Свет Пасхи

Неделя о слепом

Христос Воскресе!

Мы подошли к последнему воскресенью празднования Пасхи, к Неделе о слепом. В Ветхом и Новом Завете есть и другие свидетельства о чудесах, когда люди исцелялись от слепоты. Но сегодняшнее чудо по-особенному удивительное, ибо, как заявляет сам слепой в сегодняшнем Евангелии: «От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному» (Ин. 9: 32). Способность этого человека видеть была не просто потеряна или повреждена, она полностью отсутствовала на протяжении всей его жизни.

1.jpg
Дуччо-ди Буонинсенья «Исцеление слепого»

Церковные песнопения этого воскресенья повествуют нам о том, что этот человек на самом деле родился без глаз. Поэтому, когда Христос «плюнул на землю, сделал брение из плюновения» (Ин. 9: 6), Он через это действие сотворил ему из земного праха глаза, подобно тому, как праотец наш Адам был некогда создан Богом из праха в Раю.

Братья и сестры, сегодняшнее евангельское чудо – это не просто событие, которое произошло когда-то давно. Оно происходит в жизни каждого христианина, и каждый из нас пережил его в большей или меньшей степени в своей собственной жизни. Потому что все мы родились духовно слепыми, лишенными духовного зрения, неспособными воспринимать духовные реалии окружающего нас мира. И как слепорожденный человек не может даже помыслить о видимом мире, сокрытом от него, так и каждый из нас был совершенно неспособен даже вообразить себе славу Царствия Божия: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9).

Между тем, когда мы крестились, Христос сотворил чудо и дал очи каждому из нас, чтобы мы могли видеть эту славу, так ясно и радостно открывшуюся нам в Пасхальную ночь. И к ней мы ныне призваны Христом, чтобы стать ее свидетелями посреди неверующего мира. Не случайно Святая Церковь установила чтение отрывка о слепом ежегодно в воскресенье, непосредственно предшествующее празднику Вознесения.

Когда мы крестились, Христос сотворил чудо и дал очи каждому из нас

Прежде чем Христос вознесся на небо, Он повелел Своим ученикам, а через них и нам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28: 19). Церковь говорит нам сегодня о нашем миссионерском призвании. Но чему же конкретно Церковь пытается научить нас? Этот евангельский отрывок переполнен богатым духовным смыслом, и поэтому я постараюсь указать лишь на несколько основных уроков.

Думаю, прежде всего, мы должны поразмыслить над тем фактом, что среди иудеев существовало большое замешательство, действительно ли этот человек был тем же самым человеком, которого они знали так долго, или нет. Перемена, произошедшая с ним, была настолько велика, что в нем едва можно было узнать того человека, каким он был прежде. Поэтому им потребовалось свидетельство его собственных родителей, чтобы убедиться, что он действительно был тем же человеком.

И так должно быть с каждым христианином. Изменение, сотворенное Святым Духом внутри каждого из нас, должно стать настолько очевидным для окружающих, чтобы они не могли не задать себе центральный вопрос сегодняшнего Евангелия. Вопрос звучит так: «Кто такой этот Иисус, и как получилось, что Он произвел такое удивительное и ошеломляющее изменение в жизни этого христианина перед нами?» Преподобный Серафим Саровский прекрасно выразил православный миссионерский дух, когда сказал Мотовилову: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

Самого Христа больше нет зримо среди людей этого мира. Он вознесся от нас на Небо, это событие мы будем праздновать через несколько дней. Поэтому именно через нас и в нас, христианах, мир должен отныне встретиться с Господом Иисусом Христом. В этом заключается наше прекрасное призвание и огромная ответственность. Вот почему не только для себя, но и для всех окружающих мы должны открыть свое сердце для благодати Божией, и это происходит через покаяние. Это должно стать главной и единственной целью нашей жизни. Таким образом мы станем живыми сосудами Святого Духа.

Именно через нас и в нас, христианах, мир должен отныне встретиться с Господом Иисусом Христом

Братья и сестры, к нашему великому стыду, многие из нас очень далеки от такого высокого призвания, и сам я «от них же первый есмь аз». Что же нам делать? Как нам положить доброе начало? Сегодняшнее Евангелие дает нам ясный и простой ответ: через соблюдение заповедей Христовых и через участие в Святых Таинствах Церкви. Ибо даже после того, как Христос чудесным образом создал из глины глаза слепому, тот все же не мог видеть, пока не исполнил повеления Христа пойти и умыться в купальне Силоам. Само это омовение – образ святого Крещения.

Священник, крестивший меня, однажды проповедовал об исцелении расслабленного и указал, что, когда Христос сказал человеку: «Возьми постель твою и ходи», этот человек уже был исцелен. Но если бы он не повиновался Христу, то его исцеление не принесло бы ему никакой пользы, и все в его жизни осталось бы таким, каким оно было прежде. Именно в этом свете мы должны понимать заповеди Христовы. Они далеко не случайные, и даны не произвольно. Это не просто испытание нашей веры. Нет, каждая заповедь Христа дана для того, чтобы сделать нас истинными чадами Божиими, не только исцеленными, но преображенными и обоженными.

2.jpg

Церковные Таинства даруют нам духовное исцеление и неизреченную благодать Божию. Без них мы не могли бы стать настоящими христианами, как слепой не в состоянии сотворить сам себе пару глаз. Бог даровал нам свободу, когда создал человека по Своему Образу. И мы свободны выбирать, действовать ли по благодати, приводить ли в жизнь это исцеление, которые получаем от Бога, позволить ли Святому Духу наполнить каждую нашу мысль, слово и поступок. Вот что значит соблюдать Божии заповеди, которые, по словам преподобного Исаака Сирина, «больше всех сокровищ мира… ибо кто стяжает заповеди, тот найдет в них Бога».

Но сегодняшний Евангельский отрывок учит нас и тому, что в этой жизни эти великие духовные сокровища совершенно неотделимы от больших испытаний и искушений. Сразу после своего исцеления слепорожденный получил от окружающих не радость и поздравления, а насмешки, осуждение и поношения, только за то, что Он сказал правду о Боге. Его изгнали из синагоги. В древнем Израиле это означало, что он был лишен всех прав и полностью отделен от всех в обществе. Даже его собственные родители отвернулись от него, опасаясь, что их постигнет та же участь. Воистину, с ним случилось как сказал Господь: «Будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Мф. 10: 22).

Братья и сестры, каждый из нас также должен быть готов потерпеть хотя бы небольшую неприятность ради Господа. Если мы в состоянии прожить всю жизнь, ни разу не испытав никакого посрамления за наше христианство, то, может быть, нам лучше пересмотреть свое христианство. Возможно, мы утаили свет наших светильников, и наша соль потеряла свою силу, и в результате этого среди окружающих нас людей есть и такие, кто мог бы познать Христа, если бы они не споткнулись о наш пример.

Не убоимся же ни бесславия, ни гонений, ни испытаний и скорбей, но воистину внемлем словам Апостола: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1: 2). Мы слышим в молитве «Воскресение Христово видевше»: «Се бо прииде Крестом радость всему миру». Через Крест, и только через Крест.

Ведь с чего начинается сегодняшний Евангельский отрывок? Ученики спрашивают Господа, родился ли этот человек слепым из-за своих собственных грехов или из-за грехов своих родителей. И хотя Христос знает, что в мире нет недостатка в грехах, на которые можно было бы возложить вину за наши страдания, Он вместо этого отвечает: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9: 3). И действительно, именно через свою слепоту он познал Христа. И через Свой Крест Господь открыл нам врата на Небо и даровал нам жизнь вечную. Братья и сестры, то же самое происходит и в жизни каждого из нас. Через трагедии мы получаем исцеление, через искушения – очищение и, даже несмотря на греховные падения, мы получаем благодать: «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5: 20).

3.jpg

Господь не обещал нам жизнь в этом мире без печали и страданий. Утопические мечты человечества подстегивали людей построить такой мир на протяжении многих веков. Тем не менее, несмотря на постоянный прогресс в науках, стоит только поговорить с ближними, посмотреть новости или заглянуть в собственное сердце, чтобы увидеть, что мы остаемся от такого мира дальше, чем когда-либо. Происходит это потому, что наш падший мир никогда не может стать и никогда не будет тем Раем, который мы потеряли. Но этот Рай вновь открыл для нас Христос, и его отблеск проявляется каждый год в пасхальную ночь.

Через трагедии мы получаем исцеление, через искушения – очищение

Мы не можем жить в этом мире без страданий. Но через Бога страдания могут наполниться смыслом, целью и радостью. Это обещание, данное нам Христом: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин. 16: 20). Как нет Пасхи без Страстной недели, так не бывает и Страстной недели без Пасхи. «Се бо прииде Крестом радость всему миру», – свидетельствует христианство. И это свидетельство мы должны сделать своим собственным и стать готовыми и способными поделиться им со всеми, кто нас окружает.

Братья и сестры, как сильно окружающие нас жаждут Евангелия и радости пасхальной ночи! И кто с ними этим поделится, если не вы и не я? Постараемся же всем сердцем впитать и сберечь пасхальную радость в наших сердцах, чтобы свет Пасхи всегда был перед нашими глазами. Прощаясь с пасхальными днями, давайте всегда будем готовы сказать в сердце своем каждому встречному те же слова, которыми преподобный Серафим Саровский приветствовал всех в течение всего года: «Радость моя, Христос воскресе!» Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Ancient Faith

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить