Дивеевская монахиня

Преподобномученица Марфа (Тестова)

Инокиня Марфа. Одна из тех, в ком мы видим христианское решение самых главных вопросов – добра и зла, жизни и смерти. Свой тяжелый жизненный путь она прошла с верой в Бога. День озаряла молитвой. Прощала многое и многим. 26 апреля – день ее памяти.

1.jpg
Преподобномученица Марфа (Тестова)

Родина, семья и Бог

Тамбовская губерния, Темниковский уезд. На севере лежит Нижегородская губерния, на востоке – Пензенская. В уезде – основанная в ХVI веке деревня Арга (Малые Кишалы), что раскинулась вдоль живописной реки Арга Нярская, что значит «порожистая речка». Земли эти принадлежали государству, потому деревня считалась казенной. Находилась Арга по правую сторону дороги из города Темникова в город Спасск-на-Студенце. В деревне был 51 двор, один из них, очевидно, принадлежал крестьянской семье Тестовых. Таковы сведения 1866 года. Люди здесь жили трудолюбивые и верующие в Бога.

В Темникове стояли Рождество-Богородицкий монастырь и дивные храмы, самый древний из которых собор Преображения Господня в Темникове, построенный в 1700–1744 годах. Из одиннадцати храмов осталось всего четыре. В городе Спасске изумлял взор величественный Спасо-Преображенский собор, возникший в 1810-м и исчезнувший в 1967 году. Слава Богу, остался храм Вознесения Господня, возводившийся в 1830–1859 годах. Над прекрасной природой этих мест плыл колокольный звон, сплетаясь с шумом ветра и голосами птиц. А из дверей храмов шел золотой мерцающий свет.

В этом дивном краю появились на свет Марфа и Пелагея Тестовы, которые будут прославлены Русской Православной Церковью в лике преподобномучениц. В 1883 году в семье Тестовых родилась дочь, названная Марфой (1883–1941). Через четыре года Бог благословил родителей дочерью Пелагеей (1887–1944). С малых лет девочки росли набожными и не видели для себя другого пути, кроме того единственного, что посвящен служению Богу. Сначала в монастырь ушла Пелагея, следом за ней – Марфа.

2.jpg
Преподобномученица
Пелагея (Тестова)

Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы монастырь

В селе Дивеево Нижегородской губернии находится Дивеевский женский монастырь, основанный в 1780-е годы. Он почитается как четвертый земной удел Пресвятой Богородицы после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры.

В 1901 году первой из сестер Тестовых в этот монастырь в возрасте 14 лет поступила Пелагея, там несла послушание косца и портнихи, а в 1914 году в славную обитель пришла и Марфа.

Но через три года произошел Октябрьский переворот. В это время в Дивеевском монастыре проживали 270 монахинь и 1774 послушницы. В 1918 году монастырь был закрыт. В следующем году он был зарегистрирован как трудовая артель, в которой Пелагия Тестова заведовала «рабочими силами». При этом монахини не были выселены из обители, продолжали соблюдать монастырский устав и следовать укладу монастырской жизни. Однако они должны были участвовать и в жизни молодого советского государства.

3.jpg
Серафимов Дивеевский монастырь до закрытия в 1927 г.

Однажды новая власть решила дать сестрам трудовое задание: работать на земельных участках, принадлежащих семьям красноармейцев. Но получила отказ. Монахини говорили, что они истощены голодом и к тому же должны убирать урожай на монастырских землях. Такое неподчинение закончилось арестом Пелагии и Марфы и приговором в виде трехлетнего заключения за «контрреволюцию». Однако прибывшая комиссия сочла приговор неправильным и сестры избежали наказания.

21 сентября 1927 года Дивеевский монастырь все-таки закрыли. Сестры искали места для проживания и старались сохранить святыни монастыря, забирая их с собой. Через годы некоторые святыни возвращались: так было с башмачками преподобного Серафима.

Сестры старались сохранить святыни монастыря, забирая их с собой

Пелагия нашла приют в храме села Воробьево Арзамасского района, Марфа – в церкви села Развилье Борского района – того самого бывшего крупного торгового села Бор (Везломской, Никольско-Боровской, Копытовской слободки), которое было «главными воротами» Нижнего Новгорода в Заволжье и обратно и стало городом в 1938 году.

«Контрреволюционная деятельность» в селе Развилье

Село Развилье Борского района возникло около 1651 года на новом чистом месте, в лесу, у реки Поржма. Почвы в Развилье не отличались плодородием, и жители зарабатывали в основном кустарными промыслами. До 1666 года здесь отстроили церковь преподобного Симеона Столпника, которого Русская Православная Церковь называет «небесным человеком, земным ангелом и светильником вселенной». Через четверть века с момента основания село становится центром прихода, в который входили еще 12 деревень и 2 починка (населенный пункт в глухом нежилом месте).

Возможно, главные события, связанные с историей храма, происходили в ХХ веке. В 1904 году на средства мещанина А. С. Матвеева и прихожан церковь была отстроена в камне, в русском стиле, имела теплую и холодную часть. В 1909 году открыли церковно-приходскую школу, в 1914-м – возвели и восьмиметровую колокольню.

В 1919 году в Развилье была установлена советская власть, но храм не закрыли. Более того, он продолжал отстраиваться и в начале 1920-х годов. В строительстве принимали участие местные жители, то есть прихожане. В 1925 году в селе было 405 жителей.

Инокиня Марфа приехала в Развилье в 1927 году. В течение десяти лет она трудилась в храме, а жила в сторожке. А 9 ноября 1937 года арестовали последнего служившего в храме священника Николая Ивановича Сперанского и расстреляли 27 ноября как «врага народа». 18 ноября была арестована и Мария Тимофеевна Тестова и еще одна работница церкви, монахиня Дивеевского монастыря А. Д. Милюкова. Храм закрыли, а потом разграбили.

«Называла коммунистов антихристами»

Обвинение в адрес инокини звучало очень пространно и по-советски ярко: Марфа Тестова обвинялась в контрреволюционной деятельности среди верующих. Согласно показаниям свидетелей, она якобы постоянно проводила агитацию, направленную против советского правительства и партии. Кроме того, внушала женщинам необходимость посещения церкви и греховность работы в церковные праздники; рассказывала о том, что по стране закрывают храмы, а священников сажают в тюрьмы; говорила, что коммунисты – это антихристы, а страной управляют безграмотные люди. Вспоминала монахиня и былую жизнь, до революции, когда всем, в том числе и крестьянам, жилось лучше и сытнее. Такие разговоры, по мнению властей, сильно влияли на недоверчивых и еще недавно таких набожных крестьян: подрывали авторитет советского государства и вызывали враждебность.

На единственном допросе Марфа Тимофеевна все обвинения в свой адрес отрицала. 13 декабря 1937 года ей вынесли приговор по печально известной 58-й статье – 8 лет заключения в исправительно-трудовом лагере. 3 мая 1938 года она прибыла в одно из отделений Карлага – Спасское. Заключенных привозили сюда в товарных вагонах и вагонах для скота. Вагон – это 25 квадратных метров, на которых размещали до 70 человек. И так эшелон за эшелоном. В пути 3–4 месяца. Прибывали на станцию Караганда-Угольная.

В 1937 году инокиня Пелагия также была арестована и по приговору от 14 декабря получила 8 лет заключения в Карлаге, в районе Долинки. Виделись ли сестры во время заключения, неизвестно.

Карлаг ОГПУ, Спасское отделение

Город Караганда, который называли суровым, возник на карте Казахской ССР и начал строиться в 1930–1950-х годах на месте поселков, где жили переселенцы периода столыпинских реформ. Но заселялся он спецпереселенцами и заключенными Карлага. Интересный факт: советская власть смогла установиться здесь только в 1922 году.

В начале 1930 года в Карагандинской области создали совхоз «Гигант». В мае Совнарком СССР принял решение об организации на базе совхоза КазИТЛАГа – Казахского отдельного исправительно-трудового лагеря, что и было сделано в сентябре 1931 года. Осенью 1930 года совхозу отвели пахотные и сенокосные земли, так как основным занятием должно было стать земледелие и скотоводство. Так начала создаваться продовольственная база для развития угольно-металлургической промышленности республики. Ведь была и еще одна архиважная задача – разработка Карагандинского угольного бассейна.

4.jpg
Праздник урожая в совхозе «Гигант». 1930 г.

Стоит вспомнить, что в 1857 году в Спасске был открыт медеплавильный завод, чему предшествовало освоение карагандинских рудников: медь искал вязниковский купец 2-й гильдии Никон Ушаков, 28 лет отдавший поиску меди, угля, свинца и строительству завода. Он и построил завод вместе с другими купцами: Зотовыми, Рязановыми, Севастьяновыми. Названия медным рудникам давались церковные: Спасский, Воскресенский, Владимирский, Успенский. Впрочем, этот край знал и иностранных промышленников, английских. Как говорится, дело «продолжили» советские люди, но своими методами.

Территория Карлага тянулась на 200 км с востока на запад и на 300 км с юга на север, не считая Акмолинского и Балхашского отделений. К 1940 году площадь освоенных лагерем земель составляла 17 806 кв. км. Столицей Карлага стала Долинка, воротами – Карабас, братской могилой – Спасск.

Местное население было депортировано, часто с изъятием домашнего скота. На смену ему прибывали другие люди. Первыми были священнослужители, расстрелы которых происходили здесь с 1931 по 1948 год, возможно, и позднее, а также выселенные из многих областей страны крестьянские семьи (в 1931 году – 52 000 семей). Затем и заключенные (в 1934 году их было 25 000 человек). Был и период, когда сюда прибывали инвалиды, покалечившиеся в других лагерях. Чтобы работать, рапортовать и погибать. Однако в те времена это звучало по-другому: совхоз-гигант ОГПУ выполнял ответственное и почетное задание – осваивал земли центрального Казахстана, а именно выращивал сельхозпродукцию на полях, огородах и фермах, производил продукты питания, стройматериалы и ширпотреб, добывали камень. Заключенные работали и на предприятиях металлургической и угольной промышленности.

На смену местным прибывали другие люди. Чтобы работать и погибать

Впрочем, список производимой здесь продукции намного длиннее. Ежегодно Карагандинский совхоз «Гигант» демонстрировал свои достижения на ВДНХ. Да и в Долинке, столице Карлага, было свое выставочное пространство – Дом техники. Они как бы доказывали, каким продуктивным может быть ударный социалистический труд в лагерях. Рабочий день длился 12 часов, а в теплый сезон – по 14–15. На самом деле это была лживая картинка жизни и вдохновенного созидания. Ее герои – бесплатная и лишенная всяких прав рабочая сила. Конечно, есть и другая сторона памяти о людях, работавших здесь. Именно о людях. Например, выведенный высокоурожайный сорт пшеницы, и сорт капусты «Красавица», и корова новой породы – казахская белоголовая, и Джартасская плотина, которая действует и сегодня.

5.jpg

Одним из особых мест Карлага считался поселок Спасск, находящийся в 30 км от Караганды. В 1941–1949 годах здесь существовал крупный спецлагерь для военнопленных и интернированных (лагерь № 99), а также депортированных народов и побывавших в плену советских военнослужащих. Через Карлаг прошли 40 000 заключенных двадцати шести национальностей. В 1949–1951 годах Карлаг – еще и лагерь для политзаключенных. Именно в Спасском отделении в конце 1940-х годов появились спецлаборатории, задачей которых были научные разработки, в том числе и связанные с ядерными исследованиями.

Спасск был разбит на три зоны: 1-я – рабочая, 2-я – женская (от 17 до 50 % заключенных Карлага составляли женщины) и 3-я – больничная. В третью зону привозили умирать. Хотя среди медперсонала были и бывшие врачи Кремлевки. Высокая смертность взрослых и рождавшихся здесь детей была обусловлена ужасными условиями жизни. К этому прибавлялись расстрелы, болезни, убийства заключенных охраной.

Тысячи километров степи, обнесенные колючей проволокой. И сегодня мотки этой проволоки со свистом катает по степи ветер. Некоторые мотки своими колючками вросли в землю навсегда, став памятником, что предупреждает и не дает забыть. Об этом помнят потомки тех, кто отбывал срок в лагере, да чудом сохранившиеся дневники заключенных. И музей Карлага, созданный в 2001 году.

Этот лагерь был государством в государстве, жил по системе самоокупаемости, но все делал под неспящим оком сначала вождя всех народов, а потом советской власти. С 1931 по 1960 год через лагерь прошел миллион заключенных, и это трудно комментировать. Истинная численность погибших в Карлаге доподлинно неизвестна. При ликвидации лагеря многие личные дела уничтожили по причине отсутствия мест для их хранения. В недавнем времени архивные документы были разобраны только до 1942 года.

Заключенная Тестова: «нормы выполняет», «качество работ хорошее»

В 1937 году немолодая монахиня, имевшая серьезные заболевания и потерю работоспособности на 50%, была направлена в зону № 1, на центральный хутор, на тяжелые общие работы. Какие именно были работы, сведений нет. Ведь в Карлаге были земли, скот, множество предприятий, в том числе и шахты. Может быть, она занималась изнурительным трудом – заготовкой камыша, который был и стройматериалом для бараков и топливом. Вообще Спасский представлял собой многофункциональный исправительно-трудовой лагерь, куда были согнаны самые разные категории граждан: священнослужители, люди науки и искусства, жены изменников родины, несовершеннолетние преступники, раскулаченные крестьяне, люди из «бывших». Работы с лихвой хватало для всех.

Инокиня Марфа работала добросовестно, была дисциплинирована, выполняла нормы, делала свою работу качественно и, что важно, бережно относилась к казенному инструменту и никогда не пропускала рабочие дни. Так прошли три года жизни, наполненные изнурительным трудом, голодом, холодом, лишениями. Помогала вера в Бога и молитва.

Святая церковь в злой степи

В 1931 году привезенные в степь Казахстана люди рыли землянки. Была зима, ледяная и ветреная. Для заключенных устроили палаточный лагерь за колючей проволокой, потом были построены бараки. Большинство заключенных погибало от холода и зноя, голода и болезней. Многие были расстреляны. И тогда появлялись скорбные места – кладбища.

У одного из них, над участком шахтного поля № 12 в 1946 году с разрешения властей был создан храм, освященный в честь Архангела Михаила. До этого люди молились в землянках. Существует документ 1937 года, в котором сотрудниками части № 3 Долинского отделения сообщалось, что «3 сентября нами было обнаружено изображение церкви, алтарь и маленькие иконы, сложенные на песке священниками, где они устраивали богослужения, молебны. Мною, комендантом... были раскиданы камни церкви и киоты, и неоднократно сам лично разгонял с места богослужения».

6.jpg
Храм Архангела Михаила в Караганде

Потом в землянке появился молитвенный дом, что находился недалеко от Кировской шахты, он был освящен архиепископом Николаем (Могилевским). На службу приходило до 500 человек. Отец Николай провел пять лет в лагерях Актюбинской области. Службы проводили получившие освобождение священники. Были и певчие! Первым настоятелем храма стал священник Иаков Пеньков, затем протоиерей Владимир Холодков и протоиерей Иоанн Певунов. Отец Владимир Холодков являлся настоятелем тайной православной общины с 1938 по 1946 год. В Караганду он приехал из ГУЛАГа к своей семье. Был осужден в 1929 и получил освобождение в 1938 году. Именно он добивался в Горсовете разрешения служить легально. И добился. Приход был зарегистрирован 4 марта 1947 года. 22 марта 1949 года было получено разрешение на расширение молитвенного дома в Караганде. Так начал строиться храм Архангела Михаила, который в 1987 году получил статус собора. Его строили прихожане, то есть заключенные, после тяжелого долгого трудового дня, оставаясь ночевать в строящемся здании. Строительство шло до 1954 года. И сегодня это окраина Караганды: рядом с собором старое кладбище с братскими могилами первых спецпереселенцев, пустыри, терриконы и шахты.

Храм строили прихожане, то есть заключенные, после тяжелого трудового дня

Храм Архангела Михаила считается земляным, так как построен из досок и фанеры, пространство между ними засыпано утрамбованной землей. В то время и в тех условиях это был подвиг. Иконы приносили в храм ссыльные. И это тоже подвиг.

Возможно, инокиня Марфа посещала молитвенный дом, находила здесь родственные души и молилась. В это хочется верить.

Тихая кончина

Зимой 1940 года обострились заболевания инокини Марфы. Заключенную М. Тестову отправили в Спасскую лагерную больницу, где она и скончалась.

Больница представляла собой не менее жестокое место пребывания, чем и все остальные в Карлаге. В палатах стационара могло быть 8–10 градусов тепла. Ухода и лечения никакого. Диагноз, поставленный заключенной Марфе Тестовой, – проблемы с сердцем. Впрочем, сердечная недостаточность была одним из самых распространенных диагнозов, который ставился в Карлаге при констатации смерти. При этом люди умирали от крупозного воспаления легких, дизентерии, пеллагры. Счет умершим от болезней не велся. Личные дела часто просто уничтожались. Больница представляла собой в большей мере не медучреждение, а место для медицинских исследований, где не было задачи вылечить.

26 апреля 1941 года Марфа Тимофеевна Тестова умерла и в тот же день была похоронена на кладбище в поселке Спасское. Легла в эту сухую казахскую землю, ставшую святой, на которой серебрится ковыль да желтеет степная акация караганник. Как не вспомнить о другом Спасске, времен ее детства и юности, рядом с которым находилась родная деревня.

7.jpg
Спасское кладбище Карлага

Сестра инокини Марфы, инокиня Пелагия, также умерла в лагерной больнице 3 ноября 1944 года и была похоронена на кладбище в поселке Жартас. Между Спасском и Жартасом, вернее, между двумя сестрами, пролегли 96 километров измученной людской болью земли.

«Они были как дети»

В архивах Карлага сохранилось 40 дел дивеевских монахинь. По воспоминаниям тех, кто прошел Карлаг, и старожилов этих мест, монахини всегда выделялись из основной массы заключенных. В них было смирение и была чистота. «Они были как дети», – говорили о монахинях. К ним словно не приставала грязь жизни, в которой хладнокровно лишают человеческого достоинства. Даже уголовницы относились к монахиням сдержанно. Может быть, и в их душах при виде монахинь просыпалось раскаяние и маленькая надежда когда-нибудь стать лучше, чем они есть.

Прошли десятилетия, ушел в историю Советский Союз. В новой России 7 октября 2002 года состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором инокиня Марфа (Тестова) была причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

Ольга Сокиркина 25 апреля 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить