Скорби делают близкими к Богу

Новомученики и исповедники Церкви Русской о скорбях.

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси:

Чада мои. Скорбит душа Наша по вас, и сердце нудит Нас <…> обратиться к вам со словом ободрения и утешения. Но где взять слова, которые сильны были бы хоть в малой доле облегчить тяготы постигшего вас испытания – ободрить ваш дух и остудить пламень искушения вашей веры и жизни. На человеческом языке их нет. Мы найдем их лишь у Имеющего «глаголы вечной жизни», ибо только «слова, которые Он говорит, суть дух и жизнь», только они «живы и действенны».

1.jpg

К этому живоносному источнику всякого ободрения и утешения, к слову Божию, и обращаю, чадца мои, ваши духовные взоры.

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать» скорбящих, «ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор. 1: 13–15).

Воззрите на «Распятого Начальника и Совершителя веры нашей» (Евр. 12: 2) и научитеся от Него взять крест свой и последовать за Ним на свою Голгофу.

Веруйте, возлюбленные, что Господь «не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» (1 Кор. 10: 13) и «как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2: 18), – «только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраните до конца» (см.: Евр. 3: 6) и «не ожесточите сердец ваших в день искушения» (Евр. 3: 8).

*

 У кого и в чем искать избавления от бед и напастей?

«Внегда скорбети нам, Господа призовем» (Пс. 17: 7).

Только «Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело» (Пс. 45: 2). Но будьте достойны милости Господней: «Обратитеся ко Мне (глаголет Господь), и спасетеся» (Ис. 45: 22).

*

«В мире скорбни будете, – сказал Он святым Своим апостолам, присовокупив, чтобы не поколебались они и их последователи в вере и надежде, утешительное слово: – Мужайтесь, яко Аз победих мир» (Ин. 16: 33).

2.jpg

Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский:

Проверим себя и увидим во всем Его Святой Промысл. А он направлен только ко спасению нас. Как примирить Его благость с теми несчастиями, какие выпадают на нашу долю? Бог есть Любовь, и все, что совершается с нами по Его воле, – выражение любви. Скорби нас делают близкими к Богу. Разными путями нас Господь ведет ко спасению: одному – скорби, другому – болезни и т. д., и все это пути к Богоподобию.

«Благодарите Бога за все», – Иов многострадальный. Иоанн Златоуст: «Слава Богу за все!»

*

«Радость с горем дружатся, как брат с сестрой: одно лишь обнаружится – другое за спиной». Горе сменяет радость для Матери Божией <...> Зачем эти скорби родившей Христа? Ради нас: как и Сам Христос пострадал, дабы, быв искушен Своими страданиями, мог страдающим помочь, так и Свою Матерь поставил в условия страданий и скорби. Спешите вы все, скорбные души, ко «Всех скорбящих Радости» – старые, малые, больные, все – в Ней найдете покой и отраду.

*

Приступайте, верующие, к образу Спасителя, Божией Матери или Кресту только с верою. Несите ваши скорби Господу у Его Св. Креста: Он будет и для Вас Симоном Киринейским и поможет Вам донести свой жизненный крест до своей Голгофы жизненной и чрез то войти во Славу Божию, якоже и Он вошел во Славу Отца Своего чрез Крест и Голгофу.

3.jpg

Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский:

Я сегодня слышал божественно-дивный хор, которым Св. Церковь почтила Искупителя мира. Хор этот громаден, голоса его могучи, музыка чудной гармонии. Послушайте, из кого состоит этот хор. Он воспевает несмолкаемо песнь: «Господа пойте дела и превозносите Его во веки». Кто же поет это?

Ангелы, небеса небес прежде всего несмолкаемо поют чудную песнь. К ним присоединяют свои гимны воды вся, яже превыше небес, вся силы Господни. К хору небесных сил присоединяются голоса святых пророков, провозвестивших Искупителя, апостолов, хоры победные мучеников, мучениц, страстотерпцев, исповедников, хоры преподобных, тесным путем, тяжелою борьбою с собою, со своим «я», достигших светлых чертогов, хоры всех праведных воспевают эту победную песнь, на весь мир звучит победная арфа, согласно, гармонично, торжественно звучат ее струны.

И разве можно затмить, разве можно расстроить этот дивный хор, если порвется маленькая струночка? Конечно, нет! А потому, друг мой, ты, который скорбишь, что среди хора на земле есть такие, которые не хотят петь победный гимн, которые пытаются своими ничтожными слабыми голосами прервать победную песнь – не бойся! Эти жалкие голоса даже не слышны в громадном хоре; этих порвавшихся струн и не заметят торжествующие певцы. Воспрянь же духом, подыми скорбно поникшую голову и послушай, как хор в честь Воскресшего своими голосами наполняет и небо, и землю, спускается в самый ад и туда несется весть Воскресения и прощения.

И в твоей душе грешной, скобрной, унылой звучит этот гимн – прислушайся к нему и присоедини свой голос к хору Воскресшего…

Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский:

Есть в человеческом обществе один суровый гость, который подходит то медленно и нерешительно, а то поражает вдруг, как громовой удар, раздающийся из ясного неба, и приводит в страх и трепет тех, кого посещает.

Это – нужда или бедствие, которое является к нам в тысячах различных видов. Народная пословица говорит: беда ломает железо – и этим выражает ту мысль, что для горя и несчастья нет препятствия, что оно с одинаковой легкостью разламывает и деревянные задвижки убогих лачуг, и железные замки богатых домов. Но та же пословица говорит, что беда научает и молиться и что чем больше эта беда, тем ближе и Божия помощь, как подтверждают это уста и Самой вечной Истины, которые говорят: «Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс. 49: 15).

4.jpg

*

Не должны ли и мы в день этой скорби и испытания воззвать ко Господу, чтобы Он помиловал и спас нас? О, если бы время этого испытания сделалось временем истинного покаяния и молитвы для всего русского народа, если бы это несчастие побудило всех нас сейчас и впредь молиться искренно, по-христиански, – тогда оно послужило бы нам во благо и принесло бы нам Божие благословение.

*

Постараемся найти подтверждение этой мысли и почерпнуть такое утешение в слове Божием. Так, в Послании апостола Павла к Римлянам (Рим. 8: 28) мы находим такое место: «Знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу».

Говоря о том, что все, то есть и все самые тяжелые и несчастные обстоятельства, должны служить ко благу, апостол Павел относит это не ко всем без различия, а только к тем, которые любят Бога и стоят к Нему в правильном, истинно сыновнем отношении! В отношении испытаний, которым Бог подвергает нас, истинная любовь к Нему требует от нас, чтобы мы и при них не переставали любить Его больше всего, чтобы переносили их безропотно и с покорностью, чтобы во всем поступали бы по Его планам и предначертаниям. Кто удовлетворяет этому троякому требованию, тому все служит ко благу.

*

Истинная любовь в тяжелые дни испытаний еще более должна охраняться в сердцах наших в том убеждении, что Тот, Которого мы любим, продолжает любить нас и в дни скорби и желает нам лучшего. В дни наказания любовь детей к своему отцу подвергается испытанию, и чада Божии должны знать, что и Бог, подвергая их наказанию, делает это с благою для них целью, с целью вразумления, побуждения к раскаянию и исправлению, как поступает любящий отец в отношении своих любимых детей.

*

Или, может быть, кто-нибудь захочет возразить против этого и скажет: «О нет, Господь слишком больно бьет нас, мы не заслужили этого!» Ужасно самоослепление, если бы кто захотел оправдываться так ввиду современного состояния нашей общественной и частной жизни! Не так! Наклонив свою выю под карающую руку Божию, понесем лучше ее удары со смирением и покорностью, и тогда это бедствие достигнет своей спасительной цели. Ибо тем, которые безропотно, с покорностью относятся к предопределениям Божественного Промысла, всякие обстоятельства жизни служат ко благу.

*

Пусть же никто не говорит сейчас: Господи, Ты несправедливо поступаешь со мною, я не заслужил такого наказания – но, отдавая себя на суд Праведного Бога и исповедуя пред Ним свои грехи и беззакония, пусть скажет с Неемиею: Ты прав, Господи, во всем, что делаешь с нами, ибо Ты поступил по правде, а мы были нечестивы.

5.jpg

Преподобный Никон (Беляев), исповедник:

Спасающемуся о Господе необходимо преодолеть все степени восхождения в горний Иерусалим. На жизненном пути неизбежно встречают его скорби и искушения, – к ним нужно быть готовыми. Наша немощь человеческая не хочет их, часто забывает о неизбежности их и желает лишь земного счастья.

Обратите внимание, что даже св. апостолы до получения даров Духа Святаго и дара разуметь Писания не были чужды желаний временной славы и счастья, как, например, и повествуется в Евангелии: после слов Христа о грядущих скорбях и смерти сыновья Заведеевы просят у Христа почестей временного Царства Его, которого они тогда ожидали, но вместо той почести чашу смерти обещал Христос друзьям Своим. Посему, если видим жизнь нашу исполненною скорбей и несбывшихся надежд и желаний, да не унываем. Так и должно быть. Жизнь христианина должна быть подобна жизни Христа. Возвещает нам св. ап. Петр: «Христос пострадал за нас, оставив нам образ, пример, дабы мы шли по следам Его» (см.: 1 Пет. 2: 21).

*

Моли Бога, чтобы отклонил от тебя всякую напасть, всякое искушение. Не следует дерзостно бросаться в пучину скорбей, в этом самонадеянность гордая. Но когда скорби придут сами собою, не убойся их, не подумай, что они пришли случайно, по стечению обстоятельств. Нет, они попущены непостижимым Промыслом Божиим. Полный веры и рождаемых ею мужества и великодушия, плыви бесстрашно среди мрака и воюющей бури к тихому пристанищу вечности: тебя невидимо руководит Сам Иисус.

*

Не следует завидовать живущим бесскорбно, ибо конец их бесскорбия плачевен. Искушения и скорби обнаруживают состояние души человека, выражаясь языком современным, они являются как бы каким экзаменом. Скорби предохраняют от превозношения.

*

Самовольно вдаваться в скорби есть дерзость, гордыня, безумие. Принимай то, что посылает Бог. Плод скорбей – в очищении души и ее духовном состоянии. Его надо хранить.

*

Скорби обнаруживают злые мысли наши; открыв себе эти мысли – смиримся.

*

Скорби наши по наружности своей не похожи на наши вины, но в духовном отношении справедливо им соответствуют.

*

Скорби попускаются, чтобы обнаружилось, кто любит Бога действительно. Без терпения скорбей даже благодарная душа не способна к Царствию Божию. Твердое терпение скорбей равночестно мученичеству. Скорби ничего не значат в сравнении с духовными благами.

6.jpg

*

Нельзя самому вдаваться в скорби. Это дерзость и гордость; и может случиться, что не вытерпишь взятого на себя самовольно.

*

Смысл вообще всех прошений об избавлении от скорбей заключается в предании себя воле Божией. Человек исповедует, что он по грехам своим достоин наказания, достоин скорбей, но просит избавить его от них, будучи вполне уверен, что отклонение скорби и попущение ее зависит всецело от руки Господней, что, кроме Господа, никто не может избавить его от скорбей и напастей. Основание сему – смирение, а смирение приятно Богу.

Подготовила Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить