«Рождественский подарок детям»

1.jpg.

Выпускница Литературного института им. А. М. Горького Нина Орлова-Маркграф (р. 1954) – писатель разносторонний, чьи книги будут с удовольствием читать люди разных возрастов. Начинала как поэт и переводчик.

В 2017 году вошла в число лауреатов Международного литературного конкурса им. С. Михалкова с повестью для подростков «Хочешь жить, Викентий?». В ней писательница, по первому образованию медик, рассказала истории жизни сотрудников и пациентов районной больницы в небольшом городке. Истории грустные и забавные (в больнице чувство юмора помогает справиться с трудностями), трогательные и жизнеутверждающие.

В 2021 году опубликована книга рассказов и повестей «Простить Феликса» – о депортации немцев Поволжья в 1941 году в Сибирь. В 2022-м – прозаический сборник «Заступница», продолжающий тему военного и послевоенного быта на Алтае, откуда сама писательница родом. Это – для взрослых.

А для детей Нина Орлова-Маркграф написала много книг на тему российской истории, познавательных произведений. В начале двухтысячных писательница обратилась к теме православия. С тех пор из-под ее пера вышли десятки книг, посвященных православным святым и подвижникам, – для взрослых читателей и для детей.

«Рождественский подарок детям» – сборник стихов и рассказов авторства самой Нины Орловой-Маркграф, адресованный дошкольникам и младшим школьникам. В нем раскрывается главный смысл праздника Рождества Христова. Рассказывается о том, что предшествовало этому великому событию, от которого ведется современное летоисчисление: о Рождестве Пресвятой Богородицы, Благовещении. О том, что значат слова песни, которую пели ангелы при рождении Спасителя («Слава в вышних Богу»). О том, что такое Вифлеемская звезда и какие дары может принести Христу каждый человек, подобно волхвам (покаяние в совершенных плохих поступках, добрые дела, пост).

В этом сборнике стихов и рассказов раскрывается главный смысл Рождества Христова

Рассказывается и о том, как испокон веку готовились к Рождеству, что ели в рождественский Сочельник, как возник обычай в канун Рождества ставить и украшать елку. «Какое это чудо – живая зеленая ель в доме, посреди зимы! Это дерево напоминает нам о многом. Мы радуемся ему, как радовались в раю прекрасному саду Адам и Ева. Елка, украшенная, сияющая, дарует нам надежду на неувядающую благость, на вечную жизнь». Какие теплые, уютные строки, напоминающие о чудесных новогодних и рождественских днях! Есть здесь и объяснение ночной рождественской службы, и рисунок вертепа (оказывается, по-старославянски это «пещера»). И, конечно, не забыты Святки, есть отрывки из колядок.

Каждая глава завершается небольшим заданием, закрепляющим полученную информацию, то есть книга имеет и методическую ценность.

А завершается книга тактичным напоминанием о том, что «в эти дни хорошо навестить тех, кто болеет, стареньких бабушек и дедушек, порадовать их своих вниманием и подарками».

2.jpg

Книга получилась небольшая, но насыщенная информацией, при этом не перегруженная ею, а легкая, спокойная, светлая, умиротворенная. Отражающая настроение этого великого праздника. И вправду – отличный рождественский подарок. Не только детям, но и взрослым, желающим узнать побольше о празднике Рождества.

КУПИТЬ КНИГУ

«Как Бог творил мир»

Можно быть приверженцем теории Большого взрыва или «большого скачка», теории струн или белых и черных дыр, верить в любую другую космологическую теорию происхождения вселенной, но если человек считает себя цивилизованным, он должен знать и историю сотворения мира, изложенную в Священном Писании. Поскольку именно эта история лежит в основе русской и европейской культуры и литературы. Кстати, эта теория имеет красивое научное название – креационизм. Книга Нины Орловой-Маркграф доступно, лаконично и увлекательно (а благодаря красочным реалистичным рисункам И. Шариковой весьма наглядно) рассказывает о семи днях творения мира.

Книга доступно, лаконично и увлекательно рассказывает о семи днях творения мира

Чтобы приблизить к детскому сознанию величественное (и непостижимое человеческим умом) представление о первом дне творения, автор использует доступное и выразительное сравнение. «Закрой крепко-крепко глаза, и ты не увидишь ничего, кроме темноты. А когда откроешь – такая радость, что кругом светло и видно свою комнату, и книжки, и любимые игрушки! Вот и сотворение мира Богом началось с сотворения света». Сообщаются любопытные факты, которые в самом Священном Писании не зафиксированы, но имеют место быть.

В следующей главе объясняется, почему в Священном Писании небо, которое Бог создал во второй день, называется твердью (в переводе с церковнославянского «купол, опора»). В третьей главе, повествующей об отделении суши от вод, тоже есть рубрика «Это интересно». В ней сообщается о растении, из которого Адам и Ева соорудили себе одежду после грехопадения: это смоковница, или фиговое дерево (отсюда выражение «фиговый листок»). Рассказ о пятом и шестом днях творения наполнен особой теплотой, ведь в эти дни была создана «душа живая» – птицы, рыбы, пресмыкающиеся, теплокровные животные. А главное – в шестой день был создан человек. Автор особенно подчеркивает, что человек создан по подобию Божиему, а значит должен стремиться к добру и правде Божией.

Повествование не лишено и научной составляющей. Так, о сотворении света говорится, что он возник «из недр вещества, еще бесформенного, без четкой структуры внутри, то есть первичной материи».

В книге много полезных сведений. Одни подготавливают человека к церковной жизни (иерархия ангелов, чудеса пророка Илии). Другие носят научно-познавательный характер (названия планет Солнечной системы, информация о различных растениях и животных).

3.jpg

Язык книги поэтичен. Согласитесь, приятно читать вместе с ребенком певучие, ласкающие слух строки: «Первозданный свет Господь словно бы собрал и поместил в большие светильники. И небо стало удивительным, таинственным и прекрасным. Огромное количество звезд – и ближних, и очень далеких – одновременно стали видны на земле, для освещения которой они и были созданы». 

После каждой главы есть интересные задания на сообразительность, наблюдательность, на закрепление прочитанного. Это и раскраски, и рисунки по цифрам, и задания сложить слово из определенных букв, и многое другое.

Книга Нины Орловой-Маркграф – удачный пример сочетания научно-познавательной и теологической информации.

КУПИТЬ КНИГУ

Наталья Богатырёва 30 декабря 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить