Византия в истории России и мира. Часть 2

Часть 1.

Вторая часть лекции-встречи с академиком РАН, профессором, заведующим кафедрой истории средних веков исторического факультета МГУ, ответственным редактором журнала «Византийский Временник» историком-византинистом Сергеем Павловичем Карповым, посвященная теме «Византия в истории России и мира».

Византия была мастерской мира. И тут я скажу о том, почему Русь приняла православие от Византии, а не от кого-то другого. Византия и Константинополь были мастерской мира. То, что делали здесь, не могли сделать нигде в другом месте. Знаменитые пурпурные ткани, шелк, привезенный с Востока, многое другое делали только здесь. И когда встал вопрос о выборе веры, то, конечно, послы Владимира были поражены красотой Литургии. Они были воодушевлены этим, они видели роскошь константинопольских храмов. Но выбора не было по одной простой причине: сравнивать Константинополь того времени и западноевропейские Церкви того времени, это все равно что сравнивать нынешний Лондон и Бантустан. Константинополь – это город-миллионник, многоэтажный, процветающий, большой, производящий великолепные предметы роскоши и культа. А что мог Запад в то время дать? Самые большие города – 20–30 тысяч, это предел. Обычно 3–4 тысячи населения. И, конечно, культурная основа была совершенно другой. Запад поднимался не в это время, он поднимался с XII века и дальше. И святой Владимир принял единственно верное решение.

1 (53).jpg

И, наконец, власть басилевса. Это особый вопрос. Каким был римский император? Он считал себя не просто богоподобным, а богом. Один из императоров, умирая, сказал: «Кажется, я становлюсь богом». Императорам ставили статуи, поклонялись как богам. А византийский император, конечно, ничего подобного позволить себе не мог, потому что есть заповедь: «Не сотвори себе кумира», да и не только это. И эти кумиры разрушались, а не сотворялись. Византийский император был isapóstolos, то есть он был равен апостолам, он уподоблялся Христу. И это уподобление императора Христу было обязательным и проходило через всю систему власти и все оформление этой власти. Император короновался как военачальник военным поясом. Пояс ему надевали на голову, и потом уже следовал длительный процесс коронации.

И, конечно, я хотел бы обратить внимание на царство и священство, на то, как соотносились эти две основы. Они сложно соотносились. Если вы помните, кто возглавлял все Вселенские Соборы? Не патриарх Константинопольский. Кто их собирал? Константин Великий, даже еще не будучи христианином, собрал первый Вселенский Собор. Он председательствовал на нем. Председательствовали на всех Вселенских Соборах всегда императоры, а не патриархи. И власть императора здесь была очень важной. Но патриарх Константинопольский, конечно же, играл большую роль в системе симфонии. И власть императора имела миссионерский характер. Император постоянно заботился о том, чтобы передавать христианские ценности тем народам, которые Византия окормляла. Этих народов было много. И есть ученые, которые говорят, что в Византии было слабое миссионерство. Но это неверно в самой сути постановки вопроса, потому что в Византии само государство было миссионером. Не отдельные люди, а государство.

В Византии само государство было миссионером

Принцип симфонии. Это принцип содружества двух властей – императорской и духовной. Это эталон. Святой Иоанн Златоуст дал этому самое точное определение: «Священство настолько превосходит царство, сколько дух превосходит тело. Царь управляет телом, а священник – первым, поэтому царь преклоняет главу перед десницею священника». Это правда, но это часть правды. А другая часть заключалась в том, что самые высокие священники и патриарх были подданными императора и как подданные императора они могли быть наказаны за какие-то настоящие или мнимые грехи, тем более, не дай Бог, за какие-то конфессиональные прегрешения, которые могли быть. И они были, поэтому этот вопрос решался очень сложно. Но и император тоже очень зависел от патриарха. Император Лев VI Мудрый был в целом хорошим императором. И трактаты писал, но очень ему не везло. Он был трижды женат, неудачно все три раза. Он просил, чтобы ему было разрешено жениться еще раз, чтобы иметь наследника. Патриарх ему категорически запрещал, потому что это не разрешается по канонам. Император бросался ему в ноги, просил о снисхождении, но не было ему снисхождения. И в этом отношении император был очень зависим от патриарха. И только позднее, уже когда сменился патриарх, Лев VI попытался добиться какой-то икономии по отношению к нему.

2 (48).jpg
Император Лев VI Мудрый кающийся перед Христом. Мозаика

Византия была правовым государством. Римское право было для этого государства основой. И называлось это государство республикой. По-гречески – Δημοκρατία, то есть власть народа. Почему власть народа? Потому что император избирался волей народа, власть императора не передавалась по наследству. Для того чтобы стать императором, нужно было разрешение Сената и римского народа. Это была римская традиция. Потом в избрании императора все большую роль начала играть Церковь, но в любом случае это было избрание. Император имеет детей, племянников, кого угодно, и он желает, конечно, чтобы они заняли престол после него. И потом, конечно, укореняются династии, но не сразу. Что делает император, чтобы укоренить династию? Он коронует своего сына, племянника, кого угодно при своей жизни и просит подданных дать присягу. И в Византии становится два или три императора, один старший, два младших. Это довольно часто было в Византии. И все бы ничего, если бы не война двух Андроников в XIV веке, когда началось соперничество между императором-дедом и императором-внуком.

Император избирался. Были соимператоры. Была процедура низложения императора. Сначала императору приносили жалобу. Он мог на нее ответить или не ответить. Затем следовало поношение императора, его бранили. Затем могло быть восстание. И вот тут интересная вещь: если император побеждает, значит Бог на его стороне, а восставшие – изменники. Их карают люто. Если побеждают восставшие, то говорят: император – тиран, и его Господь карает как тирана. И тогда новый император занимает его место. Что должен был сделать император, чтобы утвердить свою власть? Он должен был еще раз принять миропомазание, над ним проводился священный обряд, который снимал все его предшествующие грехи.

Как император коронуется? Он коронуется сначала на щите, поднимается. Император-отец коронует императора-сына. Вот император возглавляет Вселенский Собор. Это уже Иоанн VI.

На одной из величественных мозаик в соборе Святой Софии изображен император, который держит в руках некий предмет. На самом деле это прах. Потому что сказано: «ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3: 19). Вот другая сторона императорской власти. Ему никто не мог сказать «нет», но он омывал ноги нищему, как Христос. И тот нищий, кому он омывал ноги, становился богатым человеком, потому что после этого все приносили ему дары. Но император совершал этот акт, подражая Христу.

Император омывал ноги нищему, подражая Христу

Саркофаг императора. Когда он короновался, ему приносили камни и говорили: «Выбери камень, из которого будет твой гроб, для того чтобы ты помнил, что ты смертен, что ты такой же, как и все, и ты отдашь Господу то, что положено».

3 (40).jpg
Корона византийского императора Константина IX Мономаха. 1042 – 1050 г.г.

Византия создала очень интересную систему, которая важна и для Запада, и для России, – это табель о рангах. В Византии продвижение по служебной лестнице происходило от низшего к высшему в зависимости от сданных экзаменов. И это продвижение приводило к тому, что человек, который получал высокие баллы, хорошо знал греческий язык, мог получать более высокие ранги в этой иерархии. Высшие ранги – это деспот, кесарь, протовестиарий. Протовестиарий – сначала постельничий, а потом это министр иностранных дел. И это скрепляло государство, создавало крепкую чиновную систему. Военная власть была несколько другой, там не нужно было столько образования, там нужны были другие подвиги.

И несколько слов об образе человека в Византии и на Западе. В античности идеалом героической личности была калокагатия. Геракл – конкретный пример. Мускулистый и не очень высоколобый герой. А в Византии совсем другое – смиренный, униженный, страждущий человек. И вера в спасение, любовь, понимание этой любви и подражание Богу становятся важными. Это вытесняет главный языческий образ. Конечно, особая роль в этом принадлежала монашеству. В идеале монахи считались совестью народа, воплощавшей в себе его сокровенные ценности, которые были характерны для православной цивилизации. Человек, ушедший от мира, оказывается интересен миру. Мир идет за монахом в пустыню, вокруг монастырей возникают целые поселения, монахов, которые тяготятся этим, это вынуждает уходить в другие места.

Я хотел бы привести здесь один пример, пример столпников, которые тоже, наверное, хорошо вам известны. Один из столпников воздвиг свой столп и там усердно молился, умываясь только каплями дождя и своими слезами. Ему поднимали в корзине то, что ему подносили, и одна женщина подошла к нему и сказала: «Авва, помоги мне, потому что мой сын попал в плен к сарацинам и сарацины требуют выкуп. Я знаю, где он находится, и знаю, сколько мне нужно заплатить, но у меня нет денег, я ничем не могу помочь сыну». Авва говорит: «Веруешь?» – «Да». – «Простри свой подол перед моим столпом». И он начал расчесывать свои струпья, которые изъязвляли его тело. И эти струпья падали на подол женщины и превращались в жемчуг и бриллианты. Вот добродетель. И тогда женщина смогла собрать эти камни и выкупить своего сына. Вот образ, который очень важен для византийского представления о монашестве.

Об образовании. В Византии оно было интересным, но не надо говорить, что там были университеты. Никаких университетов в Константинополе и в Византии не было. Это были высшие учебные заведения и школы, но университет основан на совершенно другой системе. Он возникает на Западе, в Болонье. В Византии были императорские, патриаршие школы, и начинался весь путь с элементарных школ, где преподавали дидаскалы и грамматисты. Это образование часто было бесплатное. Среднее образование было в основном платным, потому что это были уже частные школы. А высшие школы чаще всего были бесплатные, получалась такая интересная вещь.

4 (30).jpg
Ученики и учителя-философы. Миниатюра рукописи «Мадридский Скилица». XII в.

И образование было путем к власти. Говорят, что Византия мало что принесла миру в плане культурных новшеств. Это неправда по существу. Кроме того, люди не понимают, что такое наука и как она развивается. Наука очень долго накапливает важнейшие факты. Потом на этой базе происходит взрыв, открытие, как часто и случалось в античности, но между накоплением и взрывом проходит время. Чем ближе мы к нашему времени приближаемся, тем тоньше связь, тоньше грань и меньше времени между накоплением и взрывом. Так вот византийская эпоха была временем накопления и освоения античного наследия. И если мы спросим, откуда Запад получил Аристотеля, Платона и прочих, то ответом будет – из византийских рукописей. Из тех рукописей, которые были перевезены из Константинополя после IV крестового похода. Они осваивались и до него, а также после османского завоевания. Это очень важно: без Византии и античного наследия Возрождения на Западе просто бы не было. Другой вопрос, как это осмысливалось. Одно дело – осмысление, которое было в Византии, другое – либерализм и все, что с ним связано. Это разные вещи.

В Византии огромную роль играла риторика. Она являлась определенным кодом, который для византийцев так же играл огромную роль, как и энциклопедизм, потому что византийские мыслители и императоры пытались свои знания собрать воедино и создать большущие компендиумы. Это делали патриарх Фотий и император Лев VI. Что интересно, Лев VI никогда не выходил на поле боя, а написал военный трактат. Просто поступил как энциклопедист: все, что знал от других, соединил.

Новации. Многие говорят, что их не было. Да были они! Первая новация потрясающая – это греческий огонь, который до сих пор люди не могут повторить и воссоздать. Это смесь, которая позволяла уничтожать вражеские корабли через сифоны. Также, к примеру, телеграф греки тоже уже знали. Разного цвета сигналы передавались от одной крепости, башни к другой, и если враг нападал, то византийцы в Константинополе знали, откуда он нападает. Были очень важные механические вещи: знаменитые поднимающиеся львы, поющие птицы, которые поражали людей, приходящих к императору, и многое другое. И Студийский монастырь был одним из центров, где изучались эти вещи.

Какой был главный храм в античности? Периптер. Храм, который стоит на Акрополе, Парфенон. И что было в Византии? Там этот периптер был встроен внутрь. Это собор Святого Павла в Риме. И внутри этого собора можно было поставить несколько соборов. Это V век, когда варвары со всех сторон теснят, когда всё плохо, когда Рим пал практически. Дальше Сант-Аполлинаре в Равенне, где была одна из византийских столиц. Он тоже встроен внутрь. Это еще до крестово-купольных храмов. Потом Святая София, которая дала образец, хотя перед этим была Святая Ирина. Потом для небольшого византийского города – а Афины были небольшим византийским городом – нужно было построить храм для прихода. И вот тогда начинают строительство крестово-купольных храмов, это тоже византийское изобретение. Такой храм опирается на столпы. Печь Патриаршая в Сербии – тоже византийское строение.

5 (13).jpg
Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, Италия

Икона тоже фактически была создана в Византии как образец для всего православного, и не только православного мира. Это все – византийское наследие. И, конечно же, византийское миссионерство святых Кирилла и Мефодия.

Икона тоже фактически была создана в Византии

Чуть-чуть о кризисах. В Византии их было много. Они преодолевались. И когда спрашивают, почему погибла Византийская империя, отвечаю: на 100 лет истории 80 лет войн. Это была милитаризованная экономика, где было колоссальное напряжение всех сил и всех возможностей. И, конечно, все эти кризисы преодолевались с большим трудом, но преодолевались до 1204 года. Когда горстка крестоносцев из Венеции и западных крестоносцев неожиданно взяла Константинополь, возник феномен Латинской Романии. Она включала многие бывшие византийские территории – герцогство Афинское, и Константинопольскую империю латинскую, и Фессалоникийскую. Через нее очень многое из византийского наследия передавалось на Запад.

Агония. Агония Византии – это унии, когда императоры ездили на Запад. И здесь задают вопрос: оказывал ли Запад помощь Византии? Да, византийский император принял унию. Запад пытался что-то сделать, предпринял крестовый поход в XV веке, который возглавил венгерский и польский король Владислав Варненчик. И битва при Варне в 1404 году. Эти войска были разгромлены полностью. Конечно, это были слабые отряды. Запад из корысти пытался это сделать, не из добрых соображений по отношению к Византии, потому что они хотели возвратить Латинскую империю. Но Запад не мог тогда физически ничем помочь Византии, как и Русь. 1453 год, когда был взят Константинополь, это год окончания Столетней войны. Это была общеевропейская война. Это борьба, в которую были втянуты и Португалия, и Испания, и Каталония, и Бургундия. Фактически сил не было, и консолидировать их не было возможности. И Русь была ослаблена татаро-монгольским завоеванием. Русь из последних сил помогала Святой Софии и другим церквям отстраиваться, когда они были разрушены. Им давали деньги из последних. Какая-то помощь была оказана, но она была недостаточной, и со стороны Запада она была своекорыстной, поэтому спасения не было. Падение было отсрочено неожиданным падением эмира Тимура. И затем произошло то трагическое событие, взятие Константинополя.

6 (9).jpg
Вступление Мехмеда II в Константинополь. Ж.-Ж. Бенжамен-Констан

Итак, что дала византийская культура Западу и Руси? Руси она дала веру, красоту Литургии, само Писание, которое там переводилось, основы культуры и нравственности, многое другое, что проходит через русскую душу – начиная от времен святого Владимира до Достоевского и современности. Русь получила от Византии очень многое, и идею империи в том числе. Империи как вселенской, как дарованной Богом. Русь медленно поднималась к этому пониманию империи: от простого понимания державности к «Москве – третьему Риму». Эта доктрина утвердилась только при Алексее Михайловиче. И идея, которая была у Ивана Грозного, тоже была византийской. И даже Петр, которого часто обвиняют, когда основывал империю, в значительной мере опирался на эту великую имперскую идею.

А Западу? Чем был бы Запад без этого наследия? Произведения искусства – это же происходит от греческого начала, от тех икон, которые были привезены тогда. И римское право, и то, что святоучительские книги стали достоянием на Западе, в том числе. И важно, что наследие античности только благодаря Византии могло стать и стало достоянием всего человечества и Запада. И когда сейчас Запад отказывается от Византии, он совершает грех перед самим собой. Это близорукость и неразумность. И то, что происходит на Западе сейчас, меня глубоко огорчает, потому что это утрата нравственной основы, той самой основы, которая объединяет Запад и Восток. Эрозия, которая там происходит, есть эрозия нравственности.

Наследие античности только благодаря Византии стало достоянием всего человечества

И говоря о передаче того наследия, которое Византия дала Западу, надо понимать, что очень многое из этого связано с искусством дипломатии, с выдающимися достижениями торевтики. Это все было передано Византией. Лучше всего произведения искусства сохранились в Италии, в Венеции, в Сан-Марко. Отказаться от этого – значит отказаться от самих себя.

Можно ли нынешнюю Россию считать империей? Нет, нельзя. По одной причине: нет империи без императора. Нельзя говорить о том, что имперская сущность является главной и единственной в нашем государстве. Наше государство унаследовало многие черты имперского сознания и многие черты империи, положительные черты. Да, это так. Но называть империей наше государство было бы неверно.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить