Друг Жениха

Слово на Рождество Иоанна Предтечи

1.jpg

Друг Жениха. Проповедь иеромонаха Спиридона (Дороша), 7 июля 2022 г. (Продолжительность 0:05:46 мин, размер 5,5 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Некогда ученики спросили Иисуса: «как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф. 17: 10–13).

Откуда книжники взяли, что Илии должно прийти прежде? Об этом написано в книге пророка Малахии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4: 5–6).

Несколько раньше, когда Предтеча был еще жив и находился в темнице, Господь сказал о нем народу: «если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти» (Мф. 11: 14).

Христос говорит эти слова иносказательно, указывая на схожесть подвигов и служения двух великих пророков. Оба они предтечи, Иоанн – предтеча первого пришествия Христова, Илия – предтеча грядущего, Второго пришествия. Оба готовят путь Господу, готовят наши сердца к Его приятию. Святитель Кирилл Александрийский пишет: «Видишь отсюда милосердие Владыки всех. Наперед убеждает обитателей земли и, как бы свидетельствуется гласом Илии, что явится Судия, чтобы, обращением к лучшему исправив житие свое, тогдашние жители земли не предстали пред Строгим Судией неготовыми».

Оба они предтечи, Иоанн и Илия. Оба готовят путь Господу, готовят наши сердца к Его приятию

Архангел Гавриил, предсказывая Захарии рождение сына, говорит, что он предыдет в духе и силе Илии (Лк. 1: 17), в духе и силе.

Блаженный Иероним Стридонский обращает внимание: «Ведь и строгость, и воздержанность в образе жизни Илии и Иоанна одинаковы. Тот в пустыне, и этот в пустыне; тот опоясывался кожаным поясом, и этот носил то же опоясание. Тот вследствие обличений царя Ахава и Иезавели в нечестии был вынужден бежать (3 Цар. 19), и этот за обличение беззаконного брака Ирода и Иродиады претерпел усекновение главы».

По преданию, когда избивали младенцев в Вифлееме и окрестностях, Захария служил чреду в храме, а Елисавета, услышав о приближении воинов, бежала с ребенком в пустынные горы. Захария был убит в храме за то, что не выдал сына. Праведная Елисавета скончалась через сорок дней. Иоанн остался сиротой в пустыне, но Бог послал Ангела Своего питать и хранить младенца. Златоуст замечает, что Предтеча «ни земли не обрабатывал, ни бразд не рассекал, ни хлеба не ел в поте лица; но стол имел готовый, одежду находил скорее, чем пищу, а о жилище еще меньше заботился, нежели об одежде. Он, нося плоть, вел какую-то ангельскую жизнь». Евангелие говорит, что младенец возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю (Лк. 1: 80).

Живя в пустыне, Иоанн, по мнению отцов, не был совершенно оторван от общества, наверняка он ходил в Иерусалим в дни великих праздников, обязательных для каждого иудея, и имел возможность познакомится с нравственным состоянием, образом мыслей и духовными потребностями современников.

1.jpg

Какова же цель, смысл служения Иоанна Предтечи?

В пустыне Иоанн прожил около тридцати лет до своего исхода на проповедь. Его главным предназначением было предуготовить путь Господу, чтобы мы исправили кривизны и извилистые пути пороков и страстей, мешающих благодати войти в сердце. Множество народа приходило к Иоанну креститься, они слышали его проповедь о покаянии и о близ грядущем Мессии.

Проповедуя крещение покаяния для прощения грехов (Мк. 1: 4), Предтеча возвещал возможность нравственного и духовного изменения человека, с близостью Мессии –близость Царства Божия.

Предтеча возвещал возможность нравственного и духовного изменения человека, с близостью Мессии – близость Царства Божия

Покаяние – это не просто сокрушение о грехах, не просто отвращение к ним и не формальная исповедь. Покаяние – это перевод своей жизни на новые рельсы, полная перестановка всех ценностей в душе и сердце, «где при обычных условиях на первом месте стоят мирские заботы и цели временной, преимущественно материальной жизни, а всё, что связано с верой в Бога и служением Ему отнесено на задний план» (сщисп. Василий Кинешемский). При покаянии меняется иерархия ценностей, на первом плане всегда и везде – Бог, а после Него мир с его требованиями, если от них нельзя совершенно отказаться.

1.jpg

Предтеча, говоря народу о Христе, называет себя другом Жениха: «Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась» (Ин. 3: 29). Предтеча радовался пришествию Христа в мир, спасению мира. Радуемся ли мы, слыша голос Господа? Радуемся ли, когда видим чудные дела Его, которыми наполнен мир? Радуемся ли Его пришествию в мир, Его делу, Его воскресению? Радуемся ли, беседуя с Ним в молитвах, принимая Его в Святых Дарах? Сам Господь говорил: «многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Мф. 13: 17).

В образе друга Жениха есть и образ нашего отношения к ближнему. Господь уневещивает Себе его душу, зовет и ведет к Себе, а мы лишь, подобно Предтече, помогаем, приуготовляем путь Господу, радуемся о возможности спасения близкого человека, о возможности ему быть со Христом и наследовать Царство.

Молитвами святаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна даруй нам, Господи, обрести истинное покаяние и быть настоящими Твоими друзьями. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить