Званные и избранные

Любовь в основании всех подвигов. Проповедь игумена Павла (Полукова) на Божественной литургии
26 сентября 2021 г. (Продолжительность 0:12:04 мин, размер 11.5 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Христос Воскресе!

Сегодня, дорогие братья и сестры, читается Евангелие о званных на брачный пир. Эта притча достаточно известная, но не мешало бы нам ее повторить и вспомнить. 

Она встречается у двух евангелистов. Сегодня читается Евангелие от Матфея, где Господь так прямо и ясно в этой притче говорит, что уподобится Царство Небесное царю, который на брак своего сына пригласил гостей званных – это очень важная деталь. И эти гости стали отказываться, они не пришли, и более того, тех слуг и рабов, которых посылал хозяин за ними, они обидели, избили и даже убили. И тогда раздраженный, разгневанный царь посылает воинов для того, чтобы они уничтожили их и сожгли их жилища, и после этого посылает еще раз уже приглашать тех, которые не были званы, приглашать всех на этот брачный пир, на очень важное событие в жизни этого человека, этого царя. И действительно приходит множество самых разных людей, и он, как бы радуясь, что наконец-то собрались хотя бы те, кого он позвал во второй раз, стал обходить брачный пир (представляете, царь, царские палаты, то есть это большие помещения). И вдруг среди собравшихся видит одного, как повествует Евангелие, не в брачной одежде, то есть в какой-то обычной своей повседневной одежде, в которой он пришел на брак. А надо сказать, что по восточному обычаю того времени, а уж тем более, если это царь, то все, кто приходил на такие пиры, во-первых, имели возможность омыть лицо и руки, и даже ноги, во-вторых, таким людям предоставлялась брачная одежда. И он к нему обращается: «Друг, почему ты не в брачной одежде?» И человек этот молчит, он не дает царю ответа, и после этого молчания, которое, в общем-то, обличало этого человека, ибо нечего было ему сказать, царь распоряжается связать его и ввергнуть во тьму внешнюю. И заключает Господь эту притчу, этот евангельский отрывок замечательной фразой, которую, наверное, знают все, кто как-то сталкивался с Евангелием или имел отношение к христианской культуре: «Много званных, а мало избранных» (Мф. 22: 14). 

Эта притча перекликается с притчей о злых виноградарях, которую Церковь положила читать в предыдущий воскресный день. Там тоже была похожая ситуация, но немного иная. Напомню, что господин посадил виноградник, поставил туда работников, посылал своих слуг, своих рабов, чтобы собрать виноград. Работники их избивали, обижали, и тогда господин даже послал своего сына, но они и его убили, и после этого господин их справедливо наказывает и говорит, что виноградник будет дан другим. 

Какая разница между двумя этими притчами? В притче о злых виноградарях господин как бы ожидает плодов – эта притча словно завершает собой Ветхий Завет. Господь посылал пророков: Моисея, Исаию, Иеремию, Илию, которые все, что нужно для спасения, все, что нужно для ожидания пришествия Спасителя еврейскому народу сообщили. Но ожидаемых плодов ко времени пришествия Иисуса Христа Господь не получил от них. 

А в сегодняшней притче Господь уже не требует, Он Сам раздает. Первые званные знали, что нужно прийти, им лишь напомнили. Знали они (ветхозаветный богоизбранный народ), потому что знали Закон и Пророков, но не пришли, отказались. И Господь тогда зовет всех без различения. Это прообраз того, что Церковь Христова распространяется и на язычников, на всех окружающих. Но и в среде тех, которым дается обетование, находится тот, кто пришел просто поесть, не разделить радость Господина, который женит своего сына, своего наследника, а просто поесть, и он пренебрегает самыми простыми правилами: умыться и надеть одежду, которая есть, которая дается. И один из русских святителей XIX века Иннокентий Херсонский говорил: «Какие страх и ужас нападают на меня, когда я вспоминаю эти слова: “Друже, почему ты не в брачной одежде?” Почему ты всем пренебрегаешь?» Конечно, у нас у всех много дел. Конечно, у всех у нас много разных мирских послушаний, много ответственности, но иногда мы ставим на первое место не то, что нужно. Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и остальное приложится вам» (см.: Мф. 6: 33). Но часто мы в первую очередь ищем того, что приложится, а потом Царства Божия и правды Его. И получается в жизни у нас все немного не так, как мы хотим, как мы хотели бы. 

«Какие страх и ужас нападают на меня, когда я вспоминаю эти слова: “Друже, почему ты не в брачной одежде?”»

Сегодня мы вспоминаем событие обновления храма Воскресения Христова, Воскресения Словущего. Об этом обязательно стоит напомнить, потому что многие, может быть, не понимают, почему сегодня в храме красные пасхальные облачения и звучат пасхальные песнопения, в том числе «Христос Воскресе». Наш храм построен и освящен в честь Воскресения Христова и новомучеников Церкви Русской, и событие, которое происходило в IV веке, мы сегодня вспоминаем особенно. Тогда, когда восторжествовало христианство, равноапостольная царица Елена поехала с большим посольством в Иерусалим, для того чтобы разыскать места, связанные с земной жизнью Спасителя. Мы знаем, что слова Спасителя о разрушении Иерусалима исполнились почти через 40 лет после того, как Он об этом сказал. Во времена Тита Веспасиана Иерусалим был разрушен и долго не восстанавливался. Во II веке император Адриан строит, по сути, новый город, и называет его Элия Капитолина. Запрещается употребление старого названия города, на местах, связанных с земной жизнью Спасителя, строятся языческие храмы, а на месте Гроба Господня сверху поставляется храм в честь Венеры. 

И вот святая равноапостольная Елена и ее сын, император Константин, принимают решение о строительстве храмов на Святой Земле. И, конечно, основными из этих храмов должны были стать храм Рождества Христова в Вифлееме и храм Воскресения Христова в Иерусалиме. Десять лет строится этот храм. Сама царица Елена не доживает до осуществления своей мечты. И вот 13 сентября по старому стилю, или 26-го по новому, в 335 году происходит торжественное освящение этого храма. В дальнейшем это стало одним из трех главных праздников Иерусалимской Церкви. 

Мы знаем, что в Иерусалиме в ветхозаветные времена стоял храм Единого Бога, но он был разрушен. И по сути в новозаветное время, когда строится новый храм Воскресения Христова, он строится в какой-то степени и как аналог ветхозаветного храма, как храм Бога Живаго. Это было большое сооружение, оно обнимало и Гроб Господень, и Голгофу, и возведение и освящение его было очень важным событием в истории христианской Церкви. Это был действительно большой праздник. В этот день не только освятили новый храм, но освятили и весь как бы возрожденный Иерусалим. И вот это событие мы сегодня вспоминаем. Это событие – символ милости Божией, символ того, что несколько веков гонений на христиан прекратились, строятся храмы и восстанавливаются святые места, и люди могут свободно исповедовать свою веру. 

Это событие – символ милости Божией, символ того, что несколько веков гонений на христиан прекратились

Конечно, судьба этого храма тоже сложна. За более чем полторы тысячи лет своей истории он разрушался людьми, землетрясениями, пожарами, его перестраивали, иногда он был меньше, иногда больше, и вот, храм Воскресения Христова и Гроба Господня дошел до нас в том виде, в котором мы его знаем. И те, кто бывал на Святой Земле, конечно, помнят те чувства, которые они испытали в этом храме, когда стоишь на ночной Литургии православной, когда подходишь и прикладываешься ко Гробу Господню, когда ощущаешь эти стены, этот дух и представляешь, сколько поколений христиан молилось здесь. 

Спаси Господи вас, дорогие братья и сестры, за молитву, и разрешите еще раз поприветствовать вас словами: Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!

Игумен Павел (Полуков) 26 сентября 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить