Быть честным пред Богом + АУДИО

Проповедь в день памяти священномученика Илариона (Троицкого)

1 - 2022-12-28T170640.959.jpg

Проповедь. Иеромонах Кирилл. Память священномученика Иллариона, архиепископа Верейского. (Продолжительность 00:17:18 мин, размер 23,7 Мб)

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные во Христе Иисусе братья и сестры!

Читая Священное Писание и жития святых угодников Божиих, невольно задаешься вопросом: почему же эти светильники веры, настолько приближенные к Богу, угодившие Ему своей жизнью, являющие образец правой веры, святости и чистоты, не только для верующих, но и для неверующих, испытывали в своей жизни ужасающие притеснения, гонения, мучения и отчего такой страшной была их смерть? Наверное, среди нас, признаемся честно, есть и такие, кого может смутить эта нелогичность в понимании святости и благополучия. Ведь в нашем обыденном мышлении мы очень часто отождествляем святость с определенным жизненным успехом, блаженным состоянием. Говоря простым языком, нам думается, что если мы будем исполнять все заповеданное нам Богом, то Его невидимая Десница будет оберегать нас по жизни и никакое зло не коснется нашей главы.

Несомненно, Господь печется о всех нас и, кому какая кончина уготована, Он непременно знает. И более того, чтобы нас утешить и успокоить, Господь всех верующих в Него предупреждает: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16: 33). Этим словом «мужайтесь» Бог нас поддерживает и добродетель мужества ставит во главу духовной борьбы. Но мы все же по слабости человеческого естества не всегда можем принять идею того, что путь к святости лежит через скорбь и страдание.

Бог добродетель мужества ставит во главу духовной борьбы

У апостола Павла мы читаем, что нужно смотреть на кончину праведника и подражать его вере. И вот, казалось бы, противоречие, ведь Священная история Церкви раскрывает перед нами страшные страницы последних дней жизни великих Божиих избранников: пророка Исаию распилили пилой, пророка Иеремию и первомученика Стефана побили камнями, апостолу Павлу, апостолу Иакову, пророку и Крестителю Иоанну отсекли голову, апостола Петра распяли на кресте. И казалось, что все это было в далеком от нас историческом прошлом, но сто лет назад через все эти страшные мучения и пытки прошли наши новомученики.

Казни, которым они подвергались, превосходили в своей циничности издевательства древних палачей: кого-то распинали на Царских вратах, кого-то «причащали» раскаленным оловом, кого-то поливали в большие морозы холодной водой и оставляли умирать на улице, кого-то расстреляли, а кто-то так и умер в застенках лагерей и тюрем.

И вновь мы задаем Богу этот вопрос: зачем? Зачем Ты уготовал для них эту кончину? Разве они это заслужили? Эти вопросы задаем не только мы. Но и святые, видя все происходящее с ними, слезно спрашивали Бога: «За что?» От боли и ужаса они проклинали день своего рождения, пытаясь тем самым сказать, что лучше было бы не родиться, чем, родившись, испытывать такие огорчения в жизни. Нам трудно говорить и размышлять о страданиях, пока мы сами на опыте не прочувствуем, что же такое скорбь страдающего сердца. Легко рассуждать и говорить лишь тому, кого страдание не коснулось. Особо удивляет то, как святые легко шли на мучение и смерть: кто-то из них пел хвалебные песни Богу, а кто-то просто радостно приветствовал своих мучителей.

Отчего же? Они всегда ощущали присутствие Христа рядом с собой. Для них было великой честью принять смерть за Бога. Они смотрели на страдание не как на муку, а как на долгожданную встречу с Богом, а потому страдание – это всегда место встречи Бога и человека. Страдая, человек осознает всю бренность земного бытия, для него уже ничто происходящее в мире не имеет ценности. В страдании человек видит Бога по-особому, и Бог открывается страдающему человеку иначе, чем тому, кто никогда не проходил через горнило испытаний.

Страдание – это всегда место встречи Бога и человека

Пристально всматриваясь в жизнь святых, мы можем свидетельствовать о том, что их страдания не были случайными, ведь они претерпевали мучения не за свои личные интересы и не за свою правду. Они бесстрашно отстаивали правду Божию, которая многим до сего дня не дает покоя, ведь правда Божия порой противоречит не только личным, но и государственным интересам, а потому святые не боялись говорить и проповедовать об истине, обличая пороки и недостатки общества. Причем многие святые не боялись обличать самих царей, первосвященников и других учителей народных, а потому поражаешься силе веры, стойкости и мужеству угодников Божиих. Они достойно исполнили то, о чем говорили апостолы, что более надобно повиноваться Богу, нежели людям (Деян. 5: 29).

2 (97).jpg

Можно с уверенностью сказать, что все святые, несмотря на различие в иерархичности, были пророками своего времени. Ведь голос пророка – это голос совести для своего народа. А потому пророки всегда были гонимы за правду, которая была неудобна для тех, кто привык жить во тьме греховной. Их подвиг соизмерим с подвигом юродивых, которые совершали самые эксцентричные поступки, чтобы высмеять человеческий грех и заставить человека задуматься. В какой-то степени быть честным – это значит быть пророком, юродивым, смешным, безумным, сором для мира. Пророческое служение и юродство – это крестное служение, а правда и честность – это крестная добродетель, так было во все времена и остается поныне.

Мы находимся в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской, в храме, где празднуется память тех, кто не побоялся, кто не стал трусом, кто предпочел чистую совесть и честность пред Богом и откликнулся на евангельский призыв, который мы слышали в сегодняшнем чтении на Божественной литургии: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8: 34).

Господь говорил иудеям, что если проповедь в мире прекратится, то камни возопиют. И такими камнями веры, несокрушимыми глыбами, были новомученики Российские. Одним из ярких представителей мучеников, борцом за правду, пророком и юродивым своего времени был священномученик Иларион, память которого мы сегодня торжественно чествуем. В то время, когда безбожная власть пыталась через разные ухищрения, подкупы, пытки, интриги, церковные расколы, сделать так, чтобы проповедь о Христе в Российском государстве умолкла, священномученик и сонм других мучеников стояли в этой истине и правде до конца, не побоявшись потерять все, и потому безбоязненно свидетельствовали о правде и честности ценой своей жизни. Спросим себя, а готовы ли мы идти за Господом, по-настоящему оставив все?

Борцом за правду, пророком и юродивым своего времени был священномученик Иларион

Что же значит «оставить все»? Это значит не просто отказаться от имущества, родства, связей, а лишиться самого дорогого, за что мы так бережно трясемся, что охраняем, – драгоценного дара жизни, выбирая правду Божию. Это трудно и горестно для нас, потому что мы слишком привязаны к земному благополучию и мнимым удовольствиям мира. Страшно подумать, но иногда мы не готовы говорить правду лишь потому, что боимся потерять земное благополучие: работу, положение, боимся быть непонятыми, не хотим быть гонимыми и осуждаемыми общественным мнением. Порой мы готовы отказаться от всех своих жизненных принципов, лишь бы не потерять привычное место под солнцем.

Сегодняшняя реальность такова, что многие люди считают, что в этом мире фальши ложь необходима для выживания. Но для нас, людей верующих, эта утопичная идея неприемлема, ведь она противоречит духу Евангелия, где сказано, что отцом лжи является диавол. А потому, под каким бы предлогом эта ложь ни преподносилась, как бы она ни маскировалась, какими бы благими идеями она ни оправдывалась и какие бы цели ни преследовала, она остается ложью – изобретением диавольским, которым опутан весь мир и все мы в частности.

Правда – это основание жизни для христианина. Каждый день мы проходим проверку на правду и честность. Каждый день мы стоим перед выбором: с кем мы – с Богом, Который есть Истина, или с диаволом, который есть ложь и обман?

Мы очень часто говорим с упоением о высоких аскетических подвигах, рассуждаем на тему Божественных добродетелей, высказываем умные богословские мысли, но когда нужно отстоять правду, какой бы неприятной она ни была, мы готовы легко от нее отказаться из страха быть отверженными и брошенными. Думается, что сегодня главным деланием христианина в мире и главной его миссией является борьба с ложью, с ложью частной и общественной.  Быть честным – это значит жить по правде Божией и не бояться высказывать свое мнение, основанное на Божественном откровении. Чтобы говорить о правде, нужно быть смелым, мужественным, стойким в перенесении укоров, непонимания и быть готовым к гонениям.

Быть честным – это значит жить по правде Божией

Мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении, как апостол Петр, этот кремень веры, пытался навязать Господу Иисусу Христу свою правду, сказав, что не должно Ему страдать и претерпевать мучения, на что Христос ответил: Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16: 23). Бог первым идет на крест, неся эту правду людям, и если бы было не так, то тогда крестная смерть Спасителя не имела бы никакой цены. С помощью Своего Божественного могущества Он мог бы разными способами заставить человека идти за Ним, используя разные рычаги давления. Но Божественная правда всегда подтверждается мученической кончиной.

Наше общество больно, и главным средством исцеления должны быть честность и правдивость. Нельзя бояться говорить о проблемах, нельзя молчать, когда совершается беззаконие, нельзя быть равнодушным к проступкам и грехам других, ведь все это может повлечь за собой неизбежные, порой фатальные последствия не только для нас самих, но и для всего общества в целом. Если человек старается быть честным перед Богом и собой, он эту честность несет в массы. Святость – это всегда про честность. Таким был священномученик Иларион и все святые.

Святые пронесли на своих плечах этот подвиг честности. Увы, у нас нет решимости быть честными, мы настолько окружены комфортом, что уж лучше безвылазно сидеть в своем благополучии, закрывая на все происходящее вокруг глаза, в то время, когда правда попирается и осмеивается. Вспоминаются удивительные и сильные слова апостола Павла: Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу (Еф. 4: 25).

3 (78).jpg

Дорогие братья и сестры, давайте и мы последуем этому слову апостола, изгоним всякую неправду из нашей жизни, и пусть честность и правда будут основанием нашей веры и жизни. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить