Дедушка епископ

4 марта – годовщина кончины епископа Герцеговинского и Приморского Афанасия (Евтича). Ниже приводятся воспоминания о нем.

Фото 1 (27).jpg

Наш монастырь в честь святого Германа в калифорнийской Платине присоединился к Сербской Православной Церкви в 2000 году. С тех пор мы были благословлены несколькими встречами с епископом Афанасием.

В 2006 году я посещал его монастырь Тврдош возле города Требине в Герцеговине, где он тепло принял меня и долго говорил со мной на своем «диком английском», как он его охарактеризовал. В том же году его духовный сын, епископ Максим (Васильевич), стал нашим епархиальным епископом. Он пару раз привозил своего духовного отца в Америку, и в один из приездов они посетили наш монастырь.

По словам епископа Максима, его духовный отец полностью отдал свою жизнь Христу и дышал духовной атмосферой Церкви. Он был глубоко церковным человеком, который понимал, что православная вера должна охватывать абсолютно все аспекты нашей жизни.

На мой взгляд, епископ Афанасий был в первую очередь литургистом. И не потому, что он обладал большими познаниями о Божественной литургии и написал объемную работу на эту тему. Скорее, это потому, что он жил Литургией. Его жизнь вне церковных стен была литургической, он осознанно жил в присутствии Христа. Он одинаково жил внутри и вне церковных стен.

Его жизнь была литургической, он осознанно жил в присутствии Христа

Епископ Максим отмечал, что некоторые люди воспринимали поведение владыки Афанасия как неуместное и необычное и роптали на епископа, совершающего что-то неожиданное во время Литургии. Они не понимали, что для него совершение Литургии должно было быть динамичным и живым, а не статичным. Иногда прямо во время богослужения он начинал объяснять священникам значение того, что сейчас происходит. Это было кратко, так что ничто не прерывало течения Литургии, которую он так ценил. Объясняя служащим в алтаре какие-то вещи, он открывал нам глубину наших литургических практик, корень которых находится в практиках иудеев Ветхого Завета.

В нашем монастыре мы имели возможность ощутить на себе непредсказуемость поведения владыки Афанасия, когда он служил Литургию у нас. В тот момент он был не просто радостным, но весело-жизнерадостным. Однако была одна вещь, которая его беспокоила: это епископское место. У нас оно представляло из себя большое деревянное кресло в традиционном стиле. Еще перед богослужением он сказал нам убрать его, так что мы отодвинули этот большой стул и принесли маленький взамен. Позже, во время чтения Апостола, он бросил взгляд на тот большой стул и сказал убрать его из алтаря вообще. Мы моментально вынесли его через алтарную дверь и поставили вне храма. Возможно, кому-то подобная реакция может показаться чрезмерной, но это возымело свой эффект, когда впоследствии я стал наместником монастыря.

Фото 2 (28).jpg
Монастырь Тврдош

Другой пример проявления его парадоксальной личности можно было наблюдать, когда я впервые приехал в монастырь Тврдош в 2006 году. На дворе был Великий пост, в расписании стояла Литургия Преосвященных Даров. Когда епископ Афанасий информировал меня об этом, он сказал что-то вроде:

– Литургия Преосвященных Даров на самом деле не Литургия… Но она у нас есть (он подразумевал, что это часть традиции).

Из его слов кто-то может заключить, что он недостаточно ценил эту часть церковной традиции. Однако такое суждение может оказаться лишь внешним: «Не судите на лица, но праведный суд судите» (Ин. 7: 24). И произошедшее далее это подтвердило.

Во время той Литургии мы служили с епископом Афанасием вдвоем, я был единственным служащим священником, остальные были на своих послушаниях. Он стоял в северной стороне церкви с посохом в руках. Я служил, а он пел своим резким голосом, наполнявшим монастырскую церковь. Он пел или читал все молитвы богослужения, которые не относились к священническим. Удивительным было то, что у почтенного епископа не было ни подставки для книг перед собой, ни самой книги в руках. Он все читал и пел по памяти, «близко к сердцу», как мы говорим на английском. Эта английская идиома здесь очень подходит, так как епископ Афанасий не просто помнил все гимны и молитвы, он воспринял их глубиной своего сердца.

Он не просто помнил все гимны и молитвы, он воспринял их глубиной своего сердца

Несколько лет спустя, когда он посещал Америку, я служил с ним другую Литургию, которую он возглавлял. Я начал листать служебник, чтобы следить за ходом богослужения и не пропустить свою очередь произнести возглас. Увидев это, он сделал замечание:

– Поменьше книги.

Фото 3 (27).jpg

Этот совет, я знал, исходил из того, что Литургия, по его мнению, должна быть не чем-то механическим, но живым действом, когда служащий произносит возгласы от сердца.

Я бы хотел привести и другие воспоминания о нем. В мой первый приезд в Требине у нас был обед, на котором мы с епископом Афанасием находились за одним столом. В тот самый момент нам сообщили, что предыдущий премьер-министр Сербии Слободан Милошевич только что умер в тюрьме в Гааге. На это епископ Афанасий сказал:

– Милошевич был плохим, но те, кто судили его, были хуже.

Другой случай иллюстрирует богословскую остроту его ума. Однажды, когда он посетил наш кафедральный собор в Калифорнии, я задал ему вопрос, который возник при редактировании книги о браке: продолжается ли вечно брак между мужчиной и женщиной? Для большинства православных ответом на это было бы «нет», так как наш Господь сказал: «А сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят» (Лк. 20: 35), и эти слова были поддержаны святыми отцами. Однако есть и те, кто выступает за брак в вечности, опираясь на текст Таинства венчания, где священник просит Бога принять брачные венцы супругов в Его Царство.

Вот об этом я и спросил епископа Афанасия, на что он ответил:

– Нет. Брачные венцы означают верность друг другу.

Я никогда ранее этого не слышал и думал, что брачные венцы символизируют собой мученические венцы, так как брак, как и монашество, – определенный вид мученичества. И лишь позже, открыв богослужебное последование Таинства венчания, я понял, почему он так сказал. В тексте службы содержатся такие слова: «Прими венцы их в Царство Твое, незапятнанными, и безупречными, и безопасными от вражьих козней соблюдая их во веки веков». Здесь речь идет о супружеской верности.

Когда он встречал тех, кто приезжал из Америки, он часто представлялся: «Я – апач». Он так же приветствовал и детей. При его внешности со смуглой кожей и длинными волосами большинство детей верили этому. Но за такой шуткой скрывалась большая любовь к американским индейцам, уважение к ним, так же как и к его собственному сербскому народу. Как и сербы, американские индейцы страдали от несправедливости, от рук западноевропейских оккупантов на протяжении сотен лет. И первые, и вторые доблестно и смело отстаивали свою свободу и культурную идентичность, даже если казалось, что все потеряно. Для этих людей подобная борьба означала борьбу за земли своих предков, которые были для них священными.

Фото 4 (1).jpeg

Одно из его прекрасных и мудрых эссе называется «Земля живых». Его название – библейская аллюзия на строки псалма: «Верую видети благая Господня на земли живых» (Пс. 26: 13). Он использовал эти слова и когда говорил о косовских землях, которые были оторваны от Сербии в 1998 году путем бомбардировок НАТО. Утешая людей, столкнувшихся с такой потерей, владыка указывал, что «земля живых» – это еще и символ Царства Небесного, к которому мы все стремимся. Рассматривая людской удел с этой духовной точки зрения, епископ Афанасий видел сходство между сербами и американскими индейцами. Он относился к последним как к мученикам.

Он не был человеком формальностей, позерство и подделка были чужды ему. Когда он преподавал у нас, он говорил, что не любит, когда его называют «Ваше Преосвященство». Для него это звучало слишком формально. Православие – это жизнь, и все мы составляем семью во Христе. Он просил нас называть его «отец епископ». И все стали его так называть, от чего он улыбался и веселился.

Он действительно был «отцом епископом», который наблюдал за происходящим в Церкви с заботой и участием любящего отца. В то же время для нас он был «дедушкой епископом», поскольку наш правящий архиерей был его духовным сыном.

Живое пламя его любви ко Христу и Его Церкви ярко горит в наших сердцах, освещая путь к величественному Божиему Царству, где мы надеемся пребывать с Богом во веки веков.

Монастырь св. Германа Аляскинского
Платина, Калифорния
23 марта, 2021 г.

Перевела с английского Александра Калиновская
Serbian Orthodox Church in America

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить