«Терпением вашим спасайте души ваши»

Святой апостол Петр проповедовал, что ступенями духовной лествицы являются вера, добрые дела, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь. Воплощение этих добродетелей в нравственном поведении и в общении с людьми является основной этической задачей деятельной жизни человека по примеру абсолютной благости Небесного Отца, ибо люди, будучи Его творением, «созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил… исполнять» (Еф 2: 10).

Терпение и смирение… Увы, мы совсем не умеем терпеть. Не умеем терпеть боли, не умеем терпеть обиды, а тем более – смиряться. «Перед кем? Я? Никогда!» – возмущаемся мы. Но только смирив свою гордыню, научившись принимать крест, стяжав дух мирен, по слову преподобного Серафима Саровского, мы можем делать шаги на пути духовного возрастания.

Смирение есть венец всех добродетелей

Священное Писание говорит: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21: 19). Смирение – это ни в коем случае не унижение себя, как это бытует в светском понимании, – это адекватное восприятие себя. Смирение означает, что ты хотя бы немножко приближаешься к подлинному видению себя, потому что подлинный взгляд на человека только у Бога, у Того, Кто его создал, у Отца. Только Он видит нас до сердцевины костей наших и духовно, и физически, знает все, что происходит в наших душах.

Смирение рождается от видения своих прегрешений, и это видение не искусственное, но ты действительно понял, что представляет собой падшая природа человека, как мы пронизаны этим тлением, и ты просто взываешь к Тому, Кто способен это исцелить, – к Богу. Когда человек увидел свои язвы, увидел свое подлинное духовное состояние, тогда он просто кричит: «Господи, приди и исцели меня! Помоги, Господи! Приди ко мне, Врачу душ и телес!». И вот тогда приходит Бог и начинается исцеление человека.

Смирение есть венец всех добродетелей, потому что оно подвигает человека к исполнению первой заповеди. Человек учится любить Бога больше самого себя, потому что в Нем Одном Источник жизни. А уже через эту добродетель придут и другие добродетели. Святые отцы нам очень часто напоминают о смирении как о матери всех добродетелей. Оно исцеляет грех гордыни. Когда первые люди Адам и Ева приняли искушение диавола, они отрезали себя от Источника жизни своей гордостью, и тление вошло и в них, и в связанный с ними мир – в природу, зверей, растения. Всё оказалось пронизано тлением: и тело, и окружающий мир. Исцеление падшей природы человеческой идет от стяжания добродетели смирения.

Исцеление падшей природы человеческой идет от стяжания добродетели смирения

А терпение – это уже свидетельство того, как ты дальше проходишь курс лечения. Ты понял, что болен, и ты видишь, что на другой койке лежит такой же брат, такая же сестра, которые в таком же состоянии. А когда в больнице оба, что тут осуждать? Значит, осуждение должно уйти следующим пунктом. И когда становишься терпеливым, то легче переносишь немощи ближних своих. Смирение рождает терпение. Когда спрашиваешь кого-то из православных людей: «Часто ругаешься на иконы?», они отвечают: «Батюшка, я что, бесноватый какой-то?!» – «А на ближнего часто ругаешься?» Ведь кадим мы иконы и людей как образы Божии. Даже мертвый человек – икона, хоть она и потрепана, хоть он и грешный. Мы, как священники, не выбираем, когда кадим. Мы все образы, мы все иконы кадим.

Когда человек начинает осуждать других людей, ждать от них больше, чем они способны сделать, очень часто рождается раздражение, гнев. И человек еще больше отходит от Бога, потому что гнев на ближнего сродни кощунству, ведь человек есть образ Божий. Потому от этого и рождается в душе такая бездна: один грех тянет за собой другой.

Осознать истинное положение вещей – это значит сделать шаг по лестнице к Свету – к Богу, потому что Он есть Путь и Истина.

Только очень важно не пытаться с Богом устанавливать отношения вроде «так уж и быть, я признаю, что Ты есть». Ведь признание того, что Бог есть, – это не вера, потому что и диавол знает, что Бог есть, но верующим мы его не назовем – он не верит в Бога. А когда ты веруешь – это значит, что ты вверяешь Богу свою жизнь, волю и судьбу свою: всё в Его руках. И когда ты добровольно покоряешь себя Богу – это и есть вера, доверие Отцу. Как блудный сын, который понимает, что только отец ему может помочь, и больше никто: это и есть вера. «Питаясь святою пищею смирения, можно пребывать в святом дому терпения. Когда же недостанет этой пищи, то душа выходит из дому терпения» (Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты).

Когда веруешь – это значит, что ты вверяешь Богу свою жизнь, волю и судьбу свою: всё в Его руках

Принять свой крест

Крестоношение – это принятие воли Божией о себе. Его воля благая и совершенная. Многие говорят: «Я боюсь, что чужой крест на себя возьму», – здесь магическое отношение к кресту, потому что крест возлагает Бог только на тех, кто принимает Его волю. Спаситель прямо сказал: «Если захочешь быть со Мною, то отвергни себя» (ср.: Мф. 16: 24). Первое, что нужно, чтобы принять крест, – это отвергнуть себя, самость свою, но принять Его святую волю, Его видение, промышление о тебе и нести то, что Он тебе положил в твоей жизни нести.

Многие даже на Бога начинают сваливать свои жизненные ошибки. А на самом деле это мы отошли от Бога. Забрались в темный лес и начинаем обвинять солнце в том, что оно не светит. «Господи, что ж такой крест непосильный?» – говорит женщина, которая совершила восемь абортов. Двоих детей родила, а те восемь детей были Богом ей предназначены в помощники, они должны были вытащить ее в трудную минуту, они должны были утешить ее. Бог дал ей все это. Он дал ей не такой тяжелый крест. И не стоит Его обвинять в том, что мы уходим от Его воли, что мы с себя начинаем Его крест снимать.

Бог не дает непосильный крест, он дает каждому человеку по его способностям, талантам, возможностям, и Его воля – благая и совершенная, она вовсе не означает, что это будет непосильно для человека. Другое дело, что если человек избирает своим сердцем великую любовь к Богу и к людям, то часто его крест оказывается более тяжелым, потому что мир поражен грехом, а грех не может принять этой любви, он сопротивляется ей. Но все святые были исполнены глубочайшей радости о Боге. Не то чтобы они, стиснув зубы и ругаясь про себя, тащили свои жизненные кресты. Нет. Они с радостью шли, потому что радость о Христе, радость пребывания с Ним снимала с них всю горечь от того, что мир не принимал их. Они пребывали всегда в радости, а не скрежеща зубами. Это была не наигранная радость, а настоящая, от любви. Когда любишь, то что с тобой ни делай, любовь все равно в тебе живет… Эта любовь и ограждает тебя от всех внешних действий мира сего. Надо еще понимать и вот что: именно принятие Божией воли делает тебя способным, то есть ты и принимаешь на себя крест, но тебе Бог открывает путь, как его донести. У тебя есть вера и смирение.

Святые пребывали всегда в радости, хотя крест их был тяжелее нашего

Первый признак выздоровления – это когда мы начинаем жалеть себе подобных, когда мы не начинаем себя ставить как-то отдельно. Святые отцы нам показывают: чем больше человек приближался к Богу, к этому Небесному, Божественному Огню благодатному, тем больше он видел в этом Свете свои грехи, сокрушался о них. Зачем думать о другом человеке? Когда осуждать?

Человек создает семью ради спасения

Семья несомненно спасает, главное – чтобы она создавалась о Боге, чтобы у любящих друг друга супругов во главе стоял Сам Христос, тогда через Христа ты способен подлинно полюбить свою жену, а жена через Христа способна подлинно полюбить тебя. А как полюбить? – Увидеть глазами Христа. То есть полюбить не жену, которую я хочу видеть такой-то и такой-то, а увидеть в ней то, что Бог в нее заложил. Возлюбить такой, какой Бог ее задумал. Почему люди разочаровываются друг в друге? Потому что создают сначала идола: «Я мечтаю о таком мужчине» или «Я мечтаю о такой женщине», – а потом разочаровываются в этих идолах. Идолы падают. Возлюби ее такой, какой Бог сотворил, и тогда не разлюбишь никогда. Любовь только крепнет.

Если ты прикоснулся к любви, значит, ты прикоснулся к Богу, потому что Источником этой любви является Господь. Ведь когда мы любим, мы уподобляемся Богу. Ибо Бог есть дающий, а не забирающий, Бог отдает Себя за нас. Поэтому всякий отдающий себя ближнему своему, служащий ближнему этой своей маленькой жертвой уподобляется Творцу, тогда мы с Господом настраиваемся на один лад. Почему за Христом очень многие шли? Они же не знали еще истинного Бога, но они уже чувствовали Его через любовь, через смирение. Человек через жалость, через служение другому познаёт близость Бога – он приближается к Господу. Этот путь каждого человека будет индивидуальным, но настоящая любовь всегда ведет к Богу, с чего бы она ни начиналась; настоящая любовь – там, где не ты в центре, а другой.

Настоящая любовь – там, где не ты в центре, а другой

Иногда бывает, что через любовь к ближнему приходят к любви к Богу. Когда человек идет, например, помогать волонтером туда, где страдают люди, и там познаёт Бога через такое служение. Об этом хорошо писал митрополит Антоний (Сурожский): сострадая людям, ты не можешь не приобщиться к Творцу. Это тоже один из путей.

Так что любовь должна быть всегда подлинной, жертвенной, то есть не обращенной на себя самого, и тогда она ведет к Богу, с чего бы она ни начиналась.

Круговерть суеты

Время убыстряется из-за той суеты, которая рождена удобствами этого мира. Сегодня чем ты быстрее реагируешь на внешний раздражитель, чем ты быстрее реагируешь на изменение внешней среды, тем ты более адаптивен – тебе легче выжить в этом мире. Но остается ли в этом цифровом мире время для любви, для чтения, для общения, когда даже муж и жена, придя домой, общаются через Фейсбук? Очень странно, когда всё это забирает у нас – можно сказать: перехватывает – реальное общение, моделирует наше поведение. Затягивает нас в определенную оболочку, в которой чем быстрее ты отреагировал на событие, тем больше у тебя лайков, условно говоря. Иными словами, ты должен торопиться. А надо бы остановиться, надо бы выйти на природу со своим любимым человеком, просто спокойно два-три часа побыть без суеты этого мира.

Мы быстро двигаемся, мы быстро говорим, мы пытаемся быстро решить наши проблемы, но при этом у нас не остается времени на главное – на душу, на общение душ между собой. Казалось бы, так здорово: включил zoom и увидел другого человека – но это не заменяет непосредственного общения между людьми, тут нет общения душ. Есть лишь оболочка, лишь имитация общения. Нельзя сказать, что разговор по интернету заменяет контакт глаза в глаза, контакт душ людских – а это ведь духовный контакт. Вот и преподаватели говорят, что не сравнить zoom-конференцию и непосредственное общение учителя и ученика, потому что тут есть духовный контакт.

Если проанализировать нашу жизнь, то очень многие ошибочные решения принимались именно так, в суете, в таком кураже. И ведь никакой бедственной ситуации, когда надо принять быстрое решение, не было. Но мы спешим. Своя воля часто первая. «Сотвори по-своему», – говорит лукавый, и человек делает по-своему, а потом сетует: «Почему я не подумал?!» Поэтому есть рекомендации: перед принятием какого-либо решения сотвори молитву. Призови имя Господне, посмотри, как соотносится пришедшая тебе мысль с именем Божиим, будет ли она тут на своем месте или нет.

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи,
защиты материнства и детства
иерей Феодор Лукьянов

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить