Слово на букву «П»

Недавно я читал статью, посвященную третьей главе послания апостола Петра. Особое внимание в ней уделялось стихам один – семь. Апостол заповедует христианкам, мужья которых не исповедуют веру в Христа: «Повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие… Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1 Пет. 3: 1–6)

Автор статьи отмечает, что «эти строки для многих толкователей являются камнем преткновения, потому что они отвергают учение о покорности и повиновении. Особенно бурно отреагировала Кэтлин Корли: "Из всех христианских текстов первое послание апостола Петра сказывается на жизни женщин наиболее пагубно. В частности, из-за утверждения, что христианин должен страдать как Христос, женщины становятся жертвами насилия, этого и боятся феминистки… В самом общем смысле, в первом послании апостола Петра ничего не говорится о том, что Бог подарил человеку свободу"». 

Подчеркну, что проблема, о которой пишет Кэтлин Корли, не ограничивается словами из третьей главы первого послания апостола Петра, Корли рассуждает в более общих чертах, вспоминает, что христианин, подражая Христу, должен страдать, по этой причине «в первом послании апостола Петра ничего не говорится о том, что Бог подарил человеку свободу». Возможно, мысль о том, что христиане должны страдать как Христос, неприемлема и для мужчин, и для женщин, особенно сегодня, в мире, настроенном к христианству враждебно. 

Конечно, для феминисток, как Корли, оскорбительно звучат не только слова апостола Петра о повиновении жен мужьям. В Новом Завете множество подобных обращений к супругам. Например, апостол Павел учил, что муж – глава жены (см.: 1 Кор. 11: 2–16); что жены должны повиноваться мужьям (см.: Еф. 5: 22–23; Кол. 3: 18); старицы должны  вразумлять молодых любить мужей (см.: Тит 2: 3–5). Возможно, приведенные стихи тоже становятся причиной насилия, которого так опасаются феминистки. Библия феминисток потихоньку начинает мне напоминать Библию маркионитов: если убрать оскорбительные и нежелательные отрывки, она станет значительно тоньше. Некоторые полагают, что Маркион тоже считал, будто в Ветхом Завете ничего не говорится о том, что Бог подарил человеку свободу.

Если приниматься толковать Священное Писание, важно поместить рассматриваемые стихи в культурный контекст, нужно помнить, что апостолы обращались к мужьям и женам как к своим современникам, отталкивались от реалий своего времени. Целесообразно также заметить, что те же апостолы с легкостью преступали культурные нормы, например, говорили, нет ничего страшного в том, чтобы есть или не есть идоложертвенное – не столь важно. Христиане полностью отвергали идолопоклонство и открыто исповедовали Христа, тем самым бросали вызов современной им культуре и вызывали негодование своего окружения.     

Все упомянутые отрывки могут казаться крайне неудобными и нежелательными, но они часть церковной литературы, Священного Писания, они обладают особой силой, поэтому христиане не имеют права их как-то отвергать или исключать просто потому, что они не соответствуют нынешним культурным тенденциям. Светский мир, конечно, не примет апостольских наставлений о послушании в семье, как когда-то не принял отказ христиан есть идоложертвенное. Но христиане не должны быть как мир. Для нас Священное Писание – закон, перед котором мы смиряемся.

Уместно вспомнить слова, которые приписывают блаженному Августину: «Если веришь в Священное Писание избирательно, значит, веришь не в Писание, а самому себе». Поистине смиренный духом человек поверит не взглядам феминисток, которые сформировались в конце прошлого века, а существующему более двух тысячелетий учению Церкви. Хочется у феминисток спросить: «С чего вы взяли, что христиане на протяжении двадцати веков ошибались, а вы вот правы?» Можно отвергнуть учение апостолов, сказав, что они жертвы своего времени. А разве вы не жертвы своего? Почему вы думаете, что не подвластны духу времени? 

Также важно понимать, в чем именно заключаются новозаветные наставления. О том, что апостолы дают карт-бланш домашним тиранам, говорят только те, кто так хочет оправдать свои ошибки и злодеяния. В прошлом к женщинам (а вместе с ними к детям, бедным, рабам и иноземцам) действительно относились плохо. Но если Священное Писание толкуют неверно, это не значит, что его нужно отвергать. Считать недопустимым и отвергать нужно насилие, но никак не Священное Писание. Поэтому, говоря о послушании жен мужьям, мы должны правильно толковать и понимать Библию. 

О том, что апостолы дают карт-бланш домашним тиранам, говорят только те, кто так хочет оправдать свои ошибки и злодеяния

Пожалуй, в первую очередь нужно обратиться к слову «повиновение». В нашей культуре оно ассоциируется с беспрекословным подчинением, рабством, унижением. Апостол наставляет жен повиноваться мужьям, и многие воспринимают его слова так, что женщина должна падать перед мужчиной ниц, быть бессознательной, безвольной рабыней, не иметь ни прав, ни достоинства, ни ума, ни инициативы. 

Ничего такого апостол не имел в виду. Апостол не принуждает жен к беспрекословному повиновению мужьям, а наставляет, что муж в семье должен быть главным. Но если муж главный, это не означает, что он может жену ни во что не ставить, относиться к ней как к глупому и безвольному созданию, апостол не отрицает, что муж и жена должны помогать друг другу, разделять обязанности, ответственность. Главенство мужа в семье некоторые понимают как его абсолютную, тоталитарную власть, но ведь если в государстве есть король, он всегда правит вместе с королевой.   

Апостол не принуждает жен к беспрекословному повиновению мужьям, а наставляет, что муж в семье должен быть главным

Проблема повиновения жен мужьям неотделима от проблемы повиновения в общем, ведь апостол наставляет жен повиноваться мужьям, а также заповедует всем христианам повиноваться друг другу. Жизнь выстроена иерархически, у каждого есть глава, даже у Христа. Апостол Павел говорит, что «глава жены – муж, глава мужа – Христос, а Христу глава – Бог» (см.: 1 Кор. 11: 3). Итак, очевидно, что главенство никак не связано с понятием ценности или онтологическим равенством: с точки зрения онтологического равенства Христос равен Богу, так как единосущен с Ним, но всё же Христос повинуется Ему. Склонять голову перед кем-то – не унизительно, так как Христос, повинуясь Отцу, не унижает Себя.    

На самом деле в нашем мире, выстроенном по законам иерархии, существует немало форм повиновения. Дети повинуются родителям (см.: Еф. 6: 1), рабы – господам (см.: Еф. 6: 5–8), миряне – духовенству (см.: Евр. 13: 17), простой люд – правителю, королю или посланному от него (см.: Рим. 13: 1–7; 1 Пет. 2: 13–14). В нашем мире, грешном и несовершенном, некоторые наделенные властью люди своей властью, конечно, злоупотребляют. Это вполне ожидаемо. Именно в таких случаях образцом для подражания для нас должен стать страдающий Господь. 

Христос пострадал от рук власть предержащих как раз потому, что мир грешный и несовершенный. Претерпев страдания, Господь оставил всем нам пример, чтобы мы последовали Его стопам, предали всё в руки Судии Праведного, Который в конце концов оправдает нас и накажет злословящих нас (см.: 1 Пет. 2: 21–23). Рабам, чьи господа обращаются с ними жестоко, апостол Петр дал наставление мудрое и в то же время дальновидное. В земной жизни мы все будем страдать, такова наша судьба. Вопрос лишь в том, как относиться к этим страданиям.  

Но давайте говорить честно: если мы повинуемся тем, кто поставлен над нами (повинуется ли жена мужу, а раб – своему господину), это не означает, что мы не можем восстать против несправедливости и оскорблений. Когда Христа после разговора с первосвященником несправедливо ударили, ударившему Господь сказал: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18: 23). Повиновение – не значит превратиться в размазню или мазохиста. Мы должны противиться несправедливости, стремиться ее избежать, исправить ситуацию. Но в то же время из-за жестокости мы не можем отрицать власть тех, кто поставлен над нами.  

Если мы повинуемся тем, кто поставлен над нами, это не означает, что мы не можем восстать против несправедливости и оскорблений

В чем же заключается послушание жены мужу, о котором мы говорили ранее? На эту тему можно сказать следующее. 

Во-первых, послушание жены мужу не предполагает, что супруга будет безмолвно терпеть обиды, оскорбления, насилие, возможно, побои, не будет себя защищать. Когда тысяченачальник незаконно приказал задержать Павла и бичевать его, апостол не смолчал безропотно, а встал на свою защиту (см.: Деян. 22: 23–29). В другой раз Павел даже настоял, чтобы воеводы перед ним публично извинились (см.: Деян. 16: 37–40). Итак, самозащита не противоречит повиновению.  

Во-вторых, слова апостола Павла о том, чтобы жены повиновались своим мужьям, нужно рассматривать в более широком контексте: Павел также заповедует мужьям любить своих жен так, как Христос любит Церковь (см.: Еф. 5: 25–30). Апостол Петр наставляет мужей в таком же духе – чтобы они оказывали женам честь как сонаследницам благодатной жизни, чтобы не было им препятствия в молитвах. Заповедь женам о повиновении – это лишь часть наставлений, которые касаются семейной жизни, служения супругов друг другу. Павел в первую очередь обращается к членам семьи в общем: «Повинуйтесь друг другу в страхе Божием» (Еф. 5: 21).

В-третьих, если жена повинуется мужу, это не значит, что дома у нее нет никаких прав и полномочий. Дома жена обладает своей властью. В Первом послании к Тимофею апостол Павел пишет, что жены должны «управлять домом» (1 Тим. 5: 14). Жены не рабыни, которые молча и безвольно повинуются каждому слову мужа. Считать, что в христианском браке жена – беспомощная прислужница у мужа, – великое заблуждение, получается просто карикатура на христианский брак, об этом вам скажет любой семейный христианин. В вопросах, касающихся власти и обязанности супругов дома, очень много нюансов и «но».     

Наконец, повиновение жены мужу – это лишь одна составляющая сложных и многогранных отношений между супругами, в которых главное – взаимная любовь. Отношения между мужем и женой, о которых говорится в пятой главе Послания к Ефесянам, также описаны в Песне песней Соломона. Если рассматривать отношения между мужчиной и женщиной с позиции феминизма, легко увидеть в них противостояние, в котором женщина всегда – «слабый пол». Если рассматривать супружеские отношения с позиции библейской, становится очевидным, что они основываются на взаимной любви, в них нет места борьбе за власть. 

Жены повинуются мужьям потому, что мужья заботятся о женах

Жены повинуются мужьям потому, что мужья заботятся о женах. Христос предал Себя за Свою Невесту, Церковь, и мужья призваны жертвовать собой ради жен (см.: Еф. 5: 25). Жена говорит мужу: «Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой – мне» (Песн. 6: 3). Если рассматривать отношения между супругами через призму власти, то, значит, полностью их извращать. Библия ни в коем случае не требует повиновения. Повиновение всегда добровольно, повиновение – дар жены мужу. Поэтому Христос повинуется Отцу, а вся Церковь – Христу, и в таком повиновении мы обретаем истинную свободу. Об этом нам напоминает апостол Петр, рассуждая о том, как Господь дал человеку свободу: добровольно повинуясь Богу, становясь рабами Божиими, мы получаем свободу (см.: 1 Пет. 2: 16). Пусть мир никогда нас не поймет, но в служении Богу кроется совершенная свобода.

Перевод с английского Марии Лицман
Ancient Faith

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить