Иконография святых апостолов Петра и Павла

Почитание апостолов выразилось в посвящении им многочисленных храмов, в том числе связанных с их святыми мощами и иными святынями, таких как соборы апостола Петра в Риме (III в.), Сан-Марко в Венеции (XII в.). Важным этапом почитания апостолов стало перенесение их останков в катакомбы под основанием базилики Сан-Себастьяно в Риме 29 июня (12 июля) 258 года. Этот день связывают также с мученической кончиной апостолов. А праздник устанавливается чуть позже, к V веку.

1.jpg

После Пятидесятницы Петр и другие ученики Христовы вели жизнь странствующих проповедников, переходя из города в город. Апостольские послания сохранили рассказ о чудесах апостолов. Например, чудо апостола Павла с ехидной изображается в клеймах икон. Другой источник икон с житийными клеймами «Деяния и мучение святых и славных и всехвальных апостолов Петра и Павла», возникший во II–III веках. С апостолом Петром мы знакомимся в Евангелии в тот момент, когда он встречается со Спасителем: Иисус Христос, призывая его, нарекает ему имя Петр (был же он до этого Симон). Христос беседует с апостолом Петром и его братом Андреем, когда они ловят рыбу. Апостол, побуждаемый Спасителем, пытается идти по водам (см.: Мф. 14: 28–32). После того как Христос воскрес, последовало Его явление ученикам на Тивериадском озере, тогда апостол вышел из лодки навстречу воскресшему Спасителю (см.: Ин. 21, 1–7). Изведение апостола Петра из темницы ангелом стало центральным сюжетом отдельных житийных икон. Именно эти эпизоды жития апостола Петра, описанные в Новом Завете, более всего найдут отражение в иконописи и росписях храмов. 

Один из самых известных сюжетов и в иконе, и затем в поэзии и прозе рассказывает об отречении апостола Петра, когда он трижды отрекся от Христа при полночном пении петуха: «Ночь дошла до предела, крикнул третий петух» (А. Тарковский). Сюжет иногда так и называют в научной литературе «Крик петуха».

Апостол Павел в то время, когда был еще Савлом, был гонителем последователей Христа. Настенные росписи повествуют о его обращении: вот он падает ниц, ослепленный ярким светом и слышит слова: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» (Деян. 9: 4). Сюжет этот назван «Просвещение Савла». В Дамаске Савл принимает крещение с именем Павел и вскоре начинает нести проповеднические труды. Мы знаем, что апостол Павел является просветителем и восточных, и западных провинций Римской империи. 

2.jpg
Обращение Савла. Фрагмент книжной миниатюры

Сохранилось множество русских икон раннего периода с изображением апостолов Петра и Павла, хотя храмы поначалу освящались (и назывались) в честь собора 12-ти апостолов. И, наконец, в основном с XIV столетия, стали воздвигаться храмы в честь апостолов Петра и Павла. Самая ранняя икона апостолов на Руси – монументальный образ XI столетия из Новгородского музея. В ранней иконографии апостолы изображаются, как правило, фронтально, а с XVI столетия обращенными друг ко другу. Один из известных сюжетов, возникший на русской почве: «Явление свв. апостолов Петра и Павла прп. Петру, царевичу Ордынскому». На иконе изображен один из моментов жития преподобного царевича Ордынского, принявшего христианство и затем пожелавшего основать монастырь, – апостолы явились святому на берегу озера Неро и вручили ему два мешочка с золотом и серебром для возведения храма. На иконе из Государственного Рыбинского музея (РГИАХМЗ) монастырские постройки живописно располагаются посреди русского пейзажа: зеленых холмов, покрытых цветами. 

В ранней иконографии апостолы изображаются фронтально, а с XVI столетия обращенными друг ко другу

Иконографически почитание святых апостолов выразилось в том, что их облик всегда узнаваем. Апостол Петр, с благообразными правильными чертами лица, с власами, слегка курчеватыми, лежащими ровными прядями, с осанкой, полной достоинства, представляет собой облик человека рассудительного, спокойного, мужественного. Образ апостола Павла, с характерной бородой, которая нередко красиво распадается отдельными прядями, с высоким лбом, довольно близко посаженными глазами, показывают облик созерцательного, сосредоточенного человека. 

Иконографически почитание святых апостолов выразилось в том, что их облик всегда узнаваем

Еще в IV веке появились изображения апостола Петра с ключами. Этот атрибут в руках апостола Петра связывают со словами Спасителя: «И дам тебе ключи от Царства Небесного» (Мф. 16: 19). Спаситель сказал это апостолу в ответ на его исповедание Иисуса Сыном Божиим. Павел держит меч – здесь мы видим отражение традиции изображать святых с атрибутами их мученичества, например, великомученик Георгий изображается с колесом, одним из орудий его мучений («Колесование св. Георгия»). Еще один характерный атрибут апостола Павла – книга в руке, напоминающая о том, что он является автором 14 посланий, входящих в Новый Завет.

3.jpg

С тех пор изображения с упомянутыми атрибутами стали излюбленными. Мы видим величественное изображение апостолов на таблетке XV века из Сергиево-Посадского музея-заповедника, на котором апостолы выглядят как воины, которые готовы к служению: решительный разворот фигур и спокойные позы святых. Апостолы показывают, буквально демонстрируют символы своей веры (ключ), подвига, служения и славы (кодексы, меч). 

В поздних провинциальных иконах мы видим иные по звучанию образы: фигуры невесомы, тогда как все внимание перенесено на изображение меча и ключей, которые всегда детально выписываются: ключи нередко покоятся на длинной связке. Такова по характеру небольшая икона апостолов начала XX века в храме Гребневской иконы Богоматери в селе Гребнево. Икона первоначально могла быть как домашней, так и храмовой аналойной. У святого Петра в руках ключи, у апостола Павла – раскрытая книга; в облачном сегменте изображен голубь. А образ из Ростовского областного музея краеведения, скорее всего, стоял в домашнем иконостасе, поскольку на полях изображены Ангел Хранитель и святой – небесный покровитель заказчика иконы. На современных настенных росписях притвора Троицкого собора города Щелково благодаря характерным атрибутам изображения апостолов сразу узнаются многочисленными посетителями этого центрального храма города. 

Порой апостолы держат в руках посохи – символы земных странствий. Святые стоят на фоне гористой местности на литографиях конца XIX – начала XX века. Эти изображения похожи на фотографии, которые уже появились в то время: святые кажутся близкими – апостолы, опираясь на посохи, внимательно смотрят на молящегося. Среди других атрибутов апостолов символы мученичества – венцы или кресты в руках как символы победы, а также свитки – указание на апостольскую проповедь. 

4.jpg

Известный сюжет «Прощание святых апостолов Петра и Павла» воспринимается как их сретение, встреча. Апостолы, которые нечасто виделись в земной жизни, теперь пребывают вместе неразлучно, о чем свидетельствуют их многочисленные торжественные парные иконы-изображения.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить