Почему женатые люди не становятся святыми? Часть 2

Часть 1.

Кто-то решает заниматься аскетизмом в браке. И с тем порывом, с которым это начинает делать, он совершает ошибку. Вдруг он решает, что ему надо духовно развиваться, и начинает подражать монашеским добродетелям и говорит:

– Монахи постятся? Я тоже буду поститься. Они воздерживаются от плотских отношений? Я тоже буду воздерживаться.

Ч.2 - 1.jpg

Знаете, что говорит таким людям святитель Иоанн Златоуст? Он говорит то же самое, что и святой апостол Павел: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» (1 Кор. 7: 5).

Когда жена просит обнять ее, мужчина не должен говорить ей: «Нет!» И когда муж хочет обнять свою супругу, пусть она не отказывает ему в этом, потому что в противном случае, как говорит святой Иоанн Златоуст, вы толкаете его к блудству. Жена будет осуждена как блудница, а не муж, потому что жена решила стать «благочестивой» супругой. Именно поэтому мы должны быть осторожны.

Каждый человек будет подвизаться там, куда его поставил Бог, согласно возможностям его пространства. Для женатого мужчины желание жить, как монах, так же трагично, как для монаха желание жить, как женатый мужчина.

Представьте себе, что женатый мужчина говорит:

– Прекрасно. До сих пор я всем наслаждался, но сейчас я не буду общаться с женой.

Разве это разумно? Зачем ты тогда женился? И что должна делать твоя жена?

Разумеется, ты будешь поститься, разумеется, ты будешь воздерживаться, но что говорит апостол? «Кроме как по согласию». Только когда жена захочет. Только когда муж захочет, тогда и жена тоже будет воздерживаться.

Я познакомился с военным и его супругой, они очень благочестивые люди, у них большая семья. И вот ко мне пришел этот молодой военный и сказал:

– Геронда, во время Великого поста я не сближаюсь со своей женой.

Я испугался, когда это услышал.

– А ты это согласовал со своей женой?

– Да, геронда. Мы согласились вместе воздерживаться в течение сорока дней.

Ч.2 - 2.jpg
Апостол Павел и святитель Иоанн Златоуст

Это разумно и очень хорошо, потому что они оба на это согласились. Ты воздерживаешься от чего-либо по любви ко Христу. Воздерживаешься от чего-то хорошего. Если это что-то плохое, то, разумеется, ты будешь от этого воздерживаться. И не будешь этим гордиться. Еда не является злом, но мы воздерживаемся от нее, чтобы обуздать свое тело и сосредоточить ум, то же самое мы делаем и с плотским общением. Воздерживаемся от него, чтобы контролировать себя. Чтобы не быть во власти наших похотей. В этих случаях нужно от них воздерживаться. Тогда такое воздержание благословенно. В противном случае, какие бы грехи ни совершал другой, за них будет расплачиваться тот, кто хочет представить себя великим христианином.

Для женатого мужчины желание жить, как монах, так же трагично, как для монаха желание жить, как женатый мужчина

«Ты толкаешь своего товарища к блудству», – говорит святитель Иоанн Златоуст. Твое воздержание является добродетелью. Так же и пост является добродетелью. Но они отправят тебя в ад, потому что убивают любовь.

Давайте будем осторожны. Люди становятся гордыми. И часто они гордятся именно потому, что у них есть добродетели. Кто-то добродетелен, он подает милостыню.

Он говорит:

– Разве я не подаю милостыню? Если я это делаю, то почему должен притворяться, что я этого не делаю?

Он добродетельный.

Другой постится.

– Что мне сказать? – говорит он. – Притвориться, что я не пощусь? Но я же пощусь. Я же воздерживаюсь от скоромной еды во время поста.

Вот одна добродетель, а вот другая добродетель. У диавола тоже есть добродетели. И даже больше, чем у нас. Мы храним девственность? Девственнее диавола мы никогда не станем. И даже если он захочет совершить блудодеяние, то не сможет: у него нет тела. Мы постимся, мало едим? Но мы никогда не можем поститься больше, чем диавол. Даже если он захочет поесть, то не сможет, потому что у него нет тела.

Все добродетели теряют свой смысл, когда нет любви и смирения. Поэтому часто Господь попускает добродетельному человеку впасть в грехи и «споткнуться», чтобы смирить себя.

И преподобный Иоанн Лествичник говорит, что поражение со смирением лучше, чем победа с высокомерием. Ведь после многих побед, достижений и добродетелей фарисей попал в лапы диавола.

Ч.2 - 3.jpg
Притча о мытаре и фарисее

Именно потому, что мы гордимся своей добродетелью, гордимся тем, что мы хорошие христиане, распадаются семьи и разводы следуют один за другим.

Затем мы слышим от такого мужа следующие оправдания:

– Но я же говорил с ней о Церкви, но я хотел заставить ее ходить в храм! Что плохого в том, что я хотел, чтобы моя супруга ходила в церковь? Что плохого в том, что я хотел, чтобы наши дети посещали храм?

И он использует Священное Писание, чтобы «сесть своей жене на шею», и прикрывает свою гордость христианством и любовью.

Как будто другой человек глуп и не понимает, какой он эгоист и как он притворяется христианином. Христианин ли ты? Хочешь повлиять на свою семью? Покажи своей семье, каким должен быть христианин. Не говори ей об этом. Слова – это просто воздух, если твоя жизнь не соответствует твоим словам. Затем возникают трагедии от разводов. Трагедии для детей, которые не могут их пережить.

Все добродетели теряют свой смысл, когда нет любви и смирения

Родителям не нужен развод. Дети остаются калеками на всю жизнь. И каждый ребенок разведенных родителей, вставший на ноги, будет увенчан Богом как мученик. Ведь придет время, когда подросток станет совершеннолетним, встретит девушку, захочет на ней жениться и тут же вспомнит о разводе родителей и скажет себе:

– Папа полюбил мою маму. Они полюбили друг друга и поженились. А потом через какой ад я прошел? Может быть, мне лучше не жениться?

Он справляется со своими сомнениями и женится на своей любимой. А диавол будет нашептывать ему на ухо:

– Вот твоя мать вышла замуж за твоего отца, у них появились дети. Потом они развелись, и ты прошел через ад. Может быть, тебе лучше развестись, пока у вас не родились дети? Не станут ли твои дети такими же, как ты?

До самой смерти ребенок разведенных родителей будет чувствовать эту рану в своем сердце. Всю жизнь после развода родителей он будет носить в своем сердце печаль и горечь.

Ч.2 - 4.jpg

Родители не могут этого понять. Я слышу, как одна супруга проклинает своего мужа, как супруг обвиняет свою жену, и никто из них не думает о ребенке. Как-то мне сказали, что одна семья развелась. И ты смотришь на их шестилетнего ребенка и не хочешь выпускать его из своих объятий.

«Мы сидели и смотрели телевизор, – рассказывает его тетя, – и тут ребенок поворачивается ко мне и говорит:

– Тетя, мама и папа снова полюбят друг друга и станут одной семьей!

Его мама уже нашла себе любовника и сошлась с ним. Его отец уже нашел себе девушку и сошелся с ней.

– Я онемела, – произнесла женщина.

– Откуда ты знаешь, дитя мое?

– Это они мне сказали, это они мне сказали!

Он построил воображаемый мир, чтобы выжить, чтобы выдержать тот ад, который создали ему его родители.

И каждый ребенок разведенных родителей, вставший на ноги, будет увенчан Богом как мученик

Что бы мы ни делали, мы должны это делать правильно. У нас будет духовник, мы будем исповедоваться, причащаться. Мы на деле будем показывать свою любовь к жене. Мы на деле будем показывать свою любовь к мужу. А не будем говорить: «Я в глубине души люблю тебя». Или: «Я к тебе испытываю огромную любовь».

Когда ты умрешь, никто не вспомнит, что ты думал, вспомнят, как ты жил. И какая у тебя была семейная жизнь...

Будучи студентом, я познакомился с удивительным человеком, и мы вместе ездили на Афон. Прошли годы, он женился. До свадьбы он ни разу не прикоснулся к женщине. Он красивый, статный мужчина. Стал ученым, обзавелся семьей.

Он приезжал на Афон и приходил в гости в мою келью. Затем уходил в другое место, в другой скит, к одному известному подвижнику. И однажды, возвращаясь от этого подвижника, он снова зашел ко мне в келью, и я его принял, потому что мы были близкими друзьями со студенческих лет. А на следующий день он уже собирался уезжать. И рассказал мне, что с ним произошло. Лодка медленно плыла к этому скиту. Пока он добрался до кельи, уже прошло еще время. Монахи увидели его, обрадовались, обняли, приняли, накормили. Солнце начало садиться за горизонт.

И старец в келье сказал ему:

– Послушай, сейчас мы заняты и не можем уделить тебе внимание... возьми четки, сядь на стул и помолись по четкам, потому что сейчас мы заняты.

– Благословите, геронда! – сказал мой друг. – А сколько молитв по четкам я должен прочесть?

– И он дал мне, – начал рассказ мой друг, – большие четки с 300 узелками.

Ч.2 - 5.jpg

Старец ответил:

– Я скажу тебе, когда остановиться.

«И я сел на стул и начал читать молитву: "Господи Иисусе Христе, помилуй меня! Господи Иисусе Христе, помилуй меня! Господи Иисусе Христе, помилуй меня! Господи Иисусе Христе, помилуй меня! Господи Иисусе Христе, помилуй меня!"

Прошло полчаса, час, начало смеркаться. Затем прошло еще полтора часа, а за ними – еще два часа. Стемнело. Прошло еще три часа...»

Я ему говорю:

– Прекрасно. Но почему ты не лег спать?

– Потому что старец сказал, что сообщит мне, когда окончить молитву.

Я очень удивился. Прихожанин. Не монах. Скажи монахам, чтобы это сделали, они не сделают. Они не выполняют такие послушания. Это сделал паломник. Монахи забыли про него и пошли спать. Прошло еще четыре часа, а затем – еще пять часов.

Пять часов. Я изумлен. Какой монах может совершить такой молитвенный поступок? А этот человек – женатый, имеет детей

– Геронда, – сказал он, – у меня заболела спина, поясница. Я не знал, что делать.

– Прекрасно, – спросил я его, – а о чем ты думал?

– Ни о чем, – ответил мой друг. – Когда мы молимся, ум должен быть сосредоточен, а не блуждать где-то.

– А ты не подумал о том, что иноки могли про тебя забыть?

– Нет. Я подумал, что раз вы здесь подвизаетесь, то, наверное, сегодня вы чествуете память какого-то великого святого с праздничным правилом, вот я и молился по четкам.

Пять часов. Я изумлен. Какой монах может совершить такой молитвенный поступок? А этот человек – женатый, имеет детей.

Я поинтересовался:

– И все это время твой ум ни о чем не думал?

– Я только один раз отвлекся.

Вы понимаете, о чем я говорю? В течение пяти часов его ум только один раз отвлекся от молитвы! Попробуйте сосредоточить свое внимание на пять минут. Не на пять часов, а на пять минут. Без посторонних мыслей, ни о чем не думая. И вы тогда поймете, что значат пять часов чистой, умной молитвы.

Ч.2 - 6.jpg

– И о чем ты подумал?

Что я ожидал услышать и что же он ответил?

– Я подумал о том, что у меня есть удочка, я нахожусь на берегу моря и ловлю рыбу.

Какой невинный помысел! Какая невинная мысль! Какая чистая душа у этого человека!

В течение пяти часов его ум только один раз отвлекся от молитвы!

Хорошо, что в этой келье каждую ночь совершают большое всенощное бдение и монахи просыпаются в полночь. Старец пошел умываться. Ему показалось, что он увидел в темноте кого-то, сидящего на стуле. Он направил на него фонарик и увидел человека с четками.

– Что ты делаешь? – спросил старец моего друга, – ты не мог заснуть? Ты проснулся?

– Нет, геронда, я не ходил спать.

– Почему? Ты страдаешь бессонницей?

– Нет, геронда, вы сказали мне, что скажете, когда мне закончить молитву.

Представляю, какой шок пережил старец. Такой же, как и я. Ни один монах не проявил бы такое послушание своему старцу. Да и мирянин тоже. Это большое достижение. Старец сразу понял, каких духовных высот достиг этот человек. Но чтобы диавол не вверг его в гордыню, старец стал ругать моего друга.

Диавол пришел в бешенство, впал в ярость: он увидел, как женатый мужчина совершает духовный подвиг

– Дурак! Идиот! Все узнают, что я забыл про тебя! Убирайся отсюда! Иди спать!

– Геронда сильно отругал меня, – продолжал свой рассказ мой друг, – у меня уши горели от того, что я слышал.

– Спишь стоя, спишь сидя, иди, ложишь и поспи.

– Я поднялся со стула и пошел спать, ведь он прав, – рассказывал он мне, – я должен был это понять. Он был прав, не так ли?

– Конечно, – ответил я своему другу, – он прав.

Я не мог сказать ему: «Молодец! Какой духовной высоты ты достиг!»

– Разумеется, он был прав. Ты должен был догадаться, что он про тебя забыл. Разве здесь была необходима философия?

– Да. Разумеется, геронда. Вы правы. И старец, и вы.

Он вошел в свою комнату, закрыл дверь на засов, снял рубашку.

Диавол пришел в бешенство, впал в ярость: он увидел, как женатый мужчина совершает духовный подвиг. И как только этот мужчина повесил рубашку на вешалку, диавол явился ему. Он схватил моего друга за шею, за футболку, за ремень, за брюки, поднял мужчину в воздух, бросил на кровать и прыгнул ему на живот.

– Геронда, ты не представляешь, какой это был ужас, – продолжил мне рассказывать мой друг. – Я не понимал, что происходило. Это было очень страшно.

Крики и вопли моего друга были слышны внизу, до самого берега. Монахи выломали дверь, чтобы войти и спасти его.

(Окончание следует.)

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Источник: сайт храма св. царя Бориса в Варне

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить