«В Крещении рождается друг Божий»

Насельник Сретенского монастыря иеромонах Никодим (Бекенев) ответил на вопросы о катехизации и таинстве Крещения. 

IMG_4071.PNG

– Отец Никодим, первый вопрос: для чего вообще человеку креститься?

– Через таинство Крещения мы входим в Церковь, открываем для себя новое пространство, не только пространство храма, а становимся частью Богочеловеческого организма, единого организма Церкви. После Крещения мы имеем возможность участвовать в других таинствах, становимся частичкой Церкви, то есть частичкой Тела Христова. В купели мы умираем и рождаемся: умирает раб греха и рождается друг Божий, потому что в Евангелии Господь нас называет друзьями: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую Вам. Я уже не называю вас рабами» (Ин. 15: 14–15).

Раб Божий – это такое самоназвание человека, и оно тоже имеет интересную историю. Если мы сейчас его воспринимаем как выражение некоего глубокого смирения, то изначально это название немного возвышало человека. Рабовладельческий строй в первом тысячелетии христианской истории – это понятная всем структура общества, это тот строй, который господствовал над другими. И византийский император, который, конечно, рабом не являлся, тоже называл себя рабом. Он говорил: «Я – раб Бога». И, называя себя «рабами Божиими», христиане тоже могли быть в какой-то мере равными императору.

– Как правильно подготовиться ко Крещению? Какие условия человек должен выполнить, чтобы быть допущенным к этому таинству?

– Надо иметь в себе зачаток веры и твердое желание креститься, войти в Церковь. Этого достаточно. Те огласительные беседы, которые мы сейчас проводим, позволяют священнику, прежде всего, убедиться в серьезности намерений человека, объяснить какие-то начальные правила, дать некий экскурс в церковную жизнь. Это небольшой старт, чтобы помочь человеку начать духовную жизнь. Это совсем не тот объем огласительных бесед, которые были раньше, и не то количество встреч, которые предлагали святитель Иоанн Златоуст и святитель Кирилл Иерусалимский. Мы уважаем время наших слушателей, понимаем их занятость.

С другой стороны, в отличие от основной массы людей, которые жили в средние века и ранее, сейчас все стопроцентно грамотные и имеют возможность прочесть нужную литературу. Во времена святителей этой возможности у большинства людей не было и процедура подготовки ко Крещению, конечно, сильно отличалась от применяемой сегодня практики. Напоминания об этой процедуре остались в современной литургической жизни в виде прошений об оглашенных: обращение к оглашенным во время Литургии тогда имело совершенно конкретный практический характер. Это была группа лиц, которая готовилась ко Крещению, они приходили в храм во время богослужений и слушали отрывок из Апостольских посланий и из Четвероевангелия. После произносилась проповедь, прежде всего адресованная именно этим людям, и потом они выходили из храма. И эта необходимость выйти, наверное, создавала дополнительное желание, дополнительный интерес у них, ведь они не могут прикоснуться к главному таинству, таинству Евхаристии.

После Крещения мы имеем возможность участвовать в других таинствах, становимся частичкой Церкви

Это еще больше подогревало в них желание креститься. Помимо посещения богослужений, были еще и образовательные, поучительные беседы не только перед Крещением, но и после него.

– Сколько времени занимают сейчас огласительные беседы?

– У нас проходит три беседы. Продолжительность одной приблизительно около часа. Это то время, которое человек может уделить в вечернее время, когда уже закончился рабочий день. Беседы проходят в онлайн-формате. Раньше мы собирались очно, но пандемия внесла свои коррективы. И сейчас они проходят через интернет, это удобнее людям. Практика показывает, что на очные беседы приходят далеко не все и далеко не всегда.

2 (20).jpg

– О чем Вы рассказываете на этих беседах?

– Я стараюсь их превратить в некий диалог, пытаюсь добиться от людей обратной связи, узнать, что они хотят услышать, понять, насколько они воцерковлены. Стараюсь сделать беседу интересной и адресной, минимизировать лекционный материал. И обязательно рекомендую литературу, в которой они могут познакомиться с главными понятиями, с основами христианской жизни. Я делю эти беседы на три части. Первая часть посвящена общим понятиям о вере, о Боге, о назначении крестных. Мы рассматриваем эти вопросы более практично, поскольку у меня уже есть некоторый священнический опыт. Через мои руки прошло немало людей, которые крестились, воцерковлялись, и у меня есть возможность наблюдать их духовную жизнь. Исходя из этого, я стараюсь перевести эти беседы в практичное русло.

Раньше я давал лекционную часть, но она как раз не получила желаемого отклика. И потом, очень сложно оценить запросы аудитории. Как правило, это несколько человек, в среднем около десяти, и среди них есть люди с разными представлениями о Церкви. А какие-то интересные случаи из жизни, из священнической практики всегда вызывают хороший отклик. Это более живое общение, никого не оставляющее равнодушным. Возникает больше вопросов, что позволяет понять интересы слушателей. Иногда вопросы серьезные, иногда достаточно примитивные, затрагивающие некие стереотипы, которые скопились вокруг Церкви.

– Какие книги Вы рекомендуете почитать Вашей аудитории?

– Конечно же, Четвероевангелие, книгу нашего любимого митрополита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», первый том из многотомника преподобного Паисия Святогорца «Слова», энциклопедию «Православие» митрополита Илариона (Алфеева). Для того, чтобы было легче объяснять какие-то понятия детям, конечно, рекомендую Закон Божий. Если люди проявляют больший интерес, рекомендую святителя Игнатия (Брянчанинова).

3 (15).jpg

– Какие темы Вы еще обсуждаете на огласительных беседах?

– На второй беседе мы говорим о таинствах, немножко объясняю жизнь Церкви, не внешнюю, с которой они сталкиваются через СМИ, а настоящую, которая заключается в таинствах. И тоже в основном разбираем практические вопросы: то, с чем они могут столкнуться во время исповеди, что такое Причастие, как к нему готовиться. Немножко объясняю смысл и других таинств, но прежде всего таинство Евхаристии и таинство Покаяния.

А в третьей беседе мы уже разбираем непосредственно пошагово само чинопоследование таинства Крещения и Миропомазания, какие необходимо вещи взять с собой, как правильно подобрать имя ребенку и так далее. И, главное, объясняю смысл тех действий и молитв, которые произносятся во время самого таинства.

– Рождается младенец. Когда его лучше крестить?

– С точки зрения практичности и легкости совершения таинства – это, конечно, грудной младенец. После 40 дней и до года совершение таинства происходит максимально безболезненно. Понятно, что младенец может покапризничать, может поплакать, может испугаться незнакомой обстановки, но все проходит легко. Кстати, очень интересный момент: если родители церковные, то в период беременности мать участвует в таинствах, ходит на богослужения, и тогда младенец, как правило, очень легко переносит таинство Крещения. Он попадает в знакомую обстановку. Я крещу детей наших прихожан и замечаю, что дети узнают меня, поскольку я регулярно во время исповедей и служб общался с их мамами в период беременности. Дети это чувствуют, они по голосу узнают. И ты берешь уже такого знакомого человечка. Даже если ты его не знаешь, он уже знает тебя. И это проходит всегда все очень легко и комфортно.

Тяжело крестить детей постарше, у них формируется воля, формируются представления о жизни. И хотя он еще недостаточно сознательный человек, но уже личность, которая проявляет свои эмоции. Ситуация стрессовая для такого более взрослого ребенка. И тут нужна особая подготовка и со стороны родителей, и деликатность со стороны священника, совершающего таинство, потому что, допустим, для ребенка старше трех лет публичное обнажение – это уже стресс, который воспринимается как некое унижение. Мы недооцениваем это, а ребенок стрессует, волнуется. Может быть так и такое бывало не раз, когда ты крестишь такого уже сознательного карапуза, он может спокойно, с большим интересом относиться ко всему, что происходит до момента погружения. А потом, когда надо раздеваться и идти в купель, он может сказать родителям: «Вы знаете, я все понял, все хорошо, мне все понравилось, я сейчас еще немножко подумаю, давайте придем в следующий раз»…

Конечно, я обычно рекомендую всем родителям, которые приводят креститься детей старше 2–3 лет, сначала обязательно прийти с ребенком в храм, познакомиться со священником, с ним пообщаться. Ребенка обязательно подводим к купели, рассказываем ему, как все будет происходить. И, конечно, во время совершения Крещения стараюсь максимально деликатно все сделать. Очень важен этот момент переодевания во время Таинства. Тут приходится больше делать «реверансов», больше заботиться, чтобы это событие не причинило какую-то травму ребенку. С девочками всегда все хорошо решается. В качестве крестильной рубашки можно использовать какое-нибудь красивое платье, и это нивелирует все негативные эмоции, и девочка чувствует себя очень хорошо в новом наряде после Крещения, получается ощущение праздника. С мальчиками сложнее, они на наряды почему-то так не реагируют…

4 (2).jpeg

– Теперь вопрос о крестных или восприемниках. Как их правильно выбрать для ребенка и каковы их обязанности?

– Этот вопрос интересный, потому что здесь очень много сложностей возникает. И отнестись к выбору крестных нужно достаточно серьезно. Ведь по сути дела, острой необходимости в крестных нет, детей-то мы крестим по вере родителей. Крестный ни в коем случае не дублирует родителей. Воспитание ребенка не делится: вот мы (родители) кормим-поим, а вот ты его водишь в церковь, и все, что касается церкви – это твои проблемы, и ты должен их исполнять. Нецерковные родители пытаются переложить эту ответственность на человека, который им кажется более верующим, более церковным. И в этом уже некий конфликт таится, потому что иногда представление о воцерковлении ребенка и его воспитании у крестных и у родителей могут не совпадать. И если крестные – друзья какие-то, они еще могут быть достаточно деликатными. Но бывает, что в крестные выбирают глубоко верующих родственников, бабушек, дедушек, и те пытаются установить такую свою «диктатуру», возникают конфликты.

Думаю, что крестные могут сыграть положительную роль в более поздний период, когда дети взрослеют, у них начинаются какие-то сомнения, переоценка ценностей. Этот маленький когда-то комочек превращается в серьезную, осознанную личность, он уже выглядит как взрослый человек. Но родители его продолжают воспринимать как младенчика и пытаются им управлять, а тот пытается делать свои шаги самостоятельно и частично оторваться от этого управления. Это тот период, когда взаимопонимание между детьми и родителями совершенно естественным образом нарушается, это законы психологии и взросления, здесь как раз могут помогать крестные.

Крестный ни в коем случае не дублирует родителей

Они могут быть людьми, которым дети доверяют и про которых понимают, что это их родные люди. Дети не сомневаются в том, что те их любят, и не видят в них родительской «неадекватности». Восприятие ребенка родителями другое, нежели его собственное представление о своем положении в мире. И он хочет уже быть в мире нормальной, полноценной личностью, предпринимает шаги к осуществлению этого желания, а родители в нем продолжают видеть ребенка. Мало того, чем взрослее ребенок становится, тем больше переживают родители, потому что в мире очень много опасностей, и они стараются, конечно, его уберечь, сохранить. Это все естественно. А чадо хочет многое попробовать, узнать и, безусловно, какие-то ошибки совершает. И здесь он может за советом обратиться как раз к восприемникам.

5, превью (2).jpg
Фото: pravoslavnaya-biblioteka.ru

– С их стороны сначала должна быть человеческая поддержка, а потом уже все, что касается веры.

– Конечно, прежде всего человеческая поддержка. Что касается веры, то, как мы уже говорили, крестим мы по вере родителей. И крестный не может продублировать родителей, взять функции воспитания детей на себя. Поддержать – да, тоже быть сопричастником, участвовать вместе в таинствах, помогать ребенку осознать всю важность этого события, устроить ему какой-то праздник. Но крестный ни в коем случае не заменяет родителей в вопросе церковного воспитания и воцерковления.

Для верующего человека понятно, что нравственное воспитание, просто какие-то основные понятия неотделимы от веры. Обрядовость – это не признак веры и понимания церковной жизни. Если родители сами не прибегают к таинству Евхаристии, тогда это обесценивается и для ребенка.

Восприятие ребенка родителями другое, нежели его собственное представление о своем положении в мире

В конце концов он начинает понимать, что это что-то очень детское, а он хочет быть похожим на взрослых, на родителей. И всегда в храме ребенок действует по этому алгоритму, подражая родителям до какого-то момента. Но если он видит, что родители не причащаются, что они вне Церкви, а его приводят туда, так же, как сдают в детский сад и отводят в школу, то понимает, что это что-то такое детское и несерьезное, и пытается быстро от этого отказаться.

– Кто не может быть крестным?

– Не может быть крестным неверующий человек и, наверное, человек слабоумный, психически больной, который не сможет выполнить какие-то задачи крестного. Или человек, принадлежащий к другой религиозной конфессии. А в остальном никаких препятствий нет.

– Взрослым крестные не нужны?

– Вообще, они изначально появились именно у взрослых людей. Мы говорили о том, что Крещению человека предшествует процедура оглашения. И были ситуации, когда человек не мог пройти должную процедуру подготовки, а крестить его было нужно в силу жизненных обстоятельств, коим прежде всего являлась угроза смерти. Священник понимал, что он не имеет права затягивать, откладывать Крещение, и в данной ситуации появлялся восприемник. По сути дела, ведь Крещение – это некий договор. И в чинопоследовании таинства Крещения как раз очень много таких моментов, вкроплений, взятых из римского права, из договора купли-продажи раба. А восприемник – это поручитель. И в данной ситуации, когда Крещение совершается экстремально и быстро, возникал поручитель, ответственный человек, уже воцерковленный, который гарантировал, что он поможет этому человеку правильно воцерковиться, расскажет ему какие-то главные понятия, основы веры.

Собственно говоря, мы сейчас проводим эти беседы в основном для людей, которые уже крещены и готовятся стать восприемниками. Процент взрослых людей, готовящихся принять Крещение, небольшой. В основном на беседах присутствуют родители и будущие восприемники. Восприемник – это поручитель во время заключения договора между человеком и Богом. Это человек, который берет на себя некую гарантийную ответственность. Раньше детей крестили по вере родителей, и там не нужны были восприемники. Потом это все уже стало модернизироваться и пришло к статусу, который сейчас имеют восприемники. В Средневековье, конечно, было актуально, что такой восприемник у ребенка – это некий социальный гарант, это человек, который в случае какой-то трагедии (которые были достаточно частыми в тот период), берет на себя ответственность за ребенка, сможет его взять к себе, воспитать. Сейчас это возможность еще больше сблизиться с какими-то дорогими сердцу людьми, породниться с ними и дать ребенку такого старшего друга и себе помощника в воспитании.

Восприемник – это поручитель во время заключения договора между человеком и Богом

Понимаете, вообще нет представления об обязательности крестных. Они вообще могут быть не обязательными. Родители также могут крестить детей без восприемника. А с другой стороны, если у ребенка не будет восприемника, он будет лишен такого надежного друга. И, наверное, этот человек в большей степени нужен, чем не нужен. Это прекрасная традиция, мы ее поддерживаем, сохраняем и развиваем. Для взрослого человека тоже может быть восприемник, старший друг, товарищ, с которым человек будет делать первые шаги в Церкви. У нас часто крещаемые приходят с друзьями, которые уже имеют опыт жизни в Церкви. Они просят их стать восприемниками.

– Давайте перейдем к самому процессу таинства. Во время его совершения поется стих: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…». Объясните, пожалуйста, подробнее, что это означает?

– После Крещения человек облачается в некую новую одежду, которая является символом чистоты, непорочности и новой жизни. Это символ того, что через таинство Крещения мы облекаемся во Христа. И интересно, что в одной из первых молитв, которая читается над крещаемым, произносится: «Да знаменуется свет лица Твоего на рабе Твоем…» На человеке как бы отображается Христос, и он становится Христовым, христианином. И дальше в молитвах, которые предваряют Крещение, как раз и говорится о том, что на человеке запечатлевается образ Христа.

Можно провести параллель: военная форма со знаками отличия. Человек на себя накладывает некие знаки отличия, духовные. Пусть они не видимы невооруженному глазу, но они абсолютно видимы в духовном мире. И человек становится Христовым. Он возвращает себе часть того образа и подобия Божьего, по которому он был создан. Это и есть облечение во Христа. И дальше мы как раз молимся о том, чтобы человек эту одежду Крещения, этот образ Христов в себе оставил непорочным, незапятнанным, неоскверненным какими-то грехами и страстями.

– Для чего сразу после Крещения совершается Миропомазание?

– В нашей традиции эти два таинства неразлучны. Человек получает сразу полную меру благодати. Я иногда говорю, что через таинство Крещения мы получили паспорт гражданина Царствия Небесного, во всяком случае, вид на жительство. Но мы еще находимся за пределами Отечества. И как раз благодать Святого Духа, которая дается в таинстве Миропомазания, является неким навигатором в это наше новое, главное Отечество. Человек получает эту благодать, дар Святого Духа, который был послан во время сошествия огненных языков на апостолов, потом они этим даром поделились со всеми христианами.

6 (5).jpg

– Какая существует связь между Крещением и покаянием?

– Крещение – это шаг к покаянию прежде всего. Оно связано с покаянием, с отречением от диавольского рабства, с освобождением от греха, поэтому они взаимосвязаны. В конце концов, покаяние святые отцы называют «вторым Крещением». Понятно, что Крещение совершается единожды, а покаяние – это то таинство, которое сопровождает нас всю нашу жизнь. Это начало: с того, что мы понимаем, что мы являемся рабами диавола, рабами своих страстей, рабами своих искушений, несем на себе эту печать первородного греха. Некоторые говорят: «Ну какую печать греха несет мой ребенок? Вот он только что вылупился, появился на свет, ничего плохого не совершил».

Это же очень просто определить по нам самим. Молитва – дело приятное вроде бы должно быть для человека, и главное, мы знаем, что наши молитвы приятны Богу. И совершать их должно быть приятно человеку. Но сейчас любого среднестатистического человека, христианина и не христианина тем более, попросить, чтобы он встал помолиться, – через несколько минут он начинает отвлекаться, засыпать, рассеиваться и думать уже о чем-то другом. А если тебе предложат поехать куда-то за город поразвлекаться, ты максимально концентрируешься, собираешься, едешь и там развлекаешься до изнеможения. Да, есть на нас печать греха, и ребенок тоже попадает под этот грех первородный. И даже таинство Крещения не освобождает нас от борьбы, потому что диавол нас поработил через обман и не хочет нас отпускать через честный договор, через честный выкуп.

Во время Крещения на человеке как бы отображается Христос, и он становится Христовым, христианином

Человек был сотворен по образу и подобию Божию. Я думаю, что образ и подобие Божие – это в первую очередь искра творческой энергии, которую человек несет в себе, являясь созидателем. И как созидатель, как соработник, соучастник акта творения человек себя проявил в раю. У него были все возможности, все полномочия. В Царстве Божием, в раю, он возделывал райский сад, привносил в жизнь какие-то изменения, что-то совершенствовал по своему усмотрению. Этим же самым человечество и сейчас занимается в этом мире, на нашей планете. Возможности человека в раю были реализованы в союзе с Богом. И Господь уважал это творческое право человека. Мы знаем, что человек был соучастником в акте творения, он нарекал имена всему созданию.

Но через общение с диаволом, через обольщение человек нарушил единственное табу, единственный договор, что есть некий запрет на вкушение плодов от древа познания добра и зла. Важен факт нарушения договора, и то, что он был нарушен в союзе с диаволом. Человек вступил в сделку с дьяволом и попал под его власть. Плоды этой неправедной сделки как раз принесли в мир смерть, болезнь, разрушение. И когда мы говорим о несправедливости Божией, ропщем, почему же так происходит, почему мы все умираем, почему болеем, мы должны помнить, что это как раз не Божие творение, но результат человеческого «творчества», его свободной энергии в союзе с диаволом. Господь же нас искупает Своим вочеловечением, а потом и Своей смертью из дьявольского рабства. Через Крещение мы от этого рабства, от своей приверженности ко греху отрекаемся. И дальше начинается борьба, когда мы выселяем этого раба диавола из своей души и становимся все больше и больше друзьями Божиими.

Как созидатель, как соработник, соучастник акта творения человек себя проявил в раю

Во время Крещения даются обеты. Это как раз та часть, которая взята из юридического договора купли-продажи раба. Дело в том, что по римскому законодательству раба просто так купить и продать было невозможно. Нужно было его согласие, и поэтому при заключении договора участвовали четверо: юрист, оформлявший договор, продавец, покупатель и сам объект торга. И если раб изъявлял желание, говорил, что он согласен, то сделка совершалась. Если он был не согласен, сделка не могла состояться.

И в нашем случае мы тоже понимаем, что мы сознательно отрекаемся от греха, от диавола. Священник задает вопрос: «Отрекаешься от сатаны?» Человек говорит: «Отрекаюсь». Священник спрашивает, действительно ли он отрекся. Человек говорит: «Отрекся». И дальше мы совершаем такое действие: дуем и плюем. Всегда все смеются при этом, улыбаются. Но, по сути дела, это очень важное действие. Мы в этом действии сознательно бросаем вызов диаволу, что вся наша дальнейшая жизнь будет проходить в борьбе с ним. Была такая старая форма аферы, когда продавали голубей, а потом эти голуби возвращались, или каких-то животных продавали, зная, что те все равно прибегут обратно. Собственно говоря, диавол тоже пытается «смухлевать» в этой сделке, он ожидает, что мы, как эти котята или щенки, обязательно прибежим обратно.

7 (1).jpg

– Святитель Григорий Богослов сказал: «Со Христом спогребемся через Крещение, чтобы с ним и восстать». Объясните, пожалуйста, эти слова.

– На самом деле это слова апостола Павла, которые мы читаем во время совершения таинства: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» (Рим. 6: 3) Через Крещение мы стали сопричастниками Его погребения. Три погружения в купель символизируют смерть и три дня смерти Спасителя до Его Воскресения. Когда мы потом ребенка достаем из купели и передаем в руки восприемников и родителей – это как раз символ Воскресения, появления нового воскресшего человека. В купели умирает раб греха. В чем смысл этой смерти? Ведь Крещение – второе рождение. Об этом говорит Спаситель в беседе с Никодимом. Человек должен родиться вновь от Духа. В купели воскресает или рождается новый человек, друг Божий.

– Что человек должен делать, чтобы таинство Крещения принесло должны плоды?

– Правильно жить. Мы говорим о Крещении как о договоре. Византийцы разработали этот чин больше тысячи лет назад, взяв за основу юридический договор. Чин этот совершается и сейчас. Тут все очень понятно: через таинство Крещения мы входим в зону действия некоего договора. И всегда, когда договор заключается, есть обязанности сторон. Господь нам говорит, что после Крещения и достойного совершения земного странствия мы получаем Царствие Небесное, возможность общения с Ним и жизнь в раю. А человек обязуется, соответственно, путь этот проделать правильно, соблюдая заповеди Христовы, стараясь жить так, как Господь научил нас. Как сказано в Евангельском зачале, которое читается после Крещения: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 19–20). Если мы соблюдаем условия договора, то получаем за это обещанную Христом в этом же договоре награду – Царство Небесное.

Беседовала Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить