«Истории румынского старца». Дивен Бог во святых Своих

Архимандрит Клеопа (Илие) (1912–1998) – подвижник веры, великий румынский старец, почитаемый не только на родине, но и во всем православном мире, чудотворец, человек удивительной судьбы и душевной красоты, который, будучи игуменом монастыря, продолжал, как и в годы своего послушничества, смиренно пасти овец. К нему стекались верующие со всей Румынии, и всем он щедро оказывал духовную поддержку, ободрял, давал надежду. По его молитвам происходило множество чудес: исцелений, избавлений от опасности. Пастушеское послушание позволило ему прочесть огромное количество книг – трудов отцов Церкви, житий святых. Книги он брал в монастырской библиотеке, уносил в горы на пастбища и погружался в них с головой. Эта начитанность вкупе с цепкой памятью, даром красноречия и несомненным литературным талантом позволили ему впоследствии подготовить ряд миссионерских книг, в том числе адресованных детям.

В серии «Истории румынского старца» на русском языке вышел сборник «Дивен Бог во святых Своих», в котором архимандрит Клеопа доступно и увлекательно рассказывает юным читателям об известных и не очень известных христианских святых.

1.jpg

Открывается сборник главой о святителе Спиридоне Тримифунтском. В ней несколько историй о великом чудотворце. Например, о том, как по его молитвам были обездвижены на целую ночь три грабителя, пытавшиеся унести у него овец. А наутро святой отпустил их, дав каждому по барану, со словами: «Возьмите их, чтобы не напрасным был ваш труд. Ведь вы провели целую ночь без сна». В историях о чудесах святого Спиридона Тримифунтского многое напоминает фольклорные сказочные сюжеты, и это пленяет сердце ребенка, который любит сказки. Элементы сказки помогают лучше усвоить мораль, содержащуюся в этих историях.

Живо, красочно и доступно для детского понимания изложена история о том, как святитель Спиридон выступил против ереси Ария, и объяснена суть этой ереси. А какая поразительная, завораживающая история с конями! Есть в этой главе и познавательные элементы. Рассказывая о том, как святой Спиридон собирался на телеге, запряженный двумя конями, добраться с Кипра в Турцию на Никейский Собор, автор как бы вскользь замечает, что колесной и летающей техники тогда не существовало, а первая железная дорога была запущена в Англии в 1825 году.

Глава о святителе Николае Мирликийском открывается почти сказочным зачином: «Жил в Константинополе старик по имени Николай. Жил он вдвоем со своей женой, а детей у них не было». Архимандрит Клеопа пересказал здесь всего одну историю из жития Николы Угодника, но сделал это так увлекательно, что читаешь ее затаив дыхание. На первый взгляд, это просто фольклорная волшебная сказка про бедных стариков и доброго волшебника, который за их многолетнюю преданность Богу и Его святому угоднику Николаю покупает у них единственное сокровище – ковер – и возвращает обратно. Действительно, повествование строится по канонам волшебной сказки. В нем живые, энергичные диалоги, напряженное действие, выразительные характеры. Но все нити действия сходятся к образу святителя Николая – светлому, бесконечно сострадательному, щедрому, воздающему добром за добро и верность.

Архимандрит Клеопа пересказал здесь всего одну историю из жития Николы Угодника, но сделал это так увлекательно, что читаешь ее затаив дыхание

Рассказывая о победе великомученика Георгия над змеем, архимандрит Клеопа высвечивает очень важную деталь, на которую мало обращают внимание при чтении канонического жития. Царь той местности, где поселился кровожадный змей, послушавшись языческих идолов, повелел своему народу каждый день отдавать детей на съедение чудовищу. То есть, подчеркивает архимандрит Клеопа, это было бесовским наваждением – уничтожать своих собственных детей вместо того, чтобы с молитвой Истинному Богу дать страшилищу бой. Пример подлинной веры и явил им святой Георгий, поразивший змея. «Своей помощью, – завершает этот рассказ архимандрит Клеопа, – святой Георгий и сейчас хранит Церковь Христову и всякую душу православную невредимой от змея невидимого, утаскивающего нехороших людей на дно ада».

2.jpg
Архимандрит Клеопа (Илие). basilica.ro

Во укрепление сил накануне поста полезно прочитать главу «Чудеса святого пророка Даниила и его друзей Анании, Азарии и Мисаила». Трое юношей отказались питаться роскошными яствами со стола царя Навуходоносора, поскольку это была идоложертвенная пища. А когда их после десятидневного поста сравнили с теми, кто питался мясом и всякими деликатесами, оказалось, что юноши не только не обессилели, но стали еще крепче и красивее. Отчего? «Оттого что подкреплялись они не мясом и сладкими напитками, но укреплялись Духом Божиим, молитвой и очищением своей жизни». Мотивирующий, как нынче принято говорить, фактор.

После рассказа об испытаниях, выпавших на долю пророка Даниила, который неоднократно был брошен в ров ко львам, логичен переход к одной из самых, может быть, трогательных историй о святых – о дружбе святого Герасима и льва. В пересказе архимандрита Клеопы здесь сверкает добродушный юмор. Вызывает улыбку сцена, когда лев, которому монахи поручили пасти осла, отбивает его у воров: «Лев, схватив веревку, которой осел был привязан, в зубы, как делал это раньше, повел его к старцу. А за ними пошли три верблюда, гуськом привязанные к ослу и навьюченные зерном. При этом лев несказанно радовался и ревел оттого, что нашел осла, которого некогда потерял». А эпизод, когда лев горюет об усопшем авве Герасиме, способен вызвать слезы. Но не мелодраматические эмоции стремится вызвать у читателя архимандрит Клеопа. Рассказ вновь оканчивается моралью, краткой и доходчивой: «Произошли же все эти события потому, что Бог восхотел явить нам, сколько послушания Адаму было у зверей в раю до того, как он проявил непослушание Богу и отпал от рая…».

А какая трогательная и красивая история о детстве преподобного Онуфрия Великого, который делился хлебом с Младенцем Христом на иконе, а когда ему самому нечего было есть, Христос вручил ему большой душистый каравай!

На одном дыхании, как остросюжетная сказочная повесть, читается история о святом Петре, прежде бывшем мытарем. Поражает история жизни священномученика Александра, епископа города Команы, жившего во времена Григория Неокесарийского. И история преподобного Евфросина Повара. Воистину последние станут первыми, а достоинство человека определяется не внешностью, не достатком, а добрым расположением сердца.

3.jpg
Икона прп. Евфросина Повара

Суров и не весел, но поучителен рассказ об обращении к Богу Ефрема Сирина – тогда еще четырнадцатилетнего легкомысленного подростка. Читая каждый день Великого поста покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина, хорошо бы помнить этот эпизод из его жизни – в назидание всем нам.

А финальная история в сборнике – о святом праведном каменотесе Евлогии, чудесным образом разбогатевшем, возгордившемся и моментально утратившем благочестие – это красочное предостережение и детям, и взрослым, потому что книга имеет двойную адресацию, и читать ее можно и нужно всей семьей. А за строчками книги встает образ доброго, мудрого старца, умеющего найти путь к сердцу каждого, кто приходил к нему за советом и духовной поддержкой. Благодаря вышедшим на русском языке книгам архимандрита Клеопы теперь его духовная помощь доступна и нам.

Рассказывая о святых, архимандрит приводит малоизвестные истории об их чудесах и помощи людям. Тем ценнее эта книга в глазах и воцерковленных читателей, и неофитов.

КУПИТЬ КНИГУ

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить