Уверение апостола Фомы +АУДИО

Слово в Неделю апостола Фомы

Уверение апостола Фомы. Проповедь игумена Павла (Полукова), 23 апреля 2023 г. (Продолжительность 00:12:49 мин, размер 11,7 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Христос воскресе!

Нынешний день, дорогие братья и сестры, называется по-церковному Антипасха, то есть это воскресенье, которое стоит как бы напротив Пасхи. Мы все с вами радовались Пасхе Христовой, Господь многих сподобил встретить ее в храмах на богослужениях, причаститься Святых Христовых Таин. Кто-то имел возможность посещать богослужения Светлой седмицы, радоваться такому легкому, радостному, праздничному, короткому, по сравнению с Великим постом, богослужению, крестному ходу, и вот это воскресенье как бы обновление Пасхи.

Фото 1.jpg

Одна из причин возникновения этого богослужения – историческая. Празднование Антипасхи возникло из-за того, что из приезжавших во множестве на Святую Землю, в Иерусалим, отпраздновать Пасху паломников многие опаздывали к празднику Святой Пасхи. Не все успевали по разными причинам. Понятно, что не летали самолеты, не ездили автобусы, не ходили современные корабли. И вот это богослужение в следующее воскресенье и было составлено для них. По своему составу, хотя это богослужение воскресного дня, оно напоминает двунадесятый праздник, и таким образом это действительно обновление Пасхи.

Также мы вспоминаем сегодня и евангельское событие – уверение Фомы, потому что это было в следующий воскресный день по воскресении Спасителя. Мы знаем, что в первый день Воскресения Господь явился Своим ученикам, среди которых Фомы не было, преподал им мир, благословил их нести Евангелие, благую весть. Он сказал: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20: 21), – и, дунув, дал им Духа Святого. Мы знаем, что впоследствии в Пятидесятнице эти дары Святаго Духа еще укрепятся и дадут апостолам силы на проповедь.

И когда апостол Фома узнал весть о воскресении Христовом, он сказал, что не поверит, пока не вложит своих рук в Его раны. Но нет ничего в этом неверии удивительного, ведь мы знаем, что когда мироносицы утром принесли весть о том, что Христос воскрес, многие апостолы тоже не поверили, и Христу по воскресении пришлось в какой-то степени даже убеждать и тех, кто видел Его. Там есть такая деталь – Он пред учениками ел, ел в том числе мед сот пчел. Почему Он ел мед? По тогдашнему поверию иудеев, мед – это средство от злых духов. Не нуждаясь в пище в Своем преображенном теле, Господь как бы показывал, в том числе вкушая мед, что он не дух, и тем более не злой дух, не привидение. Поэтому на этом фоне неверие апостола Фомы, а точнее сказать, недоверие этой вести звучало вполне естественно. И когда Господь явился в следующий воскресный день ученикам, где присутствовал и Фома, мы видим, как Господь уверил его.

В неверии Фомы нет ничего удивительного, ведь Христу по воскресении пришлось убеждать и тех, кто видел Его

Апостол Фома был, как и все апостолы, человек со своим характером. Мы знаем апостола Петра с его вспыльчивым, горячим нравом. Мы знаем более, может быть, спокойного и молодого апостола Иоанна Богослова. Мы знаем других апостолов. Фома тоже не был исключением, у него были свои особенности.

Во-первых, если вы помните, его в Евангелии называют «Фома-близнец». Почему? Потому что, по преданию, Фома был очень похож на Христа внешне. Христа, конечно, узнавали по Его проповеди, но внешнее сходство было настолько сильным, что этот термин «близнец» за ним закрепился именно из-за внешнего сходства со Христом.

Фото 2 = превью. Уверение апостола Фомы.jpg
Уверение апостола Фомы

С другой стороны, мы знаем его решительность. Когда Спаситель направлялся в Вифанию, для того чтобы воскресить Лазаря, мы помним, что апостолы не хотели идти, они знали, что уже искали убить Спасителя. И когда Спаситель сначала прикровенно говорил, что Лазарь уснул, а потом ясно сказал, что Лазарь умер, апостол Фома, если вы помните, говорит такие слова: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Ин. 11: 16). Что они означают? Что идти туда в принципе бесполезно, раз Лазарь уже умер, идти туда крайне опасно, но этими словами он выразил преданность Спасителю: «Пойдем и умрем вместе с Ним». И мы знаем судьбу апостола, что он проповедовал в достаточно далеких от Святой Земли странах, в Индии, в Месопотамии, есть предание, что он прошел даже территории современного Китая, и, так же как и большинство апостолов, погиб, проповедуя слово Божие.

В Евангелии сегодняшнего дня очень важный вопрос веры. Конечно, мы понимаем, что сейчас на Литургии стоят верующие. Но даже у нас, у верующих людей, вера меняется. Она колеблется. Иногда она бывает сильная, иногда она ослабевает, иногда подступают сомнения не то что в вере в Бога, а в вере в Его Промысл, в значение нашей жизни. А люди, которые не имеют веры в Господа Бога, это, конечно, совершенно в чем-то противоположные люди, которые или не хотят, или порой не знают, какой глубокий, прекрасный и непознанный мир веры открывается человеку, который к этой вере приходит. Но вера зависит от нас с вами. В Апокалипсисе Господь говорит: «Се, стою у двери и стучу, принимай веру» (см. Откр. 3: 20), – и, конечно, пути обретения веры самые разные. Иногда она с детства проходит через всю жизнь, иногда она приходит в среднем, молодом, может быть, возрасте, иногда на одре болезни. Мы помним историю приснопамятного митрополита Антония Сурожского, как он обрел веру. По сути, протестующий подросток, который не просто раздражался, а злился даже, когда ему что-то говорили о Господе, о Христе, о православной вере, о традициях, обычаях, о его подростковом возрасте. За одну ночь, прочитав короткое Евангелие, он вдруг обрел веру, и перед ним открылся путь его жизни, так как мы знаем митрополита Антония Сурожского его и как врача, и как монаха, и как епископа, и как удивительного духовника, несущего слово Божие не только в западном мире, где он находился, но и в советскую тогда Россию.

Фото 3. Mitropolit-Antoniy-Surozhskiy.jpeg
Митрополит Антоний Сурожский

В жизни человека есть как бы два пути приобретения веры. Первый – когда человек сам приходит к вере. Но для этого все-таки нужен какой-то поиск, какое-то сомнение, какое-то неравнодушие, пусть даже с отрицательным знаком, как у будущего митрополита Антония. Важен поиск. Второй – это личный пример человека, который находится рядом или не рядом, но пример, который известен. И в этом смысле опять вспоминаются слова сегодняшнего Евангелия: «Как Отец послал Меня, так и Я посылаю вас». Как важно, братья и сестры, нам с вами, малому, в общем-то, стаду, идти проповедовать другим. Как? Словами? Чаще нет, хотя есть интересующиеся люди. Делами, жизнью и молитвой. Понимая, что Бог любит в данный момент неверующего человека не меньше, чем меня, который сейчас стоит здесь, на амвоне, и произносит проповедь в этот воскресный день. Не отчаивайтесь, не унывайте, молитесь за своих близких, не замыкайтесь в себе. Но личный пример человека не всегда надежен, потому что он бывает разный.

Как важно нам проповедовать другим. Делами, жизнью и молитвой

Есть две истории известные. Одна пожилая женщина говорит: «Вы знаете, моя бабушка была очень верующим человеком». А почему? Она жила еще ребенком до революции, и в их семье батюшка на Ильин день или во время летней засухи ходил в поле совершать молебен, в котором мы просим у Бога дождя. И говорит, что этот батюшка был всегда настолько уверен в том, что Господь поможет, что он при самом безоблачном небе, в самую жару шел в поле на этот молебен и обязательно брал собой зонтик. И говорит, что мы, дети, помним, что не было случая, чтобы не пошел после этого дождь.

И другой пример. Другая пожилая женщина говорила, что ее бабушка не ходила в храм, прохладно относилась к вере. Почему? Потому что когда-то в ее далеком детстве с ними по соседству жил священник. Как-то после Пасхи, недели через две-три, она через забор увидела, что куличи, которыми одаривали батюшку, – так бывает, их много, действительно не знаешь, куда девать, кому раздавать, – и конкретно тот священник, имея свое подворье, эти куличи отдавал свиньям, засохшие уже и так далее. И ее это настолько смутило, что на всю жизнь оставило такой след. Поэтому, братья и сестры, с одной стороны, не всегда личный пример надежен, с другой стороны, насколько он важен, насколько наше поведение, наше следование своей вере, особенно если люди знают, что мы ходим в храм, чуть-чуть мы что-то не так сделаем, нам скажут: «А еще в храм ходишь, а поступаешь так».

Фото 4.jpg

И последнее, что хотелось бы сказать. Очень важны слова сегодняшнего Евангелия, которые произнес Фома, увидев Спасителя. Увидев Его раны, он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20: 28). Вот пусть в разных обстоятельствах нашей жизни, в радостных или не очень, эта фраза будет с нами, и в нее мы можем вложить очень многое. «Господь мой и Бог мой!» Христос воскресе!

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить