«Скорая духовная помощь» иерея Владислава Берегового

У иерея Владислава Берегового, клирика  храма в честь святителя Николая Мирликийского в городе Мосальске, огромная аудитория в интернете. Только в одной соцсети у него 131 тысяча подписчиков, а сколько человек просто заглядывают на страничку, чтобы найти ответ на интересующий вопрос, и не сосчитать. Священники-блогеры, инстабатюшки, как их теперь иногда называют, ведут большую просветительскую работу. Как помочь людям перейти от прослушивания лекций и онлайн-курсов к активной духовной жизни и прийти в храм на исповедь и причастие, как относиться к негативным комментария в Сети и как правильно вести страницу храма – об этом отец Владислав Береговой рассказал в рамках встречи «Миссия в соцсетях: преимущества и опасности» в Духовно-просветительском центре Сретенского монастыря. 

Источник : экзегет.ру

«В Интернете ты можешь поговорить с батюшкой намного дольше»

Я заставляю себя вести блог. Почему? Потому что, пообщавшись с батюшкой в Сети, люди перестают бояться священников. В комментариях пишут, что перестали бояться зайти в храм, заговорить со священником, в том числе и своего храма, в который ходили не один год. А вот это тревожный симптом, на самом деле. Потому что получается, что половина прихожан наших приходов к нам относится просто как к жрецам, которые должны правильно совершить священнодействие, чтобы на них сошла благодать Божия. А для того, чтобы узнать, как жить во Христе – это надо ехать куда-то далеко, в какие-нибудь монастыри, таежные глубинки. Там есть старцы, которые никому неизвестны или, наоборот, всем известны. Вот они уж точно скажут, что нужно делать. 

Мой аккаунт называется «Скорая духовная помощь». Пока я не отвечу на все вопросы в директе, я спать не ложусь. Если все у меня там чисто, пусто, то и совесть моя спокойна. Мы говорим – подписчики, виртуальная Церковь. А что это такое? Гонка за лайками, гонка за подписчиками? Нам говорят: «Идите служите. Ваше дело – служить». Служение – это часть миссии, ее сакральная часть. Нет миссии без служения, и нет служения без миссии. Миссия – это важнейшее дело Церкви. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам. (Мф. 28: 19–20). Если бы Интернет был во времена апостола Павла, то он, безусловно, бы им пользовался. И подписчики – это реальные люди, у которых просто нет возможности воскресное утро или субботний вечер посвятить тому, чтобы доехать до храма, до воскресной школы, час или полтора посидеть и задать свой вопрос, который, может быть, задать и не получится. А в Интернете ты можешь поговорить с батюшкой намного дольше. Чем меньше подписчиков у священника, тем больше времени он может уделить конкретному человеку. Когда у человека вопрос, не решаемый с помощью голосовых или текстовых сообщений, мы решаем его напрямую. Я очень часто говорю людям, что их вопрос не решить через Instagram, через сториз. Даже сейчас я с вами говорю, мне нужно вам в глаза посмотреть, поговорить со всеми участниками этой встречи. Если человек в другом городе, то я говорю ему: идите на приход к священникам. Храмы всего мира наполнены огромным количеством людей, которые пришли в туда, потому что их, по сути, «принудили» священники-блогеры. Мы же прекрасно понимаем, что без таинств, без личного общения со священником многие вопросы не решить. Иногда человеку просто надо выговориться, и он сам поймет, как решить свою проблему. Причем выговориться не у психолога, а у священника. Потому что человек хочет знать еще и духовный аспект своей проблемы, как поступить так, чтобы не согрешить. 

Мой аккаунт называется «Скорая духовная помощь». Пока я не отвечу на все вопросы в директе, я спать не ложусь

Самое главное, что я хочу сказать, – все блогеры очень признательны тем священникам, которые занимаются просветительской деятельностью на местах и могут принять людей. Нам же вменяют в вину, что, наоборот, мы людей из храмов уводим, что мы включаем онлайн-трансляции службы, и люди лежат на кровати и смотрят, как мы служим Литургию; что теперь то, что хотели преподавать на курсах, можно слушать по телефону. Но это не так. Опросы тысяч наших подписчиков свидетельствуют о том, что они бы не ходили в храм вообще еще год, а может быть, и десять лет, если бы кто-то не прислал им, например, скриншот моей странички. И они прочитали, подписались, воцерковились и через три месяца уже первый раз причастились. Блогеры делают ту работу, которую священник на приходе делать не может только потому, что он тесно общается с теми, кого видит лицом к лицу, но домой прийти к ним не может. Практика иеговистов не работает. Очень важно зацепить, а дальше само пойдет.

Они прочитали, подписались, воцерковились и через три месяца уже первый раз причастились

Пост и телевизор

Телефон, телевизор – это инструменты. Если ты будешь подписан только на тех священнослужителей, которые дают образовательный контент, то в чем проблема, собственно? Если у тебя на телевизоре только телеканал «Спас» или «Союз», а все остальное ты удалил, то какой может быть вред? Надо смотреть, сколько времени ты тратишь на это. Если человек только воцерковляется, то он очень много времени проводит именно на страницах священников. Послушает эфир священника, зайдет на сайт Сретенского монастыря, посмотрит, какие есть проекты. Человек жадно поглощает информацию, только начиная воцерковляться. Ему и пяти часов в день мало. Можно ли говорить при этом, что он какой-то духовный вред себе приносит? Если он при этом подписан на всех селебрити России, Украины и Соединенных Штатов Америки, то понятно, что будет каша в голове. Когда ты жадно впитываешь всю полезную информацию, то какой может быть вред? Никакого. 

Один из самых частых вопросов: как укрепиться в вере? Или: как привести к вере мужа? Если женщине, для того чтобы прийти к вере, достаточно услышать хор Сретенского монастыря, увидеть все эти замечательные фрески, то мужчине нужны знания. Мужчина верит интеллектуально. Поэтому постоянно приходится говорить: читай вот то, читай вот это. Человек с книгой смотрится сейчас, как человек в парике или в пенсне, как человек из прошлого. Хотя отрадно, надо отметить, что, когда едешь в метро, все чаще замечаешь, что количество раскрытых книг практически равно количеству открытых телефонов.

Юмор и утешение – а что еще людям надо? Я уже почти 15 лет священник и вижу, что людям надо. Людям нужно знание и утешение. Они хотят по-настоящему знать, как жить во Христе. У меня такой подход: надо человека утешить сначала, привести его в чувство через обыкновенную человеческую беседу. Не с позиции: я – пастырь, знающий, а ты здесь мирянин, невежда. Просто обнять, приласкать, утешить, а дальше помочь ему самому найти ответ на свой вопрос. А дальше, уже в духе христианской свободы, человек может намного больше, чем если дать ему жесткое правило, которое он должен выполнять. Поэтому я все это перевожу в Instagram, и потому получается некая замечательная виртуальная Церковь. Пусть это звучит для кого-то очень резко, но это не секта какая-то. Это собрание людей, которые вечером на кресле, на диване, в постели, когда детей уложили, мужа накормили, пижамку надели, вместо того чтобы ехать куда-то далеко, час слушают ответы на свои вопросы. И 90–95 процентов подписчиков вопросов не задают. Но все равно они пишут, что хоть за час ничего и не спросили, но услышали ответы на все свои вопросы.

Людям нужно знание и утешение. Они хотят по-настоящему знать, как жить во Христе

«Нужно десять тысяч священников в соцсетях!»

Я почти пять лет в соцсетях и вижу, что аудитория меняется. Постоянно добавляется новая. Особенно, если светский блогер тебя репостнет и посоветует своим подписчикам. Народ приходит не то что зеленый – зеленющий. Он вообще ничего не понимает. Но крещен и к Богу относится доброжелательно. Потом они полгода слушают, подписываются на других священников. И потихоньку от тех, к кому душа не лежит, отписываются. Остается десяток священников. В конечном итоге все мы говорим об одном и том же. Кто-то более красочно и живописно, а кто-то более просто и скучно. Ты сам выбираешь, с каким батюшкой остаться, а от какого отписаться. Это совершенно естественный процесс. Я уже не помню, чтобы кто-то меня слушал из тех подписчиков, которые были подписаны на меня четыре года назад. Аватарки помню. Особенно, когда записки читаю, то периферийным зрением вижу повторяющиеся аватарки. Постоянно обновляются люди. Поэтому замыливание – это не проблема. Каждый человек со временем отписывается от того, кто ему не интересен.

Источник : экзегет.ру

Я убежден, что в соцсетях нас должно быть много. Если у нас в РПЦ 40 тысяч священников и 10 тысяч из них выйдут в соцсети, и будет хотя бы по тысяче подписчиков у каждого, то миллионы людей будут вечером слушать весть о Христе. Раскольников тоже не надо сбрасывать со счетов. Есть священники, которые публикуют негативный контент. Таким образом, нас должно быть много хотя бы для того, чтобы заглушить ту информацию, которая является ложной, неправильной. У нас должен быть положительный контент в Яндекс.Дзене, в Instagram, в YouTube. Каждый из нас находит свой стиль не сразу. Порой батюшка может быть не слишком интересен. Смотришь и думаешь: это я сам прочитаю, это я и так знаю. Месяц посмотрел, ничего не нашлось для души, и отписался. Но ты подписываешься на другого священника, который нашел свой стиль, который чем-то тебя за душу берет. Вроде бы ничего особенного, а прямо вот хочется его слушать и читать. И ты остаешься. Поэтому не должно быть подписок на 40 тысяч священников. Останьтесь там, где вы есть, и не будет этого распыления. 

Отец Павел Островский нашел свою нишу с подростками в передаче «Помолчим». Сретенский монастырь нашел противоположную сторону этой медали – «Говорим». А какой-то батюшка придумает – «Посидим». Кто-то предложит – «Помолимся». Кто мог подумать, что Instagram, созданный для того, чтобы постить еду и свои коленки на фоне моря, станет такой мощнейшей образовательной площадкой, в том числе и для духовного развития. Я читал не одно исследование о том, как соцсети вообще живут. Начинается все с развлекательного контента, а заканчивается превращением в торговую и образовательную площадку. Потом в результате того, что образовательного контента становится больше, чем развлекательного, соцсеть потихоньку теряет свою популярность, потому что народ хочет веселиться. Придумывается что-то новое. Но через несколько лет туда опять заходят батюшки, программисты, учителя, палеонтологи. Снова делают эту соцсеть образовательной, и находятся какие-то новые средства, чтобы привлекать молодежь. У каждого поколения будет своя соцсеть. Надо просто успеть в ней зарегистрироваться и начать в ней что-то делать до того, как она станет мегапопулярной и сильно усложнит тебе жизнь в плане продвижения. 

Каждый из священников-блогеров имеет благословение правящего архиерея. Я тоже благословение брал. Не тогда, когда было три подписчика. Я просто подошел и сказал: «Кажется, у меня стало получаться. Если благословите этим заниматься, то скажите, как вы видите работу в этом направлении».

Приходские сайты и страницы храма в соцсетях

Как я веду свою страничку, точно так же надо вести страничку храма. Чтобы батюшка всегда отвечал на вопросы, а не его помощник. Чтобы те, кто в храме служит, постоянно были с людьми на связи. Нужно публиковать анонсы онлайн-лекций, встреч. Если ты не можешь давать полезную информацию, то страничка не будет полезна тем, кто не живет в этом селе или в этом районе. Но и без юмора тоже никуда. Нам даже на лекции для батюшек, которые ведут приходские странички, говорили об этом. У какого-то батюшки за год 200 тысяч подписчиков прибавляется, 300 тысяч. Молодое поколение подрастет, через пять-семь лет они начнут сознательно ходить в храм, а не только в TikTok смотреть батюшку. Они заполнят храмы. Чтобы миссионерством заниматься в нашей Церкви, нужно сильный зуд иметь.

«Ты помнишь, как все начиналось»

У меня все началось с того, что я из Киева переехал в небольшой город. У меня была хорошая школа при храме. Говорить я любил и знал, что говорить в аудитории вживую. Переехал в небольшой город, людей немного. За год освоил все – и младшие классы, и старшие классы. И взросло-детскую школу создал при храме, и в ПТУ ходил, пока не закрыли. Но мне все равно этого не хватало. Десять лет обучения в Свято-Тихоновском университете мне никак не пригождались там. Я уже стал крепко унывать и думать, что делать. Узнал про проект «Батюшка онлайн». С удовольствием с ними работал, они мне тоже помогали с подписчиками. Наконец-то я смог реализоваться как пастырь. 

К тому времени я реализовался и как прораб, сантехник, колхозник, газонокосильщик, садовник. Священство стало отходить на дальний план. Служить-то я служу, но служба всего два часа. Благо владыка несколько епархиальных отделов на меня возложил. Получается, то, что я делаю в Instagram, это в том числе и реализация тех проектов, которые я хочу уже самостоятельно реализовать. Я достаточно свободный священник, потому что мне не надо на каждый шаг брать благословение. Я сам создаю программу как глава молодежного отдела, как глава отдела по культуре, как глава отдела по взаимодействию со СМИ, как глава комиссии по семье и детям, как глава отдела по делам молодежи, как член комиссии по работе с подростками и еще много-много всего. Получается, что всю деятельность я выложил в Instagram, в другие соцсети. Особенно социальная тема хорошо получается. 

Вопрос монетизации тоже многих волнует. Я восстанавливаю храм на средства подписчиков. Это виртуальные люди, погоня за лайками? Нет, это живые люди, которые вышли в Интернет. Люди опасаются, потому что вокруг столько мошенников, но мне доверяют, видят результаты. Я делаю все официально, с печатями. Практически с нуля мы восстановили храм XVIII века. Там 100 рублей, там 100 рублей, по окошку поставили, но хоть храм не разрушается дальше. Когда-нибудь сделаем хороший проект, и все эти работы будут считаться консервационными, а не реставрационными. 

Это виртуальные люди, погоня за лайками? Нет, это живые люди, которые вышли в Интернет

Хейтеры в Сети

Батюшка в соцсетях сталкивается с таким количеством ненавистников, матерщины, грубости, с каким вживую никогда не сталкивается в принципе. В соцсетях народ отрывается по полной. Чего только не прочитаешь. Ты должен просто палец держать на телефоне. Я знаю, что у некоторых батюшек даже второй человек сидел и быстро блокировал тех, кто пишет всякие мерзости. Если это близко к сердцу принимать, то это будет просто неправильно. Я не принимаю. Мне больнее, когда человек вроде бы христианин, но начинает доказывать чепуху небиблейскую, бьет себя кулаком в грудь, говорит: «Батюшка, что вы за чепуху несете». При этом ты говоришь, цитируешь, пусть не дословно, апостола Павла или Самого Спасителя, а тебе говорят, что ты все повыдумывал. Не хейтерство меня задевает, а невоспитанность и некультурность. 

Для меня возможность говорить, реализовывать себя как священника, пастыря, миссионера в соцсетях – это таблетка от моего уже начавшегося выгорания. Я очень хорошо, всем своим существом, прочувствовал слова апостола Павла: «Горе мне, если не благовествую» (1 Кор. 9: 16). Я вроде уже не неофит, вроде бы уже десяток лет в священстве, а молчание просто сводит меня с ума. Жизнь короткая, я не знаю, когда умру, и хочу успеть поделиться тем, что я могу сказать, потому что вдруг совершенно неожиданно для меня оказалось, что людям это заходит. Людям нужен тот формат общения, который я предоставляю. Много священников в Instagram, огромное количество, они все замечательные. Но почему-то у меня подписчиков в десять раз больше, чем у подавляющего большинства. Значит, людям нужен такой формат.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить