Вокруг чего объединяться? +АУДИО

Слово в День народного единства

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Братья и сестры, в сегодняшний день мы собрались в храме Божием, чтобы вспомнить одно из чудес помощи, милости, благости Пречистой Божией Матери нашему народу. Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери именно как Дня народного единства – это на самом деле не новый праздник. Это празднование было установлено еще в 1649 году, и понятно, что для нашей страны, для нашей общности это было действительно явление милости Божией, потому что, как мы знаем, Смута продолжалась не один год, не пять и даже не 10 лет. Было много предпосылок к ее возникновению, были разные факторы экономические, и духовные, и политические. Если проще сказать, это было время, когда наша Россия, наше государство было под угрозой исчезновения. Исчезновения именно из-за того, что фактически прекратилось единение, единство народа в то время.

3.jpg

Игумен Павел (Полуков). Проповедь в день Казанской иконы Богородицы и народного единства

Приводят различные причины этой трагедии: политические – прекращение царствования одной династии, может быть, не очень удачное царствование другой, совпадение каких-то тяжелых событий, но вместе с тем описывают, как сами же русские люди порой шли на русских людей. Нашествие поляков было бы невозможно без этого разъединения, и ведь мы все понимаем, что дело здесь в нас самих. Когда запустевали церкви, и не просто запустевали в том плане, что не было служб, а в том плане, что свои же православные люди их грабили.

Что есть единство? Вообще, в этот день в нашей Церкви, мне кажется, можно было бы читать Евангелие от Иоанна, часть первосвященнической молитвы Спасителя – 17 глава, несколько стихов, где Христос, молясь о Своих учениках, несколько раз произносит, обращаясь к Отцу Своему Небесному: «Да будут они едины, как Мы с Тобой. Как Ты пребываешь во Мне, и Я в Тебе, пусть они пребывают в Нас». И получается, что единство, настоящее единство, оно по большому счету идейное, духовное.

Настоящее единство – идейное, духовное

Когда собирались люди, собиралось ополчение, может быть, их задачей было не столько покончить с разделением, сколько освободить Москву от интервентов, поставить своего ставленника. И вроде собрались они, а мы знаем из истории, что было первое ополчение, и что было оно достаточно мощным, достаточно сильным, но кроме этой идеи освобождения Москвы от поляков, по крайней мере в части этого ополчения, может быть, не было идеи того, что не силою своею мы сможем это сделать, а с Богом. И мы знаем, что когда в первое ополчение принесли Казанскую икону Божией Матери, то сильнейшая на тот момент часть ополчения, казачество, смеялась. Они смеялись в открытую над этим крестным ходом, чуть ли не плевались в крестоносцев и, соответственно, в икону. Почему? Потому что они бахвалились своей силой, что их много, что поляки вот-вот дрогнут, что они уже освободили девять десятых Москвы, осталось совсем немного – Китай-город да Кремль. Но это ополчение захлебнулось, оно провалилось.

Что было, если так можно сказать, во главе того единения? Ведь надо понимать, тогда не было средств массовой информации, говоря современным языком, люди часто оставались в неведении в разных населенных частях России. И, казалось бы, действительно государству приходит конец, казалось бы, для наведения порядка почему бы не прийти польскому королевичу, если он наведет порядок? Как быть? Что делать? И светские историки, как правило, снова указывают на многие стечения обстоятельств, на многие факторы, но фактически не учитывают одного: что в русском народе того времени не было единства. Ведь что важно для объединения? Еще раз – идея и люди, проводники этой идеи. И когда, казалось бы, совершенно далекий человек в далеком Нижнем Новгороде, владелец мясной лавки, Кузьма Минин начинает собирать ополчение, он рассказывает важную вещь, что ему было явление Богородицы, Которая велела ему заняться этим делом. И как когда-то при обретении Казанской иконы Божией Матери маленькой девочкой, которая говорила о видении и ей не верили, то же самое было и с Кузьмой Мининым. Он не понимал, что это, что это за видение. Он думал: «Почему я? Кто я такой? Я простой мясник. Почему я?» Но видение повторялось, и люди, которые стали объединяться, знали об этом. Они понимали, что здесь во главе именно эта идея – идея духовная.

Что важно для объединения? Идея и люди, проводники этой идеи

Ополчение сформировалось, взяли как бы во главу Казанскую икону Божией Матери. Но как шло ополчение? Оно шло не прямой дорогой, оно шло долго, останавливались в монастырях, молились, призывали силу Божию, помогали друг другу. Одновременно с этим русский народ знал, что Лавра держится, что Лавра не открывает двери, не сдается – 16 месяцев осады. И, наверное, этот вопрос: «А как там Лавра держится?», – вселял надежду. А Лавра держалась силою Божией, потому что не только монахи, но и нападавшие видели преподобного Сергия, который обходил вокруг монастыря. И даже было свидетельство, что некоторые части осаждающих после этого уходили. А почему они уходили? Они говорили: «Мы не воюем со святыми». Им стало страшно, потому что они понимали, чьей силою защищается Лавра, потому что гарнизон там был маленький. Были стены, да мощные стены, но все-таки подорвать и прорваться туда было относительно несложно. Но что мы знаем из лаврской летописи? Что в самый ответственный момент кому-то являлся преподобный, который уже столетия назад как почил, и говорил: «Идите в ту сторону. Идите к той башне. Идите к той стене, там сейчас будет сосредоточение силы врага».

1.jpg

И перед тем, как пойти в наступление на Кремль, уже будучи в Москве, помните, предыдущее ополчение смеялось, что принесли иконы и идет крестный ход? По крайней мере, казаки, которые принимали в этом участие. А здесь что? Трехдневный пост, для всех покаяние, и после этого, взявши икону Божией Матери, призвавши помощь Божию, уже принимались за дело.

В толковании на Евангелие, которое мы сегодня слышали: «Да будут едины, как Мы», – Афанасий Великий говорит две вещи. Первое: образ Святой Троицы, образ Христа и Бога Отца – это пример единства в единомыслии. Второе – это то, что силы для единства и вообще силы нужно черпать в этом единстве.

Образ Святой Троицы – это пример единства. Силы нужно черпать в этом единстве

Есть ли единство сейчас? Очень важный вопрос. Один из проповедников в слове на этот день сказал: «Этот праздник скорее призыв к единству, чем констатация единства в нашем обществе». Мы все понимаем, насколько общество разделено, насколько большое разномыслие, насколько разные подходы. Даже такой экзамен каждому из нас, братья и сестры: вот мы стоим здесь, в храме, – сейчас скажите, того, кто стоит рядом с вами, вы готовы безоговорочно признать братом или сестрой? Кто-то вам помог, кто-то уступил место, а кто-то встал перед вами, и вроде стало хуже видно службу. Это брат или сестра? Или нет? А кто-то сделал замечание, и, может быть, не очень тактично. Это в данный момент сестра ваша или нет? А выходим из храма, там человек сидит опустившийся, с мутными глазами, перед ним стаканчик одноразовый. Он брат или не брат? И так далее и тому подобное. А ведь это очень важно.

Как же быть? На основании чего объединяться? Ведь до сих пор эта идея витает в воздухе. Когда-то в начале 90-х сказали, что национальная идея должна быть в зарабатывании денег. Мы все до сих пор пожинаем плоды этой идеи. Вокруг чего объединяться нашему обществу? Мы говорим, что вокруг Чаши Христовой, вокруг Тела и Крови Христовых, но оппоненты говорят: «Ведь наша страна многонациональна и многоконфессиональна, русские то не все объединены вокруг Чаши Христовой, а как объединиться вокруг Чаши Христовой татарину, чеченцу, дагестанцу, мордвину и другим?» Здесь очень важная мысль. Господь когда-то сказал, что вы соль земли, и когда Он молился в первосвященнической молитве, там были на первый взгляд странные слова: не «о всех молю Тебя», но «о тех, кого Ты дал Мне». Что такое? Почему не обо всех? Ведь дальше же Он говорит, что все должны прийти и познать истину. А дело в том, что всегда это малое стадо есть соль, вокруг которой возможно объединение. И ведь так было, например, в начале истории христианства. Первая христианская община – это было действительно единение вокруг Тела и Крови Христовых.

2.jpg

Как единение возможно сейчас? Во-первых, надо понять, что мы действительно братья и сестры. Сейчас будет причащаться большинство из нас. Мы же понимаем, что мы причащаемся Тела и Крови Христовых, в нас течет одна и та же Кровь. Значит, мы единокровные. Значит, мы должны по-настоящему ощутить себя братьями и сестрами, быть терпимее, помогать друг другу. Хотя бы здесь, а потом и за пределами храма.

Как быть с людьми других конфессий? Два примера приведу. Все-таки, что ни говори, наша страна стала возможной и состоялась благодаря государствообразующему народу – русскому народу и православию. В той местности, где я начинал свое служение, на юге, был муфтий мусульман из местных татар, который более 30 лет был муфтием на этой земле. Он был удивительный человек. Он знал не только Коран, он знал и Евангелие, и он не стеснялся на встречах цитировать Евангелие. И важную мысль он на многих встречах доносил: «Русский брат – старший брат. Будет хорошо старшему брату – будет хорошо и всем нам».

Русский брат – старший брат. Будет хорошо старшему брату – будет хорошо и всем нам

И второй момент, который запомнился. В начале нулевых годов корреспондент брала интервью у одного из полевых чеченских командиров; уже Грозный был взят федеральными войсками, но в горах еще были эти полевые командиры. И вот корреспондент, причем женщина, добралась туда, брала интервью, и в конце она спрашивает: «Хорошо, вы сейчас воюете против федеральных сил, вы воюете против русских, но смотрите, а если вдруг начнется открытая война между Россией и Америкой, на чьей стороне вы будете?» И ответ был поразительный. Этот боевой командир, полевой командир, на руках которого было много крови, он был достаточно жестким человеком, он сказал: «Я буду воевать на стороне православной России». Это был настолько неожиданный ответ: «На стороне православной России», – православной не просто по факту, а если люди ее будут действительно православными, будут соблюдать заповеди, вот тогда он будет воевать на стороне православной России.

И поэтому, братья и сестры, объединение вокруг Чаши Христовой возможно для всего нашего многонационального и многоконфессионального народа. Но, опять же, начинать нужно с себя, начинать нужно всегда с себя. Да, мы слабы; да, раздражительны; да, нетерпеливы; да, горделивы, но ведь для чего-то мы ходим в храм? И вот это единство, эта соль земли должна быть в нас. Когда мы приходим в храм, мы должны понимать, что мы пришли в общество братьев и сестер. А где иногда чувствуется настоящее братство на сегодняшний момент? Кто называет друг друга братьями и где? В мечети – «брат». И там за этим словом действительно стоит многое. Они защищают друг друга, они прикрывают друг друга, они помогают друг другу. Что же стало с нами, что мы в слове «брат» или «сестра» перестали видеть близкого человека?

Поздравляю вас, братья и сестры, с праздником Пресвятой Владычицы Богородицы! Мы, верующие люди, знаем, не просто верим, а знаем, что без вмешательства Божия в эту ситуацию нам единство не приобрести. Момент, связанный с Казанской иконой, описывает митрополит Гор Ливанских Илия. Когда он после войны прибыл в Ленинград и был на молебне перед Казанским собором, это был, я сейчас не помню, 46-й год или 47-й, может быть, даже конец 45-го, он удивился и даже говорит, что мороз был по коже – русские люди стояли и вместе пели тропарь Казанской иконе Божией Матери: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим». Это достаточно длинный тропарь, но каждому из нас взять бы и добавить его хотя бы раз в неделю в свое вечернее и утреннее правило и почитать от души. И тогда меньше будет жалоб на исповеди, что утренние или вечерние молитвы не заходят, что я устаю и их пропускаю. Вставьте этот тропарь или подобные молитвы, и по-другому заиграет ваше правило. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить