Византия в истории России и мира. Часть 1

В актовом зале Сретенской духовной академии состоялась лекция-встреча с академиком Российской академии наук, профессором, заведующим кафедрой истории средних веков исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, ответственным редактором журнала «Византийский Временник» историком-византинистом Сергеем Павловичем Карповым, посвященная теме «Византия в истории России и мира».

Запись лекции

Византия в истории России и мира – не пустой звук. Это то, на чем зиждется основа православной цивилизации, и не только православной, но и цивилизации европейской в целом. Я хотел бы сразу сказать, что Византийская империя – это условное название, потому что правильное название – Римская империя, поскольку Византия была прямым продолжателем Римской империи и называла себя Римской империей или империей ромеев. Византийской ее начали называть эрудиты, просветители и сами греки в XIV веке, например, когда хотели подчеркнуть свое преемство от эллинской культуры. Древний город Византий тогда уже не был Византием, он уже давно был новым Римом и Константинополем. Но в памяти, как символ культурного эллинского наследия, он оставался как Византий. Они хотели как бы подчеркнуть свое высокое предназначение, называя свою империю таким образом.

На Западе империю называли по-разному: Греческой империей, Римской, Романией. Почему Римской? Даже когда было определенное разделение империи – на Западную и Восточную, то все конунги, которых часто называли королями, посылали свои регалии византийскому императору, и от него получали титулы. Основание империи имеет определенную дату. Это 11 мая 330 года, когда императором Константином Великим был основан Константинополь, и с тех пор он являлся священной столицей этого государства.

Фото 1 (42).JPG
Император Константин Великий

Эта империя имеет точную дату своего основания и точную дату своей гибели. Мало какие империи могут так точно назвать даты рождения и смерти. И мне часто задают вопрос: а почему Византия погибла? А я задаю контрвопрос: как, вообще говоря, столько лет может просуществовать империя? Если мы считаем от Августа, когда была основана Римская империя, то это почти полторы тысячи лет. Если считать от Константина, то 1100–1200 лет, если еще добавить Трапезундскую империю, которая была продолжательницей Византийской империи, то это очень долгий срок. И на такой долгий срок нужны духовные и экономические силы, для этого у империи должны быть скрепы. И это очень важно, потому что, вспомните, сколько лет просуществовали другие империи. Даже Российская, которая не была скоротечной – от Петра I до 1917 года. Или империя Австро-Венгерская. Или империя Германская, или даже псевдоимперия Британская. Все они просуществовали гораздо меньшее время, поэтому я хотел бы обратить на это ваше внимание.

При императоре Константине Византийская империя ограничивалась самим Константинополем, несколькими городами на западном побережье Черного моря и Пелопоннесом. Но она продолжала быть империей. И когда султан Мехмед потребовал капитуляции от византийского императора Константина XI Палеолога, он предложил ему большие владения во Фракии, предложил ему спокойно уйти туда вместе со своими придворными, но сдать Константинополь. Константин знал, что обречен, он был в этом уверен. Но он сказал: я не могу отдать этот город, потому что он есть империя. И его гибель, его передача будет также передачей и гибелью империи. И он погиб, сражаясь на стенах Константинополя, у ворот Святого Романа. Его нашли потом под красным императорским сапожком, он погиб как герой, защищая империю.

Я не могу отдать город, его гибель будет гибелью империи

По легенде, когда турки ворвались в Константинополь, священники со Святыми Дарами ушли как бы в стены Святой Софии. Они ушли в вечность с тем, чтобы когда-нибудь выйти вновь и осенить крестом этот великий храм, который был символом этой империи не только для самой Византии, не только для Востока, но и для Запада.

Фото 2 = превью.JPG
Храм Святой Софии, современный вид

Поговорим о традициях Византийской империи, потому что эти традиции, эти истоки как раз являются основой. У каждой империи есть скрепы. Империя – понятие сакральное. И говоря об империи, мы должны понимать, какие составляющие здесь есть. Империя наднациональна. Империя всегда включает и значительное количество территорий, но даже не это главное. Главное, что она имеет миссионерское предназначение, главное, что она имеет глубокие духовные скрепы. И все это вместе и составляет империю в глубоком значении, как мы, православные люди, понимаем, особенного избрания, которое Господь дает этому типу государства, единственному в своем роде. У Византийской империи было три традиции. Эллинистическая – она была связана, прежде всего, с культурой, с языком, с эллинистическими монархиями, которые происходили от Александра Македонского. Римская традиция, которая имела прежде всего юридическое наполнение. И, конечно же, христианская традиция, восточно-христианская традиция с принятием христианства в качестве государственной религии при святом императоре Константине.

И вот возникает вопрос: как происходило соотношение разных истоков, разных направлений, разных идейных, иногда совершенно противоположных начал? Был ли это синтез или противостояние? Часто, особенно в светской литературе, утверждается, что Юстиниан был такой плохой, закрыл, уничтожил Александрийскую школу. Но вместе с тем забывают, что Бейрутскую школу права он не только не уничтожил, но и поддерживал и развивал. Это была не единственная школа. При нем в Константинополе было много высших учебных заведений достаточно уважаемых. И здесь, конечно, мы видим вытеснение язычества, что происходило медленно и постепенно.

IMG_2173.jpg
Император Юстиниан. Фреска

Но вспомните святого Василия Великого. Он написал очень интересный трактат о том, почему полезно юношам изучать языческое наследие. И показал, что языческое наследие, во-первых, имеет двойное предназначение: оно во многом предсказывает то, что произойдет потом в мире. А во-вторых, оно полезно само по себе, потому что иносказательно передает многие очень важные общие истины. Они лингвистически важны, важны для сохранения эллинистической традиции. И Василий Великий оправдал языческое наследие, поэтому в византийской литературе мы очень часто встречаем ссылки на Гомера, на Фукидида, на Геродота. Это были читаемые авторы. И образованность человека заключалась как раз в том, что он знал Полибия, Ксенофонта, знал других знаменитых историков, да и не только историков – философов: Платона, Аристотеля, конечно же. Здесь проблемы не было, а на Западе была. Там в это время жили и Амвросий Медиоланский, и блаженный Августин, и они были воспитаны в римской традиции, глубокой, культурной традиции. Язык блаженного Августина – это совершенно фантастический латинский язык. Так вот он, будучи воспитан в этой традиции, всегда говорил: наше и не наше. Он выдавливал из себя это начало. Хотя он сам был в нем, он не мог, по сути дела, отрешиться от этого. Но тем не менее чисто идейно это было так.

И очень долго на Западе происходило возрождение, возвращение к этому знаменитому началу, началу классической древности. А в Византии этого не было, поэтому там не было многих проблем, которые были на Западе. Например, проблемы природы человека, его отношений с Богом и многих других.

Мы вернемся к тому, когда город был основан и почему он был основан. Константину было тесно в Риме. И он, как и его предшественники, искал другое место. Почему? Потому что в это время экономические и политические центры перемещались на запад. Перемещались довольно быстро. Там были основные ресурсы снабжения всей империи, поэтому оставлять столицу в Риме, где была сенаторская аристократия, стягивающая и ограничивающая императорскую власть, было неудобно. Константин хотел от этого освободиться. Он создавал другую иерархическую систему и поэтому искал новое место, как и его предшественники. У Диоклетиана был Сплит – он искал свою столицу здесь. Другие императоры искали свою столицу в Карфагене. А Константин понял, что лучше всего здесь, потому что лучше Константинополя ничего нет. Здесь как бы соединяются Запад и Восток, здесь проходят основные торговые пути. Византий был средним городом, это была мегарская колония, и было Аполлоново пророчество о том, что нужно создать город против города слепых. Город слепых – Халкидон – был рядом. Но Халкидон не выходил к Мраморному морю, к проливам, поэтому оставался как бы затененным. А Константинополь стоял прямо на проливах. В 324 году началось строительство, а уже 11 мая 330 года произошла торжественная «инаугурация» города. Это важный факт, его юридическое оформление. И вот тогда как раз и происходило возвращение Константинополю и сената, который назывался иначе синклитом, и других административных органов. И началось бурное строительство города, окруженного стенами. Сначала это были стены прежнего акрополя, затем был город Феодосия Великого, а потом уже были созданы другие стены при императоре Юстиниане и его последователях.

Константин понял, что лучше Константинополя ничего нет. Здесь соединяются Запад и Восток

Я бы хотел здесь обратить ваше внимание на фигуру Константина. Он начал как человек, который возглавлял легионы на западе Британии. Там были его первые успешные шаги. И в Йорке находится его знаменитая статуя раннего времени. Он молодой, полный мыслей о том, как он будет строить империю, накануне борьбы с Максенцием, накануне всех тех событий, которые ему пришлось пережить.

064-konst.png
Карта: husain-off.ru

Константинополь чрезвычайно хорошо расположен, потому что он защищен с трех сторон – Мраморное море, Босфор и, наконец, Золотой рог. Единственное место, через которое можно было пройти с моря, это Золотой рог. И здесь византийцы придумали очень хорошую вещь. Они расположили там цепь, которую опускали в море, и эта цепь преграждала путь вражеским кораблям, которые могли бы сюда войти. Незащищенной была только северо-западная часть, и там как раз и строились основные укрепления. Потом там был построен один из императорских дворцов, поэтому защищать надо было эту часть прежде всего. И, конечно, стены строились и вдоль морского берега, но они уже имели несколько меньшее значение. В Константинополе в XV веке, перед его падением, видим уже Перу, Галату, построенные генуэзцами напротив Константинополя. И, конечно, Святую Софию.

Какое значение имела Святая София? Огромнейшее. Трудно переоценить ту роль, которую играл этот храм в истории Византии. Он, конечно, был символом Премудрости Божией в первую очередь. Но этот храм еще был очень важен и потому, что воплощал само величие империи. Его строили несколько раз, и несколько раз он разрушался. И, наконец, Анфимий из Тралл и другие архитекторы при Юстиниане после восстания Ника смогли отстроить этот знаменитый грандиозный собор, где купол опирался не на столпы, а прямо на стены. И огромное количество окон точно фокусировало внимание молящихся на главной сакральной части этого великолепного строения. На Западе свой «храм Святой Софии» был создан только в XV столетии, это Флорентийский собор архитектора Брунеллески. Но это гораздо позже. А до этого времени во всей Европе Святая София была образцом. Отвечаю сразу на вопрос, в чем его величие. В том числе и в том, что такого храма не было. И когда Юстиниан вошел в храм, он сказал: «Я превзошел тебя, Соломон», – потому что видел, сколь великое творение он создал. И действительно, это творение поражает своей красотой, своим величием даже до сих пор. Хотя внутреннее его величие гораздо интереснее, чем внешнее. Внешне он сейчас испорчен, но внутреннее его построение совершенно великолепно. Мы видим то, что видели люди и раньше, видим, как огромные потоки света изливаются на этот храм и как они озаряют то, что происходит в храме.

Фото 5 (18).jpg
Храм святой Софии, интерьер

Но собор Святой Софии интересен еще и тем, что он был прямо соединен с императорским дворцом, близко выходил к ипподрому. Ипподром – то самое место, где происходили конные ристания. Византия практически сразу же отказалась от гладиаторских боев, она оставила только одно. Там не было театра – были какие-то попытки возродить спектакли, но это не удалось. Главным были конные ристания. Народ был разделен на группы болельщиков. Они, в зависимости от цвета одежд возниц, называли себя венетами, прассетами, левками и так далее. Ипподром имел огромное значение. Император всегда появлялся на ипподроме на императорской кафизме. На ипподром были привезены сохранившиеся доныне египетские колонны – они стояли прямо в центре. На императорской кафизме был изображен император вместе с придворными и варвары, скифы, подносящие ему дары. Здесь император появлялся и говорил важнейшие слова народу. Конечно, ипподром – это был важнейший символ.

И, наконец, еще очень интересный вопрос – язык империи. Сейчас мы прекрасно понимаем, что язык Византии – это греческий язык. Но какой именно греческий язык? До VII века официальным языком был латинский. На нем издавались документы, он был главным в делопроизводстве, хотя греческий язык уже тогда использовался. Юстиниан понимал, что на греческом языке говорит большинство населения, поэтому некоторые свои важнейшие законодательные акты он переводил на греческий язык. Но тем не менее это основным был язык латинский. После того как Византия потеряла западные провинции одну за другой – Италию, Северную Африку, Испанию – и началась быстрая славянская колонизация на севере, возник плюрализм языка. Основная часть населения тогда говорила на греческом.

Кстати, разговорный греческий очень сильно отличался от литературного. Литературный язык имел в основе старый аттический диалект и требовал специального образования. Отличить образованного человека от необразованного в Византии было очень легко по тому, знал ли он аттический диалект, мог ли на нем говорить, писать или нет. Кстати говоря, это была основа социальной стратификации. Только тот человек, который владел этим языком, мог рассчитывать на продвижение в служебной иерархии. А основная масса населения говорила на койне, просторечном языке. Он сохранился в более позднем времени, но был и его более простой вариант, который был доступен всем.

Фото 6 (12).JPG

Интересный вопрос: почему греки сохранили аттический диалект в качестве своей культурообразующей основы? По той же самой причине, почему русская аристократия использовала французский язык в общении друг с другом. Это был такой код, который отличал человека элиты, человека власти, человека образования от простонародья. Но в Византии не взяли чужой язык, они взяли свой. Этим «своим» языком был как раз греческий аттического диалекта. Существовали, конечно, и понтийский диалект, и другие, но были два уровня языка. Кстати, к другим языкам византийцы относились абсолютно терпимо. Например, Кирилл и Мефодий и другие просветители дозволяли употреблять национальные языки в Литургии, в отличие от Запада, где была только жесткая латынь. А в Византии допускался и коптский, и славянский, и грузинский, и любые другие языки, потому что Евангелие проповедовано всем.

И здесь мы возвращаемся к вопросу: чем была империя? Прежде всего Византийская империя была империей универсальной. Другой империи не было и быть не могло. Византия считала, что это государство является единственным, богоизбранным, и даже если какие-то части отпадают от Византийской империи, то они отпадают по двум причинам: либо за грехи отпавших людей, либо за грехи самих византийцев, которые позволили этому совершиться. И всегда была идея, что когда-нибудь всё это соберется в единую империю. Империя была одна. Им не было дела, например, до Китайской империи. Она была далеко, хотя связи с ней были. И потом была одна хитрость. На Западе до Карла Великого, до 800-го года не было другой империи. Была одна – Римская с центром в Константинополе. Но в 800-м году на престоле Римской империи была женщина. А по франкским законам женщина не могла быть правомочным правителем. И Карл Великий, который приобрел большие территории на Западе, пытался восстановить империю. Как и Юстиниан, он решил короноваться императором. Сначала он предложил брак византийской императрице, но это предложение было отвергнуто. Потом он пытался настоять на этом. И византийцы сначала не признавали его титула вообще. А потом они признали императорский титул императора франков, потому что им была нужна помощь против других варваров, которые нападали на Византийскую империю.

Византийская империя была универсальной. Другой империи не было и быть не могло

Но интересная вещь: византийский император был императором ромеев. Это космократ, то есть император вселенной. А император франков – это император одного народа. Они признали Карла императором франков, но император одного народа не равен императору вселенной, поэтому Византийская империя оказалась империей универсальной. И потом они использовали термин «басилевс» по отношению к правителям других народов совершенно свободно. Они называли басилевсами, например, татаро-монгольских ханов. Они так называли правителей даже не очень больших государств. Но это были басилевсы какого-то одного народа, какой-то одной географической части. А ромеи – это значит все. И вот опять-таки это означает наднациональный характер империи, он является очень важным.

Фото 7.JPEG .PNG

Во-вторых, империя является оплотом православия, основой православной духовности. И иметь какой-то успех в этой империи может только человек, исповедующий православие по тому Символу веры, который закреплен Вселенскими Соборами. Вот, например, говорят, что император Византийской империи Иоанн Цимисхий был армянином. Да, был. Но каким? Православным. Армяне, которые принимали православное вероисповедание и не были григорианами, в Византии могли подниматься до самых высоких ступеней. Православие было основой, скрепой.

Но это не значит, что византийцы относились плохо к другим религиям и народам. Уже в XII веке, и тем более в XIV веке, в Константинополе была мечеть, где свои требы совершали мусульмане, мусульманское духовенство. Это была мечеть для пленных сарацин и для местных мусульман. Но были свои ограничения, которые связаны с этой иерархией, порядком. Конечно, византийцы сохраняли традиционализм, эллинское наследие. Византийцы были традиционалистами до мозга костей. Традиция была для них абсолютно святой, никогда нельзя было от традиции отходить. И когда византийцы хотели кого-то поругать, они говорили, что этот человек нарушает освященную традицию. И для того чтобы ввести какие-то новшества, император всегда говорил: я ввожу новеллу или такой-то закон, но он не противоречит тому, что было раньше по этой, этой и этой причине. Традиционализм основывался на эллинском наследии и был очень важен.

Фото 8 (4).JPG

Римская правовая культура, правовая традиция также была очень важна. Когда мы говорим о том, в чем значение правления Юстиниана, я бы обратил внимание на то, что Запад не имел римского права без Юстиниана. По сути, римское право – это право византийское, потому что именно тогда оно было собрано. Что такое было римское право до Юстиниана? Разрозненные куски, которые Феодосий пытался собрать воедино, но далеко не все сюда входило. Кроме того, это был огромный корпус, пользоваться которым было очень трудно. А Юстиниан создал единый свод. Какие-то вещи были отсечены, но в основном были собраны законодательные памятники. Это были императорские законы, комментарии римских юристов. Римская правовая традиция, зафиксированная в своде законов, корпус iuris civilis, так он начал называться позднее, оставалась чрезвычайно важной и для Запада, и для Востока. И кодекс Наполеона базируется на корпусе iuris civilis. Законодательные своды, которые сейчас изучаются в Европе, основаны на римском праве. И это прошло через все правовые системы цивилизованной Европы.

(Продолжение следует.)

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить