Русский писатель Иван Шмелев

К 150-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Шмелева и 30-летию музея его имени в Крыму

В знойной Алуште, прильнувшей к белым жарким камням роскошного Южного берега Крыма, есть необыкновенный, можно сказать, единственный в мире музей. Посвящен он жизни и творчеству Ивана Сергеевича Шмелева. Такого больше нет нигде. В этом году будут праздноваться две знаменательные даты: 150 лет со дня рождения писателя и 30-летие основания музея.

Фото 1 (39).jpg
Музей писателя И. С. Шмелева. jalita.com

Имя Ивана Шмелева говорит о целой эпохе в русской литературе, поэтому начну рассказ о его музее с короткого описания жизнебытия самого писателя. Родился Иван Сергеевич в Замоскворечье в искренне верующей православной семье. Выходец из купеческой среды, в детстве потерявший отца, он, по собственному признанию, рано пристрастился к литературе, к писательству. Как вспоминал Шмелев впоследствии: «Двор наш для меня явился первой школой жизни – самой важной и мудрой. Здесь получались тысячи толчков для мысли. И все то, что теплого бьется в душе, что заставляет жалеть и негодовать, думать и чувствовать, я получил от сотен простых людей с мозолистыми руками и добрыми для меня, ребенка, глазами».

Все то, что теплого бьется в душе, что заставляет жалеть и негодовать, думать и чувствовать, я получил от сотен простых людей

Рассказы Шмелева появляются в печати в начале XX столетия. Всероссийскую известность приносит ему повесть «Человек из ресторана», связанная с событиями революции 1905 года. Иван Сергеевич входит в круг демократических литераторов того времени. Вступает в товарищеское «Книгоиздательство писателей в Москве» (1912–1923), которое объединяло современных авторов, группировавшихся вокруг литературного кружка «Среда». На события Первой мировой войны писатель отзывается сборником рассказов «Суровые дни», где пишет, что война – это зло для народа. В Февральской революции он сначала видит победу передовых идей. Но, ужаснувшись тому, что происходит в России после революции, очень быстро в ней разочаровывается.

Фото 2 (53).jpg
Иван Сергеевич Шмелев

Октябрьский переворот и последовавшую за ним Гражданскую войну Иван Сергеевич совсем не принимает. В 1918 году Шмелев с женой Ольгой Александровной и сыном Сергеем, офицером, участником Первой мировой войны, уезжает в Крым, где живет на даче Тихомировых. В 1920 году покупает свой домик. Он поддерживает отношения с находящимися в это время в Крыму писателями. В начале 1921 года Шмелевых постиг страшный удар – во время Красного террора был расстрелян их единственный и горячо любимый сын Сергей. После эвакуации врангелевской армии из Крыма всем белым офицерам, не хотевшим покидать Родину, было предписано зарегистрироваться. Но это была ловушка, подводящая их под расстрел. Вместе с офицерами арестовывались и гибли солдаты, представители аристократии, промышленники, бежавшие на юг, местное духовенство, чиновники и другие слои населения. Пощады не было ни женщинам, ни старикам, ни детям. Террор проводился по указанию высших властей из Москвы и осуществлялся под руководством местных экстремистов Бела Куна и Розалии Землячки. Как указывают различные источники, погибло до 120 тысяч человек. Бог тогда сохранил самого Ивана Сергеевича. Человек, проводивший регистрацию, узнав, что это тот самый писатель Шмелев, не сделал нужной пометки. Он сидел спиной, поэтому лица своего спасителя Иван Сергеевич не увидел.

В течение 1921 – начале 1922 года Иван Сергеевич и Ольга Александровна остаются в Алуште, тщетно пытаясь выяснить судьбу сына и влача голодное, нищенское существование.

Фото 3 (54).jpg
Иван Шмелев с женой
Ольгой. biographe.ru

В марте 1922 года Шмелевым удается вернуться в Москву. Писатель усиленно хлопочет о выезде за границу. В ноябре 1922 года Шмелевы уезжают в Берлин. Они отправились за границу, надеясь найти там сына. У них была последняя надежда, что Сергею удалось спастись в эмиграции. Также Иван Сергеевич хотел поправить здоровье, планировал вернуться, и лишь публикация «Солнца мертвых» закрыла ему путь на Родину.

«Как пушинки в ветре проходим мы с женой жизнь. Почему в Берлине? Для каких целей? Неизвестно. Где ни быть – все одно… Мертвому все равно, колом или поленом» – с этими мыслями Иван Шмелев приехал в Европу. Однако, несмотря на состояние безысходного отчаяния, впереди у писателя была большая и плодотворная творческая жизнь. Особо известные, вышедшие за границей произведения: о России – повесть «История любовная», о революции – «Солнце мертвых», об эмиграции – «Орел», роман «Няня из Москвы», рассказ «Куликово поле».

Но вершиной его творчества стали роман «Лето Господне» и повесть «Богомолье». Сам Иван Шмелев говорил о своей работе над этими книгами так: «Я показываю лицо святой Руси, которую я ношу в своем сердце… Россию, которая заглянула в мою детскую душу».

Я показываю лицо святой Руси, которую я ношу в своем сердце. Россию, которая заглянула в мою детскую душу

У русских людей, вынужденных покинуть Родину, книги «Лето Господне» и «Богомолье» иногда лежали рядом с Новым Заветом. Скольким они помогали жить и выживать! Москвичи, изгнанные из России и поселившиеся в Париже, признали, что книги Ивана Шмелева описывают «вещи, события и лица не приблизительно, сквозь поэтическую дымку прошлого, а во всей их живой реальности». Когда Иван Сергеевич трудился над этими произведениями, Бог дважды сохранил писателю жизнь.

Фото 4 (36).jpg
Иван Шмелев
с женой и сыном. biographe.ru

Весной 1934 года во время тяжелой болезни его чудесно исцелил преподобный Серафим Саровский. Об этом Шмелев подробно поведал в автобиографическом рассказе «Милость преподобного Серафима». Приблизительно в это же время супруги Шмелевы наконец-то нашли себе постоянную квартиру (до этого момента они долгие годы кочевали по разным углам). Но только они осели, как в 1936 году после краткой болезни умерла Ольга Александровна. Тихая, спокойная, вечно работающая, беззаветно любящая, она была другом жизни писателя, его помощницей, нянькой, сестрой милосердия. Он не умел и дня быть без нее. Но пришлось жить, болеть, годы работать в полном, горчайшем одиночестве. Только глубокая вера спасала писателя, особенно в годы Второй мировой войны, когда пришлось пережить огромные человеческие и душевные страдания. В это время Господь в очередной раз спас писателю жизнь. Утром 3 сентября в Париже началась бомбежка, в комнате Шмелева вылетели и обрушились на рабочий стол оконные стекла. А он «почему-то» залежался в кровати, хотя обычно в это время уже сидел за работой. Вместе с осколками в комнату откуда-то залетела репродукция работы итальянского художника «Богоматерь с Иисусом». Когда писатель посмотрел в календарь, то был поражен, увидев на обороте листка за 3 сентября отрывок из собственного очерка «Заступница Усердная».

Последние годы жизни писатель сильно болел, перенес операцию и был уже очень слаб. Летом в 1950 году, когда он немного окреп, близкие решили отвезти писателя в Покровский женский монастырь в Бюсси-ан-От. Погода была хорошей, по пути устроили пикник. Шмелев радовался всему, был весел и оживлен. Казалось, природа сама устроила ему праздник. Приехав в монастырь, он собирался говеть. Однако вечером этого чудного дня Ивана Сергеевича не стало – сердце отказалось работать. Он умер в том же месяце, что и Ольга Александровна. Она – 22 июня, а он – 24-го, только много лет спустя. Тело писателя доставили в Париж в храм святого князя Александра Невского на рю Дарю. 28 июня многочисленные друзья и почитатели провожали писателя в последний путь. Гроб вынесли на руках члены президиума Союза русских писателей и близкие люди. Ивана Шмелева похоронили на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа в одной могиле с его супругой Ольгой Александровной. В конце своего надгробного слова профессор Антон Владимирович Карташев сказал: «Путь Шмелева весьма знаменателен, символичен. Это прообраз духовного выздоровления и всего русского народа. Как Иван Сергеевич, захваченный властной атмосферой светского гуманизма, в глубинах своего подсознания нашел в себе праотеческий материк – православную русскую душу, таково же будет и грядущее воскресение сбитого с толку русского народа. Тогда и творения Шмелева послужат ему в том опытным гидом».

Путь Шмелева весьма знаменателен, символичен. Это прообраз духовного выздоровления и всего русского народа

Слова эти оказались пророческими, потому что когда русский народ в 1990-х годах прошлого столетия стал возвращаться к родным православным берегам, то первым его встретил писатель Иван Шмелев. Особо отметим, что одним из главных действующих лиц произведений Ивана Сергеевича стал наш златоглавый, белокаменный стольный град.

Хотя Иван Сергеевич поэтизировал и прославлял Москву по вселенной, как, невольно напрашивается сравнение, сказитель Гомер воспевал потерянную Трою, однако современная столица об этих преданиях, кажется, забыла или недооценила их. А ведь именно благодаря задушевным повествованиям замоскворецкого мастера читающий западный мир начал узнавать не только о первопрестольной красавице и об ушедшем прекрасном мире Российской империи, но и о вековечном бытии Русской Церкви, о глубинной сути души нашего народа, ее простоте и великой силе.

Можно смело утверждать: Шмелев был одним из самых переводимых русских авторов, живущих в рассеянии. Книги Ивана Сергеевича выходили на двенадцати языках в Англии, Америке, Германии, Италии, Франции, Швейцарии, Швеции, и этот список можно продолжать. Видимо, европейцам интересно было узнавать о русских людях от самого «распрерусского» писателя, предельно искренне рассказывающего о своем народе. Литературные труды Ивана Сергеевича зарубежные друзья даже выдвигали на Нобелевскую премию.

Но самое доброе слово и утешение приходило писателю от истинных ценителей его творчества. Москвичи говорили сердечные слова, а русские гимназистки из Белграда писали Шмелеву, что учатся познавать Россию по его «Лету Господню». Признаться, я тоже иногда вижу, как на страницах этой книги проступают воспоминания... моего собственного детства! Остается думать, что в семидесятые годы ХХ века русские люди были другими, их жизненные устремления тоже отличались от «запросов» нашего времени.

Фото 5 (23).jpg
Фото: moscowsteps.com

Зато «метафизическая» Москва, невидимый Китеж-град, отнеслась к своему певцу с великой любовью. Ведь Бог управляет нашим миром, поэтому «стечением» благоприятных обстоятельств и согласно завещанию писателя совершилось поразительное: прах Ивана Сергеевича и его супруги Ольги Александровны был перенесен с парижского кладбища Сент-Женевьев-де-Буа на некрополь московского Донского монастыря, предан родной земле и теперь вместе с родственниками «жда трубы архангеловы» и грядущего воскресения.

Надо сказать, что в последний свой приезд в Алуштинский музей от прекрасного экскурсовода Нины Николаевны услышала еще одну интересную историю. Когда Иван Сергеевич встречался со своими сердечными друзьями генералом Антоном Ивановичем Деникиным и философом Иваном Александровичем Ильиным, то за долгими их беседами часто любил повторять: «Ну, друзья, возможно, мы с вами все вместе встретимся в России. А хорошо бы в Москве!»

Прах Антона Деникина и Ивана Ильина, а также их супруг в настоящее время тоже покоится в Донском монастыре. Так они и встретились – в Москве! Видимо, Иван Сергеевич был еще и пророком.

И все-таки… В нашей современной Москве, к прискорбию, именем Ивана Шмелева назван пока только один скверик. Здесь же состоялось открытие памятника-бюста писателя. Находится он рядом со знаменитой усадьбой Демидовых в Большом Толмачевском переулке, где ныне располагается научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского, бывшая некогда Шестой мужской гимназией. В ней Ваня Шмелев учился, тут его за «любление» поговорить прозвали «римским оратором», здесь же к нему пришел и первый писательский успех. А на пороге ХХI столетия, 29 мая 2000 года, в углу сквера в Большом Толмачевском переулке, напротив здания бывшей гимназии состоялось открытие памятника-бюста писателя. Сделан он был еще при жизни Ивана Сергеевича более полувека назад в Париже известным скульптором Лидией Лузановской.

Фото 6 (14).jpg

На невысоком постаменте, выполненном в виде античной колонны, мы видим портрет утомленного, о чем-то глубоко задумавшегося человека. Бремя тягот жизни и перенесенных испытаний отразилось на его облике: исхудалое, осунувшееся лицо, впалые щеки и огромные глаза, полные пережитого страдания. Но выражение лица спокойно. Он безропотно принял и выдержал все попущенные свыше удары судьбы, примирился с ней и невозмутимо смотрит в будущее. На колонне памятника простая лаконичная надпись: «Русский писатель Иван Шмелев». Интересно, что этот несколько необычный, оживотворенный образ писателя чуткое народное сознание наименовало «головой Цезаря». По-другому и быть не могло: «римский оратор» вернулся к себе домой, «Цезарем» круг замкнулся.

Он безропотно принял и выдержал все попущенные свыше удары судьбы, примирился с ней и невозмутимо смотрит в будущее

Еще одно место в Москве, связанное с памятью Ивана Шмелева, – это улица Малая Полянка, дом 7, строение 7 – последний московский адрес писателя. Мемориальную доску «В этом доме с 1915 по 1918 год и в 1922 году жил русский писатель И. С. Шмелев», установленную в 2000 году, также выполнила скульптор Лидия Лузановская.

Однако перейдем к главной теме нашего разговора. Приближаются торжественные юбилеи: 150 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Шмелева и 30-летие музея, который появился, можно сказать, чудесным образом в 1993 году стараниями прекрасного человека, ныне уже почившего, директора музея С. Н. Сергеева-Ценского, кандидата филологических наук Валерия Петровича Цыганника. Надо сказать, что уже в 1970-е годы первые экспонаты будущей экспозиции занимали небольшую витрину в Литературно-мемориальном музее С. Н. Сергеева-Ценского. Затем в начале 1990-х годов по инициативе директора этого музея В. П. Цыганника и при поддержке Алуштинского горисполкома их решили разместить в доме, который Иван Шмелев купил в 1920 году. Но его жители не пожелали переезжать на новое место, хотя горисполком предлагал равноценные варианты. Посему дом писателя Шмелева, объявленный в 1990 году памятником истории и культуры, до сего дня остается частным владением. Но когда у зачинателей музея появились прижизненные издания писателя, документы и письма, приобретенные через Российский фонд культуры у людей, знавших Ивана Сергеевича, а его внучатый племянник и крестник Ив Жантийом, живший во Франции, передал копии рукописей и фотографий из личного архива, то все поняли, что музею быть.

Летом 1993 года перед конференцией, посвященной 120-летию Ивана Шмелева, музей решили разместить в доме, принадлежавшем знаменитой семье одного из основателей Профессорского уголка – известного ученого Николая Бекетова. И прежде всего потому, что этот дом упоминается в романе-эпопее «Солнце мертвых».

В тот момент дом стоял пустой, черный и невозможно замусоренный. Дирекции музея дали короткое время на его восстановление: «За два месяца откроете – станет ваш». Писатель Иван Шмелев был человек верующий, всю жизнь ходил под Богом, поэтому чудо произошло. На эту работу были брошены все силы, и к указанному сроку появился новый музей. 21 сентября состоялось его открытие. Музей даже был освящен митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем.

Фото 7 (6).jpg
Комната в доме-музее писателя И. Шмелева. gid.crima.ru

В этом году музею исполняется 30 лет. Располагается он в живописном месте Профессорского уголка. Некогда здесь у подножия красивой горы Кастель возникла своеобразная «колония ученых», где жили видные представители отечественной науки и искусства. Подвижники русской науки и литературы здесь не только отдыхали, но и трудами рук своих преображали эту довольно скудную землю. Они сажали кедры, кипарисы, разбивали виноградники, рыли колодцы, разводили розы, олеандры. Им хотелось, чтобы все это благоухало не годы, а века.

На крутой, но невысокой горке стоит одноэтажный белый дом с голубыми окнами, смотрящими в тихую высь небес и плещущее под ними сине-серое море, которое отсюда, по слову писателя, можно «пить глазами». Это и есть музей Ивана Сергеевича Шмелева. Перед самым входом стоит, крестообразно раскинув ветви, кедр ливанский. Под ним лавочки со спинками, на которых можно спокойно посидеть после крутого подъема. Здесь же в тени густого, радушно раскрывшего свои ветви кедра проходит первая часть экскурсии.

Уютная домашняя обстановка – отличительная черта музея Ивана Сергеевича Шмелева. Сразу заметно, что здесь все душевно, просто и красиво.

Беседа продолжается в музее, где небольшие экспозиции отобразили основные этапы жизни писателя. В прихожей нас встречает сам писатель… Несколько грустным, но просветленным взглядом с портрета на вошедших смотрит Иван Шмелев.

Небольшие экспозиции музея отобразили основные этапы жизни писателя

Затем проходим в небольшую угловую залу, с двух сторон окаймленную высокими окнами, задернутыми светлыми, легкими, спускающимися до самого пола шторами. Паркет, основательно истертый ногами экскурсантов, безмолвно свидетельствует об огромном интересе к музею. Мебели здесь немного. Ею Иван Сергеевич пользовался, когда приходил в гости в дом писателя Сергея Николаевича Сергеева-Ценского. На стенах – пейзажи кисти соседа по даче Михаила Сапожникова и семейные фотографии.

Светлая комната рассказывает пришедшим о радостном периоде жизни писателя. По левую сторону стоит книжный шкаф с дореволюционными изданиями Ивана Шмелева, перешедшими сюда тоже из дома Сергеева-Ценского. А чуть поодаль, на круглом столике, покрытом белой плетеной узорчатой скатертью, красуется знаковый московский символ – самовар на подносе. По одной только этой детали можно сказать, что устроители музея собирали экспозицию с большой любовью. Рассказ о коренном москвиче и – вдруг без самовара – показался бы ущербным. Ведь все жители царской России доподлинно знали, что москвичи – чаевники. Здесь же на белом кружеве скатерти лежит книга «Лето Господне», повествующая о милом для сердца писателя московском далеке.

Доминантой, если можно так сказать, этой залы является огромный письменный стол, расположенный в самом центре, у окна. На нем стоят портреты любимых писателей Ивана Сергеевича. Над столом – икона Богородицы «Неупиваемая Чаша». Так была названа повесть Ивана Шмелева, и родилась она именно в Алуште. Это повесть о молодом художнике, стремящемся своим талантом служить Богу и людям. Встретившись с безнадежной любовью, он, преодолев искушения и темные соблазны, возвышается над личным, чтобы создать иконописный образ идеальной вышней красоты. Со временем этот образ становится святыней, исцеляющей иконой, спасающей несчастных, гибнущих в пучине житейского моря людей.

Переходим в другой зал – жизнь в России для писателя закончилась. На противоположной от входа стене видим огромный плакат: черный круг с надписью «Солнце мертвых» с исходящими от него черными, с красными всполохами лучами – это обложка книги. На стендах, расположенных рядом, рассказывается об алуштинских прототипах, отображенных в этом страшном повествовании. Здесь мы рассматриваем документы и фотографии того ужасного времени.

Трагично складывалась судьба жителей Профессорского уголка, где, как уже говорилось, селились ученые, писатели, преподаватели лучших учебных заведений России. «...Профессорский уголок, – пишет Иван Шмелев, – с лелеянными садами, где сажались и холились милые розы, привитые "собственной рукой", где кипарисами отмечались этапы жизни... Где вы теперь, почтенные созидатели – профессора, доктора, доценты, – насельники дикого побережья, говорившие "вы" – камням?.. Бежали – зрячие. Под землю ушли – слепые».

Иван Шмелев спасся бегством, но до конца своих дней служил России литературными трудами, поэтому в экспозиции рядом с плакатом обложки книги «Солнце мертвых» находятся иллюстрации из книги «Лето Господне», ставшей венцом творчества замоскворецкого мастера.

Иван Шмелев спасся бегством, но до конца своих дней служил России
Фото 8 (4).jpg

Об эмигрантском периоде писательской жизни Шмелева рассказывают личные фотографии, письма и статьи из периодики того времени, расположенные справа на стендах и под стеклом музейных витрин. В следующей комнате можно увидеть произведения о Российской империи, выходившие во многих странах на разных языках.

Творчество Ивана Сергеевича Шмелева стало для нас живым путеводителем в русскую жизнь. По нему мы заново открываем для себя нашу пока еще сокровенную православную Россию. А возникший из небытия алуштинский музей и его беззаветно служащие литературе и русскому миру труженики своими рассказами о переполненных любовью к миру и людям книгах помогают Ивану Шмелеву в этом нелегком деле. Сразу вспоминаются ежегодные Крымские международные Шмелевские чтения. Они уже более двух десятилетий привлекают не только ученых, фундаментально исследующих труды Ивана Сергеевича Шмелева, но и горожан, простых почитателей творчества писателя. Это искренняя забота о сохранении единого культурного славянского пространства.

Очень хочется, чтобы сбылись слова Ивана Сергеевича Шмелева: «Знаю: Россия – придет срок! – меня оправит! Россия меня примет – память обо мне и мой труд во имя ея».

Светлана Рыбакова 2 октября 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить