известны благодаря документальной просьбе духовенства прекратить их проведение. Согласно вышеупомянутой докладной записке, крестный ход стал заходить с иконой на территорию пятого благочиннического Богородского округа с 1906 года. Местному духовенству не нравилось, что монашествующие Лавры служили, не приглашая их на молебны. В результате высшим священноначалием было предписано прекратить «изношение иконы преподобного Сергия» в пределы Владимирской и Московской епархии ввиду «обременительности» принятия иконы как прихожанами, так и причтами церквей. О прекращении ношения «ходовой» иконы было решено поместить объявление в Ведомостях, но с оговоркой, что если кто-то попросит принять икону через местную епархиальную власть, то исполнить просьбу. Так или иначе «ходы» с иконой прерывались, но продолжались с некоторыми оговорками: следовало писать письма-просьбы церковному начальству.

3 (33).jpg

Благодаря документам Российского государственного архива древних актов (РГАДА) становятся известными имена благочестивых почитателей икон. «Староста Троицкого общества Юлия Матвеевна очень рада принять икону преподобного о. Сергия». Здесь речь идет об известной московской благотворительнице, владелице усадьбы в селе Троицкое-Лыково и содержательнице ряда благотворительных организаций купчихе Ю. М. Карзинкиной. В данном случае она предлагала совместить принос в свой Троицкий приход двух чудотворных образов, включая «святыню, которая прибудет из села Братцева», то есть Смоленскую икону Божьей Матери из братцевской Покровской церкви. Замечательно, что братцевский образ также носился по домам и приходам во время эпидемий холеры, в частности в 1854 году. 

Интересно, что после 1909 года записки о желании принять у себя икону составлялись как настоятелями храмов, так и простыми прихожанами, помимо духовенства. Одни извещения оформлялись красиво и «солидно», как «удостоверения», а другие являлись небольшими записочками. Священники обычно свидетельствуют, что не против принятия иконы приходом храма, то есть чаще всего принимал икону не настоятель, а община. Податели писем, приглашая икону к себе, предлагали целые маршруты, как можно двигаться с иконой. Например, одновременно приглашали в село Деулино, деревни Наугольново, Степко и другие.

Чаще всего принимал икону не настоятель, а община

Документы рассказывают и о некоторых «обстановочных» чертах, особенностях этих крестных ходов. По давнему обычаю, который был распространен в селах и деревнях Московской губернии, в качестве жертвы на Троице-Сергиеву лавру, помимо денежных средств, опускаемых в ящик, простые крестьяне давали холсты. Но, по свидетельству иеромонаха Нафанаила, который был руководителем крестного хода, «в некоторых селах по бедности и того не могли дать».

Столь же обширен и настолько же типичен был крестный ход с Иерусалимским образом Богородицы из подмосковного города Бронницы, возникший после всенародного бедствия (эпидемии чумы) еще в XVIII веке. Каждую осень с иконой ходили по Бронницкому, Подольскому и Богородскому уездам. Она ежегодно приносилась в Богородск к празднику Покрова, и в этот день совершалось хождение с ней вокруг города. Все эти дни Иерусалимскую носили по домам, причем дворы украшали цветами и полотенцами.

4 (24).jpg
Иерусалимская икона Божией Матери. Источник: сайт Бронницкого благочиния

О хождении с иконами из Махры в фондах РГАДА есть уникальный документ, в котором говорится, что икона Стефана Махрищского была вынесена в «половине июня» в погост Ново-Сергиевский Покровского уезда. Владимирская консистория в мае 1917 года, то есть при Временном правительстве, запросила, по какому распоряжению епархиального начальства он установлен. И руководство монастыря ответило мудро, что образ выносится «согласно желанию крестьян».

Крестные ходы имели особенное значение для людей в XIX столетии. В годы советской власти православные приходы просили разрешение властей о проведении крестных ходов и, что интересно, получали их в течение нескольких лет. В современном мире крестные ходы не имеют такого распространения: окончились «хождения» с великими московскими святынями – иконами Богородицы Казанской, Донской и иными. Пришло время личных богомолий, иногда многодневных, ради «достижения» святыни и поклонения ей.

Жанна Курбатова 27 октября 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить