«Трезвость – это не про то: пить или не пить»

В первый день нового года Святая Церковь чтит мученика Вонифатия, которому часто молятся о людях, страдающих пьянством. Святого называют покровителем трезвости. По старому стилю день памяти мученика Вонифатия приходится на 19 декабря, но, когда страна перешла на григорианский календарь, дата передвинулась на 1 января.

Руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и наркомании Северного Московского викариатства Русской Православной Церкви, клирик храма Всех Святых во Всехсвятском на Соколе иерей Алексий Авдюшко рассуждает, как Православная Церковь может помочь справиться с тяжелыми недугами – алкогольной и наркотической зависимостью?

– Отец Алексий, давайте отталкиваться от истоков. Когда был организован Центр, кто благословил его работу?

– Деятельность православных семейных клубов трезвости ведется по благословению священноначалия. В нашем случае – по благословению епископа Наро-Фоминского Парамона. А в целом семейные клубы трезвости как программа амбулаторной профилактики зависимого поведения семейного типа появились в России в 1992 году. В 2010 году при Всехсвятском храме появился первый семейный клуб трезвости. А в 2013 году наш бывший викарий, нынешний рязанский митрополит Марк провел совещание, по итогам которого был создан Координационный центр по противодействию алкоголизму и наркомании Северного Московского викариатства Русской Православной Церкви. Наш храм стал «базовым». Центр получает неоценимую помощь от лица настоятеля – протоиерея Василия Бабурина и старосты Михаила Родина. Я был духовником семейных клубов трезвости, и получил новое послушание, и вот уже восемь лет являюсь руководителем Центра. В настоящее время православные семейные клубы трезвости входят в состав Межрегионального общественного движения в поддержку семейных клубов трезвости.

– Сколько клубов трезвости координирует Центр?

– Сейчас только в храме Всех Святых четыре семейных клуба, их посещают около 100 человек, действуют и другие клубы при храмах Северного округа. На сегодня в Северном викариатстве действует 12 семейных клубов и 3 группы трезвости, которые занимаются помощью зависимым и их родственникам, действует социальная служба помощи алко- и наркозависимым. Среди храмов, ведущих трезвенную деятельность, например, храм Знамения в Аксиньино, храм Святых Царственных Страстотерпцев на Войковской, храм Отрады и Утешения на Ходынском поле, храм святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудниково. Во многих, например в храме святителя Николая у Соломенной сторожки, принимают психологи-священники.

– Отец Алексий, расскажите, пожалуйста, о формах работы.

– Встречи проходят и в онлайне, и очно. Проводятся лекции, психообразовательные семинары, организуются психологические мастерские, а также арт-терапевтические занятия, есть музыкальная студия. Выезжаем, например, на «трезвые шашлыки», осуществляем паломническую деятельность.

В доковидную эпоху у нас начали проходить Восторговские ярмарки, где собирались трезвенники из Москвы и не только. Всё это проходило с пирогами, чаем, устанавливалась сцена. Ежегодно проходят съезды клубов трезвости. Последний съезд был в онлайн формате, а в 2020 году – в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, а ранее несколько раз проводился в Донском монастыре. Всё это осуществлялось при поддержке Северного Московского викариатства, настоятеля и старосты нашего прихода.

– Кто занимается подготовкой ведущих клубов?

– В 2015 году была создана Викариатская школа для подготовки руководителей семейных клубов трезвости, сейчас занятия проходят в онлайн-режиме. С октября по май ученики посещают семинары и лекции. Ведется профессиональная комплексная подготовка, в которой участвуют врачи, психологи, педагоги, священнослужители. За шесть лет подготовлено более 150 волонтеров, которые работают как на приходах московских храмов, так и в регионах России. Участниками школы сейчас являются несколько регионов, начиная с севера – Мурманск, Архангельск, Башкирия, Камчатка.

– Правда ли, что многими ведущими становятся люди, получившие помощь в общине?

– Совершенно верно. Например, Никита Вятчанин – журналист и певец. В частности, он ведет клуб в храме Девяти мучеников Кизических возле Нового Арбата.

– Ваши клубы анонимные?

– Нет. И на богослужении поминаем обязательно всех, без всяких секретов.

– Почему клубы называются семейными?

– В идеале сюда приходят семьей, если человек пришел один, он является представителем своей семьи. Конечно, приходят и родственники, которые часто страдают больше, чем сам зависимый. Но бывают и такие случаи, что, оказывается, приходящий сам является проблемой для своего «болящего» родственника. Такие проблемы разбираются в клубе.

В клубы приходят и родственники, которые часто страдают больше, чем сам зависимый

– А чем родственники и окружающие могут помочь зависимому?

– Если ты рядом с человеком, надо нести его немощи. Для того, кто немощен и слаб, наше соучастие очень важно. Поэтому общий принцип такой: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8: 13).

Для того, кто немощен и слаб, наше соучастие очень важно

– А если эта проблема наркомании?

– Тут особая ситуация: клубы могут быть полезны уже на последних стадиях восстановления, реабилитации – перед выходом в нормальную жизнь.

– Бывает так, что родственники буквально притаскивают своего зависимого домочадца?

– Результата не будет без личной решимости страждущего.

– Много ли у вас случаев конкретного исцеления?

– Каждый случай интересен. Но это такие тихие радости. История долгая, может длиться и 10 лет. Хотя есть такие, кто сразу решает свою проблему. Но эта история не навсегда. Не должно возникать зависимости от клуба. Здесь разбирается широкий перечень вопросов, и люди уходят измененными. Вообще, трезвость – это не про то: пить или не пить, это определенное мировоззрение. Возможно, человек глубоко несчастливый. То есть рассматривается вопрос счастья.

Мы разбираем широкий перечень вопросов, и люди уходят измененными

– И это вся причина?

– Нет, конкретные глубинные причины разбираются специалистами. С ними идет плотный контакт. Семейные клубы трезвости – это один из методов, признанных российским медицинским сообществом. В работе, помимо всего, используется методология «семейных клубов трезвости» Владимира Удолина и принципы духовно-ориентированного диалога Тамары Флоренской.

– Деятельность семейных клубов трезвости ведется на безвозмездной основе?

– Да, СКТ – это волонтерская деятельность. Переход на коммерческие рельсы губителен для такого проекта. Возмездная основа в движении семейных клубов перечеркнула бы всё.

– А что такое трезвенное богослужение?

– В нем акцентируются те моменты, которые обычным календарем специально для трезвенников могут не предлагаться. Например, службу Спасителю, которая синодально предписана на 11 сентября, проводим раз в месяц. Ежемесячно читаем и канон Божией Матери перед Ее образом «Неупиваемая чаша». В Крестильном храме во время Литургии поминаются все участники клубов, произносятся специальные прошения за исцеление страждущих. Раз в месяц проводим молебен нашему покровителю священномученику Иоанну Восторгову, чья икона была написана по инициативе наших трезвенников. Мы не отделяемся при этом от других прихожан. Священномученик Иоанн Восторгов, убитый большевиками в 1918 году, занимался и трезвенной деятельностью. Также молимся Виленским мученикам – учителям воздержания и благочестия.

– Верно ли, что трезвенная работа велась в Православной Церкви и в старые времена?

– Один из локомотивов нашего движения – Георгий Витальевич Гусев, историк трезвеннического движения. Он собирает сведения о том, как всё это было нелегко и во время царской России. Во Всехсвятском храме на рубеже веков служил отец Сергий Лебедев. Он был устроителем трезвеннической жизни. Сюда, в бывшее село Всехсвятское, активно приезжали гулять в кабаки. Батюшке даже удалось добиться закрытия одного из ресторанов. Но к нему приходили за помощью люди, которые не нравились в большинстве своем ни местной полиции, ни жителям села. Последние жаловались и не желали, чтобы село заполнялось такими посетителями. В итоге батюшка был вынужден покинуть приход и закрыть трезвенническую деятельность.

Беседовала Екатерина Щеглова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить