Вайи как образ креста и победы Господа над смертью

Проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим

«Вайи как образ креста и победы Господа над смертью». Проповедь иеромонаха Иринея (Пиковского) на Литургии, 17 апреля 2022 г. (Продолжительность 0:09:07 мин, размер 4,17 Мб)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Ныне чествуемое событие Входа Господня в Иерусалим представлено у евангелиста Луки следующим образом: «когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они» (Лк. 19: 37). К этому добавляет святой Иоанн: «множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви и вышли навстречу Ему» (Ин 12: 12–13). Так соединились два течения народа: одно шло от Вифании со Христом, другое из Иерусалима Ему навстречу. 

Лошади в Израиле использовались преимущественно для войны, а на подсобных хозяйствах задействовались ослы. На ослах со времен Авраама путешествовали (Быт 22: 3), пахали землю (Ис 30: 24, 32: 20), перевозили грузы по извилистым тропам Иудейской пустыни (Быт. 42: 26; Неем. 13: 15), крутили жернова на мельницах. Увести осла у сироты для древнего еврея (Иов 24: 3) было равнозначно отбиранию последней коровы у русского крестьянина ХIХ века. Как считали российские библеисты дореволюционного периода (архим. Никифор), привязанность осла к своему хозяину составляла одну из отличительных черт этого животного. Иудеи не всегда были верны Богу так, как бывает верен осел своему хозяину. На это намекает пророк Исаия: «Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет» (Ис. 1: 3).

Ветхозаветное обращение «осанна в вышних» адресовано к Богу, пребывающему на высоте

Поскольку Христос входил в Иерусалим не на лошади, а на осле, процессия считалась мирной. С миром шли сопровождающие лица, никто не выкрикивал революционных лозунгов. В таком пришествии Господа усматривалось исполнение слов пророка Захарии: «Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9: 9). 

Следуя примеру учеников, многие иудеи постилали по пути свои одежды или резали с деревьев ветви, чтобы сделать путь для осленка мягким и так воздать честь Сидящему на нем. Пальмовые ветви и одежды, постилаемые по пути, – это почести, воздаваемые Иисусу Христу как ожидаемому Мессии: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин.12: 13).  

Еврейское выражение «хоши́а-на» (евр. ‏הושיעה נא), от которого произошел гебраизм «осаннá» (греч. ωσαννά; см. Пс. 117: 25), служило устоявшейся литургической фразой, означающей «спаси же!». Восклицание являлось частью «галеля» –  группы псалмов (Пс. 113–118), исполняемых левитами во время пасхального жертвоприношения. Ветхозаветное обращение «осанна в вышних» адресовано к Богу, пребывающему на высоте (или «на высотах», см. Иов 16: 19; 25: 2; 32: 2; Пс. 148: 1), т. е. – Всевышнему.

2.jpg

У евангелиста Матфея слово «осанна» приобретает мессианский акцент: «осанна Сыну Давидову!». Лука опускает непонятное для язычников «осанна», но добавляет выражение: «мир на небесах и слава в вышних!». Марк и Иоанн передают восклицания народа почти идентично: «осанна! благословен грядущий во имя Господне». Именно эти слова стали основными в текстах православного богослужения. В них заостряется внимание не на Царстве, а на Царе: Грядущий – это Мессия. Причиной радостной встречи Господа были Его чудеса (по Луке), наибольшим из которых было недавно совершенное чудо воскрешения Лазаря (по Иоанну). 

В православном богослужении Великого Понедельника вопиющие «Осанна Сыну Давидову!» называются «еврейскими детьми» или даже «младенцами». Авторы канона ссылаются на цитату Господа из Псалтири: «разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Мф. 21:16; см. Пс. 8:3; ср. Мф. 11:25 [1]). На предложение фарисеев запретить радостные крики [2], Господь ответил, что «если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19: 40). В этих словах можно видеть указание на язычников, имевших прежде каменные сердца, но потом заменивших собой умолкнувшего Израиля. Тот же смысл имеет и ответ Господа людям, негодовавшим на детей, восклицавших в храме: «Осанна Сыну Давидову!» – «Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Мф 21: 15–16).

Исторически день Входа Господня в Иерусалим совпал с тем днем, в который, по закону Моисееву (Исх. 12: 3), семьи выбирали агнца для пасхальной вечери. С христианской точки зрения, пасхальный агнец прообразовал Агнца непорочного и пречистого (см. 1 Пет. 1: 19), закланного от сложения мира (см. Откр.  5: 12; 13: 8), Агнца Божия, вземлющего грехи мира (Ин. 1: 29). Когда пришло время, прообразуемый Агнец, который был, по выражению святителя Григория Богослова, «Жертвою, но и Архиереем, Жрецом, но и Богом» [3], исполнил ветхозаветную Пасху и стал для нового Израиля Пасхой новой. После Воскресения Христова, по отверзении ума учеников к разумению Писаний (Лк. 24: 45), радостные восклицания народа и победные знамения, сопровождавшие вход в Иерусалим, обрели новый смысл: пальмовые ветви стали символом победы Спасителя над смертью и адом (см. 1 Кор. 15: 55, 57). 

4.jpg

Мы сегодня торжествуем приходящего в Иерусалим Господа. Однако Сам Спаситель плачет над Святым Градом, не познавшим времени посещения своего. Он знает, что ликующие рядом люди через несколько дней будут стоять в толпе кричащих Пилату: «распни Его, распни!». Поэтому, прославляя Господа словами «осанна» мы, собранные в храм на соборную молитву, по сей день вспоминаем Его Голгофу и словно вслед Его идем, воспевая в простоте младенческого сердца слова: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше крест Твой глаголем, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних» [4].

Господь Иисус Христос не раз говорил ученикам о принятии креста и следовании за Ним [5]. Этот призыв предполагает осознанный, добровольный отклик посвятить себя самому высокому призванию. Принятие креста является не пассивным отношением к жизненным невзгодам. Слова «возьми крест свой и следуй за Мной» (Мк. 8: 34) приглашают нас нести крест Иисуса вместе с Ним. Мы берем «свой крест», чтобы его установили на Голгофе, чтобы за одно исповедание веры «помяни меня Господи, когда придешь в Твое Царство» получить блаженное обетование «ныне будешь со Мною в раю» (Лк. 23: 43). 

Прославляя Господа словами «осанна» мы вспоминаем Его Голгофу и словно вслед Его идем

Конечно, мы не можем буквально взять и понести тот самый Крест Иисуса, на котором Он был распят. И дело не в том, что древо распятия уже давно расщепили на множество маленьких кусочков, а в том, что важнее не физическое усилие, а внутренняя духовная собранность. Беря на себя иго Христово (Мф. 11: 29), мы учимся у Него смирению, всепрощающей любви, которая отдает себя целиком ради счастья многих: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Любовь не завидует, не превозносится, не бесчинствует, не ищет своего, не мыслит зла (1 Кор. 13: 4–5). Любовь во Христе распинает себя на кресте.

Многие из нас торжествуют, видя чудеса Спасителя, но не следуют Его заповедям. Многие имеют детскую простоту, но не могут веру в Бога воспринимать так же просто, как дети. Пусть же научит таких людей молодой осел. Это мирное, хоть и упрямое животное остается всегда верным своему хозяину, благодарит за корм с его рук. 

Не случайно для научения людей пророки и апостолы использовали в своих метафорах животных. Посредством даже незначительного символа можно передать высокую идею. Так, в Откровении Иоанна Богослова не только облаченные в белые ризы старцы, но и четыре загадочных животных являют пример благоговения пред Творцом: «ни днем, ни ночью [они] не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр. 4: 8). Аминь.


[1]Ср. «В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11: 25)

[2]Фарисеи видимо, боялись народных возмущений и вмешательства римских властей. Римские власти боялись иудейских восстаний и новоявленных царей не менее фарисеев. Однако процессия во главе с Господом двигалась мирно и поэтому мы не находим никаких попыток римлян остановить шествие.

[3]Твор. св. Отцев. Т.4. М., 1844. С. 220.

[4]Стихира 1-я на «Господи воззвах» Великой вечерни в неделю ваий.

[5]«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8: 34, 35).


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить