Нужно ли прививать детям любовь к Богу?

Безусловно, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок вырос настоящим человеком: добрым, милосердным, любящим. Христианство – это религия любви, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3: 16). Но как воспитать чадо в духе любви и почитания Бога? Как это сделать нам, взрослым, которые и сами подчас не умеют любить? Об этом беседуем с иереем Василием Лапкиным, клириком храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник», духовником средней общеобразовательной школы «Живоносный Источник».

Фото 1.jpg (1).png
Иерей Василий Лапкин

– Отец Василий, как привить ребенку любовь к Богу? Умеем ли мы сами любить Создателя? Ведь мы часто относимся к Господу как к некому исполнителю желаний. Как же мы можем научить ребенка любви, сами не любя?

– Это классическая тема, о которой можно бесконечно говорить, писать стихи, рисовать картины, публиковать статьи. Но прежде всего нужно понять: что же такое любовь? Все люди по-разному понимают значение этого слова, потому что воспитаны в разных семьях. Но в христианстве основной догмат звучит так: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 16). Любовь – это не просто высокие слова, а конкретные дела.

В Своей проповеди Господь говорит о том, что нужно любить ближних, как самого себя, почитать родителей, благословлять врагов. Христианство – это единственная религия, которая говорит о том, что нужно любить врагов. Больше нигде об этом не сказано. Но в этих словах нет противоречия, так как Сам Господь слово любви подкрепил делом любви. Когда Он был распят на Кресте за нас, Он молился за распинателей и не отказался от тех слов, которые Он произнес до искупительной жертвы и Своих страданий, поскольку это есть правда и истина.

В Евангелии от Иоанна мы читаем: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14: 21).

Самая главная из евангельских заповедей призывает нас возлюбить Господа Бога своего и ближнего своего как самого себя (см: Мк. 12: 30–31). Следовательно, любить себя тоже нужно. Любовь к себе – это не эгоизм. Потому что мы должны заботиться о себе и желать себе лучшего – Царствия Небесного. Должны заботиться о своем физическом и духовном здоровье, совершенствоваться, а это тоже подразумевает труд.

Любовь – это образ жизни в Боге

Известный «гимн любви» у апостола Павла звучит в Первом послании Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 4–8).

Как Господь даже на Кресте в трудную минуту все равно любит нас, так и любовь никогда не перестает. Когда люди говорят, что разлюбили, всегда нужно проверить себя и поразмышлять, вспоминая эту цитату.

Фото 2 (7).jpeg
В. Васнецов. «Спаситель». Оригинал для мозаики главного иконостаса храма Спаса на Крови

Апостол Павел также предлагает еще одно определение любви: любовь – это совокупность совершенства (см.: Кол. 3: 14). Итак, Бог есть любовь и совокупность совершенств. Он Самый Премудрый, Всесильный, и мы призваны к этой любви тоже приобщиться, так как Господь говорит: «...будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). Любовь – это не просто позитивное и радостное чувство или дело, затрагивающее наше сердце. Любовь – это образ жизни в Боге.

– Если взрослый человек понимает, что сам не любит, причем именно так, как заповедовал Христос, то какой же пример он подаст своему ребенку?

– Если мы не умеем водить автомобиль, то идем в автошколу и учимся этому. Да, может быть, первые два года будем ездить неумело, повесим восклицательный знак на машину, нам будут сигналить, но это необходимо для того, чтобы стать хорошим водителем. И любовь в нашей жизни тоже необходимость. Если мы не будем любить, то мир прекратит свое существование. Господь в Евангелии от Матфея говорит, что последние времена наступят, когда в людях охладеет любовь (см.: Мф. 24: 12). Если мы хотим жить, то мы должны любить, ведь от любви бьется наше сердце.

Мы должны заботиться о себе и желать себе лучшего – Царствия Небесного

Человек рождается беззащитным и нуждается в своих родителях. Каждый человек, который становится родителем, не знает, что делать, для него это новый опыт. Ему могут рассказывать все, что угодно, но он не поймет этого, пока не подержит своего ребенка на руках и не осознает свою ответственность. Человек не может вместить в себя радость чуда Божия – рождение младенца, и эта любовь выплескивается на окружающих, ведь мы так делимся своей радостью. И самое главное – и дальше возгревать этот дар Божий. Прежде всего мы своим делом свидетельствуем о любви, а не просто словом.

Свое представление о любви создано в классической литературе и в искусстве. Любовь – это что-то доброе, радостное, связанное с трудом, с жертвенностью, с вниманием, с заботой. Когда у детей спрашиваешь, что такое любовь, они отвечают, что любовь – это мама. Скорее всего, они подразумевают под этим заботу мамы. Узнавая Бога, мы узнаем и о любви Божией. Когда мы получаем эту информацию, мы либо ее используем и приумножаем в себе любовь, либо находим причину или оправдание, чтобы этим не заниматься.

– Святые отцы говорят, что не надо воспитывать детей – лучше воспитывать себя. И когда вы будете пребывать в любви, то ребенок будет вас копировать. Значит ли это, что у ребенка вероятность прихода в храм, к Богу, снижается в разы, если в семье нет понимания того, что Христос – глава Церкви и семьи (см.: Еф. 5: 23)?

– Есть тяжелая артиллерия – это наши бабушки. Сейчас приходят люди нецерковные, но они помнят, что бабушка что-то теплое говорила, пекла пирожки, ходила в храм и ставила свечу. И человек подсознательно помнит, что нужно тоже сходить в храм. Наше окружение, действительно, влияет на нас. И зерно любви, зароненное в сердце, прорастает. Если человек жив, значит, он уже на себе испытал любовь.

Фото 3 (36).JPG

– Это как раз то, о чем говорил Тертуллиан: каждая душа христианская, даже не зная Бога, к Нему тянется.

Святитель Василий Великий в своем сочинении «К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений» говорит, что у человека могут быть христианские мысли, но они как словно под водой, и их тяжело увидеть, хотя они просматриваются. Везде есть благодать Божия. Но где-то она очевидна, как в Евангелии, а где-то нужно потратить очень много сил и времени. Человек тратит всю свою жизнь, чтобы познать Бога.

– Отец Василий, с одной стороны, мы живем в прекрасное время, когда храмы открыты и за исповедание православной веры в нашей стране не убивают. С другой стороны, достаточное количество свободы и соблазнов приводит к тому, что человек может стать буддистом, каббалистом, пойти в Лютеранскую Церковь. Как настроить ребенка на правильную волну? Ему же нельзя запретить, потому что он обязательно пойдет туда: так устроен человек. Где найти грань между строгостью, любовью и выбором правильного направления пути юного человека?

– Прежде всего необходимо изучать нашу богатейшую историю. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал, что ответственность за формирование молодого поколения несут родители, педагоги, журналисты, писатели, продюсеры фильмов. Важно, какие слова мы, взрослые, говорим друг другу, как мы себя ведем, обращаемся ли мы друг к другу по имени и отчеству, здороваемся ли мы, следим ли за чистотой своей речи и сознания. Если дети задают нам вопросы, которые у них возникают, значит, что не все еще потеряно и нужно повышать уровень доверия к родителям, ведь взрослые ответственны за отношения с детьми. Всегда можно взять учебники, почитать, узнать о своей стране, узнать, на чем зиждется наша история.

Любовь – это что-то доброе, радостное, связанное с трудом, с жертвенностью, с вниманием, с заботой

В ноябре 2022 года вышел Указ Президента об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Не только Церковь и Святейший Патриарх, но и государство показывает ориентир и говорит о том, что нужно заботиться о духовности.

Документ достаточно большой, в нем, в том числе, говорится о том, какие верования у нас существуют и что религия является неотъемлемой частью российского исторического наследия. Там сказано, что православию принадлежит особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей. Нам прямым текстом говорят, что это наша основа.

Прежде, чем что-то узнавать на стороне, нужно знать, на чем мы стоим и от чего хотим отказаться, поэтому есть огласительные беседы перед Крещением, чтобы люди задумались, какой дар дает им Господь. Он направляет на путь в Царствие Небесное через Церковь и Таинства. Невежественно нам что-то отвергать, если мы не узнали, на чем стояли наши предки. Из заповеди, которая дана еще в Ветхом Завете, мы знаем, что нужно заботиться о старших. Почитать старших – относиться с уважением и заботой к тому труду, который они вложили не только в мою фамилию, но и в мое Отечество. Мы почитаем воинов, которые отдали за нас свою жизнь и здоровье, когда защищали Родину.

Зерно любви, зароненное в сердце, прорастает

Мы постоянно отстаиваем правду и истину, по которой живут люди. Уже более тысячи лет в Крещении насчитывает история нашего государства, поэтому воспитание в культуре и сохранение духовно-нравственных ценностей касается всех областей нашей жизни. Это и культура речи, культура мысли, культура слова и культура произношения. Этим должен владеть каждый человек. Необходима определенная пропаганда культуры через социальные сети, Интернет, так как в настоящее время это является основным способом взаимодействия с современной молодежью.

– С одной стороны, есть действительно образованные и талантливые люди, несущие духовную культуру, но с другой – умами нынешнего поколения владеют люди, пропагандирующие совсем другие ценности.

– Для меня является показателем то, что если я могу показать фильм родителям, то я могу смотреть его и со своими детьми. Конечно, в наше время не так много таких фильмов. Мой отец делал проще: просто перематывал какие-то сцены, если ему что-то не нравилось. Что же нам делать с той информацией, которая невольно попадает на глаза нам или нашим детям? У меня была ситуация, когда в магазине мои дети увидели антураж к одному западному празднику и, испугавшись, спросили: «Как эти страшные вещи связаны с этим праздником?» Я, например, не хочу, чтобы мои дети видели все эти устрашающие украшения. Потом ребенок просыпается и очень боится, переживает, ведь для него это потрясение.

Ответственность за формирование молодого поколения несут родители, педагоги, журналисты, писатели, продюсеры фильмов

А ведь христианская традиция нам говорит, что в православии день всех святых – это первое воскресенье после дня Святой Троицы. Эта же традиция связана и с Католической Западной Церковью. Многие люди не придают большого значения тому, что происходит, потому что так привыкли, их приучили к этому. Но нужно понимать, чему нас учат. Мы же понимаем, какие продукты мы употребляем в пищу, видим, что она качественная, непросроченная. Так и здесь: человек должен потреблять продукцию, которая не навредит.

– Вы говорите про осознанное родительство и осознанный подход к жизни. Я во многих случаях наблюдаю совершенно противоположную картину: люди живут одним днем, когда им нужно пойти на работу, поужинать, посмотреть вечером кино и лечь спать.

– Так будет не всегда. Пройдет время, человек получит подобный опыт, а потом заметит, что у него появился лишний вес, пошатнулось здоровье от некачественного питания, начали болеть глаза или он двух слов связать не может. Или же у него потух взгляд на жизнь, потому что человек к своим 25–35 годам уже все попробовал и ему ничего не интересно. И начинаются духовные искания.

Фото 4 (30).JPG

Однажды мне довелось помолиться на молодежной Литургии, на которой также молилось более двух тысяч человек. Это показало духовную жажду молодежи, ее стремление и поиск.  С детьми сложнее, потому что им нужно уделять время, проявлять заботу и любовь. Взрослые считают, что прежде всего детей нужно накормить и одеть. Однако намного важнее духовная жизнь ребенка – это важнейшая задача воспитания. Поэтому родителям необходимо приучить себя заниматься со своими детьми. Речь идет не о том, чтобы полчаса просто сидеть рядом с ребенком, а о том, чтобы хотя бы 15 минут пообщаться с ним глаза в глаза, что-то сделать вместе, активно взаимодействовать.

– Считаете ли Вы, что в целом наше молодое поколение тянется к Богу, что молодежи интересно в Церкви и она хочет посвящать свое время Господу? Или же те самые бары наполняются быстрее, чем храмы? Каково Ваше мнение как священника и отца?

– Развитие цивилизации приносит нам множество несчастий. Возьмем столицу или большие города: благополучие, роскошь, все под рукой, но происходит очень много беззакония и греха, много ломается судеб и погибает душ.

Однако намного важнее духовная жизнь ребенка – это важнейшая задача воспитания

А есть места, где люди сегодня плечом к плечу защищают нашу Родину, пытаются остановить зло и беззаконие. И там людям многого не нужно. Удивительно, что у людей просто есть вода, им провели электричество, и они живут и еще помогают своим соседям.

– Человек возвращается к исходным настройкам...

– Да, после сильных потрясений. Но зачем нам ждать сильных потрясений, когда есть опыт нашего государства, нашей истории? Да, можно на себе прочувствовать все это. А можно не доводить до этого, потому что люди, когда забывают Бога, берут в руки оружие, так как озлобляются, и происходит беззаконие. Слава Богу, что мы не забыли Бога, несмотря на период советского времени и на то, что происходило и происходит сейчас. Раз-два в год человек все равно придет в храм. Слава Богу, что двери храма открыты, люди узнают о Боге, получают свой опыт. Дай Бог, чтобы это был опыт, основанный не только на сильном потрясении и неудаче, а, наоборот, на радости, на том, что человек попытается узнать, быть честным перед самим собой.

Есть такой слоган, что нужно все попробовать в этой жизни, но мы не с того начинаем. Можно попробовать помолиться, попоститься, прочитать Евангелие, исполнить заповеди Христовы. А мы все идем не с того конца. И нужно заботиться друг о друге, поэтому Господь и говорит: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 39). Без любви все ничто, поэтому на человека Господь изливает свою любовь и благодать. Порой нам нужно отвлечься от своих дел, грехов, страстей, своей субъективности, чтобы увидеть, что происходит вокруг, быть внимательными, и через это мы будем видеть знаки, которые будут укреплять нас, нашу веру и познание Бога.

Фото 5 (20).JPG
К. Пелегри, «Добрый самаритянин»

– Насколько интернет-проповедники могут помочь молодому поколению, насколько они интересны ему и полезны в своей деятельности?

– На эту тему было собрание духовенства, на котором шла речь о том, что это можно использовать, но нужно быть внимательным, потому что есть разные инструменты в Интернет-пространстве, которые могут навредить и дать даже обратный результат. Конечно, Интернет необходимо использовать для того, чтобы пригласить человека в храм. Наше старшее поколение строило храмы, чтобы мы в них ходили, чтобы они были наполнены. Иначе зачем они нам? Второй момент хорошо описан в басне Крылова про разбойника и сочинителя, которые попали в ад, но их посадили в два разных чана. У разбойника спустя тысячелетие огонь погас, а у сочинителя еще больше разгорелся, потому что его труды живут до сих пор и приносят свои плоды.

В интернете тоже есть разные проповедники, поэтому должны быть определенные правила пользования Интернетом, прописанные нашей совестью, чтобы это было с пользой для души и тела.

Можно использовать интернет как площадку для общения и встреч. Если человек начинает проповедовать, то ему нужно сначала учиться. Если он желает проповедовать через Интернет, то ему нужно вначале попросить благословение, ведь он берет ответственность за мысли, которые несет в массы. Смысл не в том, что мы запрещаем или поощряем, а в том, что мы даем определенную информацию, которую человек может в себя вместить. Человек с правильными ориентирами может все использовать во благо.

Беседовала Наталья Шатова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить