Ириней Лионский: три богословских урока от священномученика

Священномученик Ириней, чью память Святая Церковь чтит 5 сентября, родился в Смирне, получил блестящее образование и был учеником последователя Иоанна Богослова святителя Поликарпа Смирнского. Иринею Лионскому часто приходилось полемизировать с еретиками, ведь он жил в бурное время формирования учения Церкви Христовой. Впрочем, именно это подтолкнуло святого систематизировать свою аргументацию, внеся огромный вклад в создание христианской догматики.

1.jpg
Сщмч. Ириней Лионский. Миниатюра из Sacra parallela. IX в.

Бог стал человеком

Все новое – хорошо забытое старое. Разбитые в пух и прах ереси далекого прошлого пышным цветом расцветают в умах наших современников, порой совсем и не верующих или сомневающихся. Один из тезисов полемистов разного уровня звучит так: «Христос был простым человеком», и обратный ему: «Бог не мог стать человеком». Такую позицию и поныне занимают гностики, уверенные, что Бог не может воплотиться, так как материя несовершенна и является носительницей зла, а Христос, по их мнению, – лишь эманация Божества.

Бог сделался человеком, чтобы и нас привести к божественному величию

Святой Ириней парировал еретикам, развив православное учение о спасении человека. Бог сделался человеком для того, чтобы и нас привести к божественному величию. Без этого соединения невозможно обожение, невозможно восстановление утраченной вследствие грехопадения связи с Отцом Небесным. А решение Бога сделаться одним из нас и прийти для спасения человечества – свидетельство Его великой любви. Благодаря боговоплощению мы, грешные люди, получаем возможность преобразиться, взойдя до подобия Бога.

Ветхий Завет – предыстория Нового

Некоторые полемисты разных уровней порой принижают значимость книг Ветхого Завета: дескать, это дохристианская история, мало относящаяся к современному православию, и в любом случае можно говорить только о божественности Нового Завета. Даже в среде верующих Ветхий Завет порой обходится вниманием и утверждается, что самое главное – это Новый Завет. Да и само название «ветхий» как бы намекает…

На самом деле словом «завет» обозначается договор. Иными словами, речь идет о двух договорах Бога с человечеством – ветхом и новом. Очевидно, чему-то серьезному предшествовала некоторая подготовка, нельзя было сразу взять и вочеловечиться, влить новое вино в ветхие (!) мехи (см.: Мф. 9: 17), как говорил Спаситель. Об этом и говорил священномученик Ириней своим оппонентам из числа еретиков. По словам святого, Дух Божий в ветхозаветное время возвещал через пророков, а после Вознесения сошел на апостолов, позволив им основать Церковь. Но это был один и тот же Святой Дух, а не разные Его формы и «дозировки».

2.jpg

Богородица – новая Ева

Если Христа называют новым Адамом, то благодаря богословским разработкам Иринея Лионского Божию Матерь будет справедливо назвать новой Евой. Поступок Богородицы прямо противоположен поступку нашей прародительницы. Если Ева проявила непослушание Богу, отведав запретного плода, то Святая Дева, напротив, была покорна воле Божией стать вратами для прихода в мир Христа. Роль Девы Марии в деле домостроительства спасения человечества огромна. В то же время Богородица искупает грех Евы, поворачивая вспять поток истории, направленный грехопадением к вечной смерти. Рождение Спасителя через Пречистую Деву Марию открыло для человеческой цивилизации дорогу к новой, вечной жизни.

Владимир Басенков 4 сентября 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить