Музыка Рождества

1.jpg
Вертеп в Псково-Печерском монастыре

Давайте посмотрим на историю музыки глазами Рождества: ведь как только люди начали праздновать Рождество, появилась и рождественская музыка, потому что какой же праздник без музыки?

Можно посвятить жизнь изучению музыки Рождества, и это будет очень счастливая жизнь, потому что рождественская музыка всегда радостная! Я не знаю всех рождественских произведений, хотя давно их собираю в свою музыкальную коллекцию, каждое Рождество переслушиваю эти произведения и рассказываю о самых полюбившихся.

Предлагаю сегодня остановиться на нескольких произведениях. Не буду говорить «главных», потому что даже самая маленькая рождественская песня бесценна, так что воздержимся от оценок, какое из этих произведений достойно стать музыкальным символом Рождества.

Музыка эпохи барокко

Начнем, конечно, с Иоганна Себастьяна Баха. Свои партитуры он подписывал так: «Одному Богу слава», «Иисусе, помоги». Вся его музыка глубоко пронизана верой и евангельскими образами. О чем бы мы ни говорили, всегда можно начинать с Баха. Так что не нарушаю эту традицию и представляю произведение номер один: «Рождественская оратория» (1734 год). Она была написана в Лейпциге, где Бах провел около 30 лет своей жизни. Грандиозное сочинение, при первых звуках которого уже захватывает дух! Что такое оратория? Это очень популярный жанр в эпоху барокко. В каком-то смысле ораторию можно назвать духовной оперой. В наследство от оперы у оратории сохраняется ее структура: арии, хоры, оркестровые номера. Но, в отличие от оперы, в оратории нет сценического действия и костюмов, есть, скорее, музыкальное повествование.

Оратория Баха поистине грандиозна: «Ликуйте, возрадуйтесь! День сей хвалите! Свершенное ныне Всевышним восславьте! Отриньте уныние, печаль отложите и радость великую всем возглашайте!»

Или, например, нежная ария-колыбельная Девы Марии: «Ах, радость сердца моего, Младенец Иисусе! Сделай колыбельку мягкую Себе и успокойся в глубине души моей, чтобы не забывать Тебя мне никогда».

2.jpg

Кроме Рождественской оратории у Баха рекомендую послушать Кантату на первое воскресенье после Рождества и Кантату на воскресенье перед Рождеством Христовым.

Если в Германии Рождество не наступит, пока не исполнят «Рождественскую ораторию» Баха, в Англии Рождество не наступит без оратории «Мессия» Генделя. Тут не лишним будет сказать, что Бах и Гендель, два титана эпохи барокко, родились по соседству, в Эйзенахе и Галле, и в один год – 1685, но так и не встретились при жизни. Бах заочно был знаком с музыкой Генделя и восхищался композитором, а вот Гендель ничего про Баха, скорее всего, не слышал.

Одно из своих самых знаменитых произведений – ораторию «Мессия» – Георг Фридрих Гендель написал в Лондоне в 1741 году, чуть позже «Рождественской оратории» Баха.

Хотя оратория Генделя задумывалась как пасхальная и была впервые исполнена на Пасху, после смерти Генделя стало традицией исполнять «Мессию» в период Рождественского поста. В концертную программу сегодня обычно включается только первая часть оратории и хор «Аллилуйя» – именно этот хор стал визитной карточкой Генделя. Основу первой части оратории составляет Книга пророка Исаии, в которой предсказывается приход Мессии. Это музыка невероятной мощи и радости. Когда я слушаю ее, я представляю слепого Генделя, который дирижирует своей ораторией. Так же, как и Бах, Гендель под конец жизни полностью потерял зрение, но это его не остановило, он продолжал писать и выступать и незадолго до своей смерти дирижировал ораторией «Мессия», которая уже при его жизни стала знаменитой.

Музыка эпохи классицизма и романтизма

А теперь предлагаю заглянуть в эпоху классицизма и удивиться: а ведь там почти не писали рождественскую музыку! По крайней мере, композиторы, которые нам хорошо знакомы, венские классики: Гайдн, Моцарт и Бетховен – не написали по поводу Рождества ничего. Но у меня есть сюрприз для вас.

Сначала мне надо представить вам одного человека, родного брата Йозефа Гайдна, Микаэля Гайдна. Мир музыки очень тесен: Микаэль служил в Зальцбурге, где жил Моцарт, причем в то же время, что и Моцарт. Так что Микаэль Гайдн и Моцарт были прекрасно знакомы, у них есть даже совместное произведение. Микаэль Гайдн написал очень жизнерадостную Рождественскую кантату, которую я тоже предлагаю послушать.

3.jpg
Иоганн Микаэль Гайдн

Переходим к следующей эпохе – эпохе романтизма, а это весь XIX век. И тут мы остановимся надолго, потому что именно тогда Рождество стало и светским праздником со своими традициями. Тогда же появились рождественские рассказы: можно вспомнить Гофмана, Достоевского, Диккенса. И, конечно, появилась новая рождественская музыка.

Начну с Джоаккино Россини, который в первую очередь известен в России как оперный композитор. Во всем мире не сходит со сцен его блистательный «Севильский цирюльник». У Россини есть еще 38 опер, но они не так известны сегодня. Совсем иначе было при жизни Россини: его называли итальянским Моцартом, с восторгом ждали каждую новую оперу, и успех Россини был невероятным. Совершенно неожиданно в 37 лет Россини объявил о том, что опер больше писать не будет, и замолк. Слово свое сдержал, оперы писать перестал, жил в свое удовольствие. Иногда «баловался» фортепианными пьесами. К сожалению, редко звучит его прекрасная пьеса «Рождественская ночь» для фортепиано (La nuit de Noël) На самом деле, это пьеса из цикла для фортепиано под интригующим названием «Грехи старости».

Следует отметить, что именно в XIX веке фортепиано становится самым модным и востребованным инструментом: клавесины уходят в прошлое. Неудивительно, что многие композиторы были так влюблены в фортепиано, что для других инструментов и вовсе не писали: достаточно вспомнить Шопена. Ференц Лист тоже был поклонником фортепиано, хотя, в отличие от Шопена, писал много произведений и для оркестра. Фортепианная музыка Листа довольно своеобразна, правильнее сказать, она довольно сложна технически. Эта фортепианная музыка писалась для сцены, чтобы восхищать публику, собирать залы и получать высокие гонорары. И поэтому особняком в творчестве Листа стоит скромный цикл под названием «Рождественское дерево».

Цикл закончен в 1874 году и посвящен любимой внучке – Даниэле фон Бюлов. Цикл «Рождественское дерево» написан для маленькой девочки, так что сразу отпадают вопросы, почему эта музыка совсем «неэффектная» и где бесконечные пассажи и литовская мощь. «Рождественское дерево» – это музыка домашнего празднования, когда никого не нужно впечатлять сложностью. Музыка, пронизанная духом Рождества.

«Рождественское дерево» – это музыка домашнего празднования

В сюите всего 12 пьес: «Старая рождественская песнь», «Святая ночь», «Пастухи у яслей», «Поклонение волхвов», «Зажигают елку», «Колокольный перезвон», «Колыбельная», «Старая провансальская рождественская песня», «Вечерний звон», «В старину», «Полонез», «Венгерский марш».

Так что, как видите, в цикле есть традиционные рождественские сюжеты, такие как пастухи у яслей, и есть изображение семейного праздника, как, например, в пьесе «Зажигают елку». Цикл довольно объемный по времени, но он стоит того, чтобы его послушать.

Теперь переместимся во Францию, к Камилю Сен-Сансу. Когда произносят фамилию Сен-Санса, вспоминают обычно «Карнавал животных» и особенно «Умирающего лебедя». Но сам композитор считал «Карнавал» произведением несерьезным и даже не издавал его. Что касается «Лебедя», то он написал вполне нормального и здорового «Лебедя», а «умирающим» его прозвали только тогда, когда ставили хореографический номер для Анны Павловой. На самом деле, нет ничего удивительного в том, что мы плохо представляем себе прекрасную «Рождественскую ораторию» Сен-Санса. Как правило, мы вообще плохо представляем себе его наследие, а там есть что послушать, уверяю вас! У композитора 13 опер, симфонии, концерты…

Сен-Санс долгие годы служил в церкви органистом: у него есть удивительная симфония для органа с оркестром и ряд замечательных духовных сочинений. Зная это, уже не удивляешься тому, что у Сен-Санса есть и «Рождественская оратория», в каком-то смысле прямая наследница оратории Баха.

4.jpg
Камиль Сен-Санс. Источник: muzlifemagazine.ru

Популярные рождественские песни

Говоря о XIX веке, надо сказать пару слов о музыке, которую знают все. Это песня «Тихая ночь» (Stille Nacht). Ее популярности можно только позавидовать, ведь эта песня переведена, кажется, на все языки мира. А написал ее в 1816 году очень скромный человек, имя его теперь и не вспоминают, – Йозеф Мор. Это была поэма о Рождестве Христовом. Жил автор не просто скромно, а бедно. Когда Йозеф Мор служил в Оберндорфе, для него не нашлось дома, потому он был вынужден спать у церковного сторожа.

Перед Рождеством 1818 года Мор пришел к Францу Груберу – местному органисту – и попросил написать музыку для двух голосов. Грубер тут же сочинил музыку. Премьера «Тихой ночи» состоялась в тот же день на торжественной Рождественской мессе. Авторы гимна исполнили его сами.

В 1819 году в Оберндорф приехал инженер, чтобы отремонтировать церковный орган, и, уезжая, взял с собой копию «Тихой ночи». Он передал песню известным в то время певцам, и так песню узнали за пределами городка. В начале ХХ века церковь в Оберндорфе была разрушена наводнением, сейчас на ее месте стоит небольшая часовенка, а в соседнем доме открыт «Музей "Тихой ночи"». Самая старая из сохранившихся авторских партитур (около 1820 года) хранится в зальцбургском музее «Каролино-Августеум».

Скорее всего, именно для своих шестерых детей автор написал песню Jingle Bells

Еще одна знаменитая рождественская песня, которая сегодня звучит буквально повсюду, – Jingle Bells. С ней приключилась похожая история: музыку все знают, а имя композитора нет. Ее автор – Джеймс Лорд Пьерпонт, у него было шестеро детей, и, скорее всего, именно для них он и написал свою песню. Так что теперь, в очередной раз услышав знакомую мелодию, вы можете вспоминать скромного органиста Джеймса Пьерпонта.

Петр Ильич Чайковский

Обращаясь к творчеству Петра Ильича Чайковского, начнем со «Святок» из журнала «Нувеллист» за 1875 год. Да-да, знаменитый цикл «Времена года» был написан не по вдохновению, а по заказу журнала. Чайковский обязывался раз в месяц отправлять несложную фортепианную пьесу для музыкального приложения к журналу. Собственно, это было единственное требование: чтобы пьесы могла сыграть любая барышня. Чайковский на тот момент еще не был знаменитым композитором, а был педагогом Московской консерватории и жил на очень скромное жалование. Денег вечно не хватало, так что он был рад любому заказу. Это теперь не встретить русского пианиста, у которого в репертуаре не было бы цикла «Времена года». Написаны пьесы и правда несложно, их могут играть даже дети в музыкальных школах.

Последняя, 12-я пьеса называется «Святки»: она написана в ритме вальса, чем-то по атмосфере предвещающего сказочного «Щелкунчика». Между прочим, на музыку «Святок» был сделан первый русский мультфильм – «Рождество у обитателей леса», 1913 (!) год. Фрагмент мультфильма можно посмотреть в открытом доступе в интернете. Режиссер и оператор – основоположник русского анимационного кино Александр Старевич.

Балет «Щелкунчик» для меня – один из главных музыкальных символов Рождества, при первых его звуках меня наполняет ощущение счастья. Наверное, у нас на генетическом уровне уже заложена жажда «Щелкунчика» перед Рождеством.

Наверное, у нас на генетическом уровне заложена жажда «Щелкунчика» перед Рождеством

Со времен премьеры балета прошло 130 лет. Меняются трактовки, декорации, хореография, а музыка остается неизменной и пробивается сквозь самые слабые или, наоборот, накрученные постановки. Тот самый случай, когда музыку невозможно испортить ничем.

«Щелкунчик» – последний балет Чайковского, он написан композитором всего за год до смерти. Вернее, создавался балет довольно долго, потому что Чайковского постоянно отрывали от работы его гастроли: он даже успел побывать в Америке, где под его музыку открывали знаменитый Карнеги-холл. Заказ написать этот балет шел от императорского театра, сроки поджимали, Чайковский нервничал, жаловался, что даже во сне его преследуют бемоли и диезы. «Мой Щелкунчик» – так ласково Чайковский называл свою партитуру... Очень переживал, что получилось плохо. Знал бы он, какая судьба ждет «его Щелкунчика» и что теперь во всем мире, начиная с декабря, идет «Щелкунчик» и билетов на него не достать!

Незаслуженно забытый композитор

Если Чайковского и его «Щелкунчика» все знают, то следующего композитора, наверное, вспомнят немногие. Сергей Ляпунов – незаслуженно забытый композитор.

Родился он в 1859 году, учился в Московской консерватории у легендарного Сергея Ивановича Танеева, а потом отправился в Петербург, где сошелся с Балакиревым и композиторами «Могучей кучки». В 35 лет Ляпунов вступил на должность помощника управляющего Придворной певческой капеллой, старейшим музыкальным учебным заведением в России. В свое время управляющими также были Д. Бортнянский, М. Глинка и М. Балакирев. Через некоторое время Ляпунов был избран директором Бесплатной музыкальной школы, а в 1910 году стал профессором Петербургской консерватории.

5.jpg
Петербургская консерватория времен С. М. Ляпунова. Источник: classicalmusicnews.ru

Все изменила революция: Ляпунов был старостой церкви при Петроградской консерватории, серьезно занимался постановкой церковного пения, разработал специальный курс по изучению древнерусской духовной музыки. В 1921 году, уже после революции, в консерватории был учрежден класс русского церковного пения, руководить которым было поручено Ляпунову.

Но после Указа властей об изъятии церковных ценностей комиссары явились и в консерваторскую церковь. Ляпунов отказался выдавать им ключи. Церковь все равно разгромили, а Ляпунова судили по делу «петроградских церковников». Последнее свое произведение Ляпунов написал в зале суда (сохранилась рукопись партитуры с датой) – гимн «Богородице Дево, радуйся».

Ляпунов был осужден на 6 месяцев лишения свободы условно. Вскоре после этого он уехал в Париж, где стал руководить музыкальной школой для эмигрантов. 8 ноября 1924 года Сергей Михайлович Ляпунов скончался в возрасте 65 лет. Наследие Ляпунова значительное: это и фортепианная музыка (он был виртуозным пианистом) и симфонические произведения. Цикл «Святки» не такой сложный технически, но очень красивый. Обидно, что звучит эта музыка так редко.

«Композитор одного сочинения»

Еще одно рождественское произведение в русской музыке – это «Елка» Владимира Ребикова. Можно сказать, что он «композитор одного сочинения»: у Ребикова много произведений в самых разных жанрах, но вошел в историю музыки он благодаря своей опере «Елка», которая была поставлена в 1903 году. Опера камерная, домашняя, в ней всего несколько действующих лиц. Но музыка настолько пронзительная, что ее теперь часто исполняют отдельно, как инструментальное произведение. Сюжет «Елки» – гибрид «Мальчика у Христа на елке» Достоевского и «Девочки со спичками» Андерсена. На рождественских концертах довольно часто звучит вальс из этой оперы.

К теме Рождества обращались и композиторы ХХ века. Самым смелым предлагаю послушать музыку одного из самых неординарных французских композиторов – Оливье Мессиана. Про себя он говорил, что источниками его вдохновения служили Священное Писание и пение птиц. И действительно, музыка Мессиана написана так, как будто никогда не было Баха, Моцарта или Чайковского. Ни привычных гармоний, ни привычных мелодий и ритма мы у Мессиана не услышим. Он серьезно изучал пение птиц и говорил, что свои ритмы брал именно у них. Мессиан стал свидетелем многих катастроф ХХ века: он пережил Вторую мировую войну и прошел через лагерь для военнопленных Вернувшись в Париж в 1944 году, он написал грандиозный фортепианный цикл, который идет два часа, – «Двадцать взглядов на Младенца Иисуса».

Источниками вдохновения Оливье Мессиану служили Священное Писание и пение птиц

Рождественская музыка написана в разных стилях и жанрах, в разные эпохи. Что общего между «Рождественской ораторией» Баха и «Святками» Ляпунова? Ощущение чуда, которое пронизывает эти произведения. Каждое Рождество я слушаю эту музыку и вместе с ушедшими Бахом, Генделем, Чайковским и другими переживаю чудо Рождественской ночи вновь.

Юлия Казанцева 2 января 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Татьяна   9 марта 2023, 12:03
Супер - статья! Спасибо большое.
Elena Urwalowa   9 марта 2023, 12:03
Спасибо большое за замечательный рассказ!!
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить