Ангел из Антиохии

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел, чью память празднует сегодня Русская Церковь, считаются основателями Церкви Антиохийской. «И ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян. 11: 26), – любят повторять ее чада. Одним из столпов современной Антиохийской Церкви является митрополит Алеппский Павел (Язиджи), похищенный в 2013 году на границе с Турцией. В тот момент он ехал вызволять из плена другого человека. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13), – эти слова по праву можно отнести к Алеппскому архиерею. Люди, знавшие его, с большим теплом свидетельствуют о любвеобильной и необыкновенной личности, сладкой улыбке и вдохновляющей вере этого человека Божия. До сих пор его судьба остается неизвестной. Сегодня день ангела митрополита Павла. Ниже приводится одно из воспоминаний о нем.

1.jpg
Митрополит Павел (Язиджи)

История человечества насчитывает миллиарды людей, не оставивших после себя никакого следа. Митрополит Павел Алеппский не был одним из таких шествующих безвестно по жизни, потерянным голосом в городской суете. Его голос доносился до нас, как прохладный ветерок, услаждая и возвеселяя наши души, успокаивая город, останавливая его шум. Дух Святой говорил в нем и через него. Сыны и дщери Антиохии будут вспоминать о нем всякий раз, когда будет проповедоваться Слово Божие.

Достопочтенный отец наш митрополит Павел (Язиджи), человек и служитель Божий, является одним из самых чудных ангелов Антиохийской Церкви и всей современной эпохи, ангелом Алеппо. Я люблю рассказывать о моем возлюбленном духовном отце, об этом чистом человеке со смиренным сердцем. Благодаря ему я переродился в нового человека во Христе. Он вывел меня из старой жизни в новую, хотя я не чувствую себя достойным быть его духовным чадом из-за огромной духовной пропасти, разделяющей нас, и из-за того, что я верю, что наш митрополит – это вершина, которую едва ли кто-то в состоянии достигнуть.

Этот святой муж родился в городе Латакия в 1959 году и с рождения пребывал в лоне Православной Церкви (наряду с двумя своими братьями и сестрой, которые впоследствии тоже посвятили себя служению Церкви. – Прим. пер.). Сперва он получил мирскую техническую профессию в Афинском университете, но с годами все более пламенела его любовь к Господу нашему Иисусу Христу и к Его милосердной Матери, Пресвятой Владычице нашей и Приснодеве Марии.

По благословению митрополита Латакии Иоанна (Мансура), который рукоположил его в священнический сан, он отбыл в Сад Божией Матери, на полуостров Афон. Там он нашел то, что искала его душа. Святая Гора стала для него прибежищем на протяжении всего пребывания его в Греции. Келия Буразери приняла его в свою братию (иное название – Белозерка. В первой половине XX века там подвизался старец Тихон (Голенков), духовник старца Паисия Святогорца. – Прим. пер.). Именно там он познал школу аскетизма, святого послушания и непрестанной молитвы, приобретая истинно смиренный образ жизни в самопожертвовании и служении ближним.

Его духовным руководителем был старец Кирилл, настоятель братства келии Буразери, подвижник, посвятивший свою жизнь молитве, духовному подвигу и изучению священных книг. От него будущий митрополит получил благословение собирать духовный нектар у афонских отцов, таких как святой Паисий Святогорец, иеромонах Исаак (Аталла) (ливанец, духовный сын св. Паисия Святогорца, составитель его биографии. – Прим. пер.), старец Парфений, настоятель монастыря св. Павла, старец Поликарп (великий духовник, основавший множество монастырей в Греции и за ее пределами), а также у многих других духовников как на Святой Горе, так и вне ее.

2.jpg
Келия Буразери (Белозерка). Святая Гора Афон

Иеромонах Павел стал доктором богословия, защитив диссертацию о святителе Иоанне Златоусте в Салоникском университете. Затем, в 1992 году, он вернулся в Сирию, унося с собой бесценный афонский духовный опыт. По возвращении в Латакию он был назначен служащим священником в храм св. Андрея, а затем – в собор св. Георгия. Он активно служил в обеих церквях, будучи при этом доцентом в Богословской школе в Баламанде. Вот тогда и началось мое общение с ним. Позже он был назначен деканом этой Богословской школы (с 1994 по 2001 гг.). Одновременно с этим он стал настоятелем Баламандского Успенского монастыря.

Он был нашим учителем любви во Христе, проповедником терпения и смирения. Мы видели это каждый раз, когда он спокойно и мирно встречал любые трудности, и каждый раз, когда он не разрешал нам оправдываться, то есть защищать себя и даже его лично. Он всегда повторял свою известную фразу: «Лучше наблюдать за собой и обнаруживать свои личные недостатки, слабости и страсти. Заботьтесь всегда о своем собственном исправлении и не тратьте драгоценного, Богом данного времени на пустословие и оправдания». Он говорил, что, как христиане, мы обязаны любить друг друга, всегда уважать образ Божий в каждом человеке и всегда на все смотреть с положительной стороны.

Заботьтесь о своем исправлении и не тратьте времени на пустословие и оправдания

Он учил: «Люди свободны говорить что угодно. Но думайте только о Слове Божием и всегда держите в уме и сердце нашего распятого Господа. Он – наша цель, потому что после Страстей и распятия наступает Воскресение. "Отвергнись себя, и возьми крест свой" (Мк. 8: 34), и следуй за Господом Вседержителем». Таким образом он наставлял нас все эти годы. И, хотя его испытания умножались, все более возрастала его любовь. Бережно, мудро и терпеливо он относился ко всем без исключения: от своих духовных детей до каждого встреченного им.

Как ректор семинарии, он обязал студентов жить в Баламандском монастыре не менее года, чтобы те узнали смысл духовной жизни, то есть богословие на практике, прежде чем приступить к теоретическим богословским занятиям. Это было сделано для того, чтобы они должным образом подготовились к своей будущей деятельности в качестве священников. Все эти годы он был главой и монастыря, и семинарии. Он усовершенствовал и отремонтировал здания этих учреждений и оставил большой след в работе обоих, как свидетельствуют те, кто с ним соработничал. И так как он был верен в малом, то Бог доверил ему и большее. В 2000 году Священный Синод Антиохийской Церкви избрал его митрополитом Алеппским и Александреттским. Таким образом, он поднялся еще на одну ступень в церковной иерархии, перед ним открылись новые горизонты в его деятельности.

Он вдохнул новую жизнь в существование Церкви в Алеппо и Александретте, восстановив и укрепив ее. В Алеппо им была создана образцовая православная школа (помимо этого, были открыты курсы по византийскому пению и иконописному мастерству. Митрополит Павел собственноручно рисовал иконы и вырезал из дерева распятия. – Прим. пер.). Им также была основана женская обитель, посвященная Благовещению Пресвятой Богородицы. Кроме того, он рукоположил множество священников, которые были хорошо обучены в академическом и богословско-практическом отношении и обладали пастырскими способностями. Об этом свидетельствует тот факт, что многие из них стали известными архиереями или настоятелями антиохийских монастырей.

3.jpg
Последняя служба митрополита Павла (Язиджи) на Афоне. afon-ellada.ru

При нем были открыты социальные учреждения для помощи бедным, инвалидам и нуждающимся. Он дал новую жизнь изучению Священного Писания, начиная с молодежи и заканчивая взрослыми из Алеппо, Идлиба и окрестностей. Им была основана частная школа «Анатолия», в которой обучали по европейским стандартам. Эта школа стала образцом для других, поскольку предметы там преподавались на греческом, английском и французском языках, в то время как учебная программа государства Сирия преподавалась только на арабском.

Митрополит Павел написал большое количество богословских и духовных трудов для современных христиан. Он произносил глубокие проповеди с кафедры (митрополит Иоанн (Мансур) называл его «новым Златоустом»), опубликовал многочисленные научные статьи и переводы духовных книг. Он принимал участие в международных конференциях и сыграл важную роль в сохранении православной веры Антиохии, несмотря на различные давления со стороны исламистов. Наш митрополит понимал важность технологий и использовал их в служении Церкви, создавая первые церковные интернет-страницы.

Именно потому, что он любил Бога всем сердцем, он мог так сильно любить и ближнего

Это человек, написавший историю, человек Божий, посвятивший жизнь нашему Спасителю Иисусу Христу. Именно потому, что он любил Бога всем сердцем и душой, он мог так сильно любить и своего ближнего. Он был настоящим защитником угнетенных, поборником справедливости, поэтому 22 апреля 2013 года его и похитили. С тех пор, к сожалению, он пропал без вести. Прошу Бога услышать его молитвы о нас, где бы он ни был, а также принять наши собственные смиренные молитвы о нем. Но, что бы я ни говорил, как бы ни пытался охарактеризовать этого земного ангела, нет слов, чтобы воздать ему должное. Язык оказывается скован, и слова, которые могли бы его описать, теряются. Достаточно сказать, что мой духовный отец был отцом для всех нас.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Pemptousia.com

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить