Капитан большого корабля

5 декабря 2008 года отошел ко Господу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В этот день вспомним о его жизни, о том, что он сделал, прочтем воспоминания некоторых современников о нем, помянем в наших молитвах.

1-1.jpg

Будущий Патриарх родился 23 февраля 1929 года в Таллине в глубоко верующей семье дворянского рода фон Ридигеров. Его отец происходил из старинной петербургской семьи и был священнослужителем, мать была дочерью служащего царской армии, убитого красноармейцами. Его родителей отличал высокий духовный настрой, в их семье царил дух русской православной церковности и общей культуры. С детства Алексей (имя Патриарха в миру) посещал с родителями Валаамский и Пюхтицкий монастыри. На Валааме он нашел старшего духовного друга, монаха Иувиана (Красноперова), который добро и нежно относился к мальчику. Прислуживая в алтаре одной из церквей Таллина, помогая в качестве ризничего и псаломщика, Алексей с юных лет знал, что будет священником. В 1947 году юноша поступил в Ленинградскую духовную семинарию сразу в 3-й класс, а по ее окончании – в Ленинградскую Духовную Академию.

В 1950 году будущий Первосвятитель был рукоположен в диакона и пресвитера, через несколько лет получил степень кандидата богословия за работу «Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как догматист». После смерти горячо любимой им матери отец Алексий решил принять монашество и в 1961 году принял постриг с именем Алексий в честь святого митрополита Московского. В том же году он был наречен во епископа Таллинского. На этой кафедре он оставался 25 лет. Будучи архиереем в Эстонии, он с большим трудом отстоял Пюхтицкий монастырь и кафедральный собор города в борьбе с советскими властями. О том времени Патриарх вспоминал: «Одному Богу известно, сколько каждому из священнослужителей, оставшихся в Советской России, а не уехавших за рубеж, пришлось пережить… Мне довелось начать свое церковное служение в то время, когда за веру уже не расстреливали, но сколько пришлось пережить, отстаивая интересы Церкви, будут судить Бог и история».

Сколько пришлось пережить, отстаивая интересы Церкви, будут судить Бог и история

В 1961 году владыка был назначен заместителем председателя международного отдела Русской Православной Церкви. В рамках активной внешнеполитической деятельности архиепископ (а с 1964 года и митрополит) Алексий входил в состав различных делегаций и комиссий, совершал поездки за рубеж, принимал активное участие в работе международных и отечественных миротворческих организаций. В 1986 году он был назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским. На новой кафедре архиерею тоже пришлось столкнуться с противодействием властей. Однако ему удалось добиться канонизации блаженной Ксении Петербургской, возвращения Церкви множества святынь, храмов и монастырей. В частности, при нем Церкви были возвращены святые мощи благоверного князя Александра Невского, преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.

7 июня 1990 года колокол Троице-Сергиевой лавры возвестил об избрании нового Патриарха Московского и всея Руси. Им стал митрополит Ленинградский Алексий (Ридигер). Нынешний насельник Сретенского монастыря архимандрит Иов (Гумеров) в то время находился в лавре. По его воспоминаниям, после избрания на Патриарший престол Святейший до поздней ночи стоял и благословлял всех, кто подходил к нему, а получить благословение у нового Патриарха хотели очень многие. Началась новая эпоха для Церкви Русской.

3 (13).jpg

При Патриархе Алексии II в Русской Православной Церкви произошло обретение мощей преподобного Серафима Саровского и перенесение их в Дивеево, сопровождавшееся пением пасхальных тропарей, как и предсказывал святой; обретение мощей святого исповедника Патриарха Тихона и перенесение их в большой собор Донского монастыря, где присутствовал и добрый отец Сретенской братии, ныне митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов); обретение и перенесение мощей святителя Иоасафа Белгородского, святителя Филарета Московского и других святых; возвращение из Гарварда исторического ансамбля колоколов Даниловой обители. При непосредственном участии Патриарха произошло соборное прославление новомучеников и исповедников Российских. По этому поводу он сказал: «Сбылись чаяния исповедника веры святого Патриарха Тихона – на крови мучеников ныне возрождается Русская Православная Церковь… Прославляя подвиг новомучеников, Русская Православная Церковь уповает на их предстательство и молится, да пробавит Господь милость Свою на нас и даст всем нашим соотечественникам время на покаяние, зажжет в их сердцах огонь веры, ревность о возрождении Руси Святой, нашего земного Отечества».

При Патриархе Алексии II после многолетних гонений Церкви была возвращена возможность проводить катехизаторскую, религиозно-образовательную и воспитательную деятельность в обществе, совершать дела милосердия и благотворительности. Патриарх говорил: «Необходимо сознавать, что дела милосердия – это средство научения любви». При нем стали возвращаться Церкви и восстанавливаться здания церквей и монастырей, включая и подворье Псково-Печерского монастыря – нынешний Московский Сретенский монастырь. Конечно, нельзя обойти вниманием и заслуги Патриарха по восстановлению Храма Христа Спасителя в Москве.

С особой любовью Алексий II относился к монашеству, особенно женскому. Он считал, что мужчины могут постоять за себя сами, а женское монашество нужно опекать. Вот как вспоминала об этом игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Зачатьевского монастыря: «Святейший Патриарх Алексий был для нас образцом истинного монаха. Монах, μόνος, в переводе с греческого означает "один", "един с Богом". И он воистину достиг этого единства. Несмотря на огромную занятость, на постоянное общение с множеством совершенно разных людей, Святейший был всегда в Боге, и именно это давало ему силы нести патриарший крест.

Святейший был всегда в Боге, и именно это давало ему силы нести патриарший крест

Всегда поражало его молитвенное предстояние перед Богом. Оно невольно переходило на всех окружающих, отрывало от земли. На его службах невозможно было стоять и думать о каких-то своих проблемах. Его молитва укрепляла всех нас, и наши приземленные сердца возносило горе́. Святейший всегда помнил и заботился обо всех, вникал даже в мелочи. Для него все было важно. И так со всеми. Святейший наш Владыка общался с любым человеком как с самым близким и важным для него. Всегда чувствовалось, что ты для него очень дорог. И каждый, кому приходилось общаться с ним, испытывал это.

Находясь рядом с ним, все невольно испытывали внутренний трепет как перед Великим Господином, но в то же время и обретали спокойствие, как рядом с любимым и любящим отцом. Всегда знали: если что-то мы делаем не так, он, как истинный любящий отец, поправит и подскажет. Святейший очень любил обители, монастырские службы и пение, любил монашествующих, жалел сестер, всегда старался их подбодрить, вдохновить на дальнейшие труды. Мог с ними пошутить, раздать шоколадки. При этом все это было как-то просто и естественно». Возрождение Московского Зачатьевского монастыря также произошло при поддержке Патриарха Алексия II.

4 (12).jpg
Патриарх Алексий II в Зачатьевском монастыре

В греческом языке есть слово χάρισμα, что буквально означает «дар от Бога», «помазание». В более узком смысле в христианском богословии это слово означает проявление Святого Духа в верующем человеке, предназначенное для назидания Церкви. Безусловно, Патриарх Алексий II обладал таким даром. Большое внимание он уделял подготовке кадров священнослужителей для Русской Православной Церкви, религиозному образованию мирян и духовно-нравственному воспитанию юного поколения, открытию духовных семинарий. Главной составляющей духовного образования он считал саму духовность, то есть умение не говорить о Христе и о Церкви, но жить во Христе.

Особое внимание он также уделял детям, их воспитанию и образованию. В одной из своих речей Святейший сказал: «Если упустим еще несколько поколений, не создадим у них нравственного иммунитета, не возродим в их душах стремления к высоким идеалам, не укореним в них чувств веры и любви, искания правды Божией, – и не будет России на свете. От того, насколько нам удастся справиться с задачей образования, возобновить почти прерванные культурные традиции, зависит само существование нашего народа. Нравственная жизнь невозможна без пробуждения совести и присущего душе человеческой чувства греха, без научения различать добро и зло, без борьбы со злым началом в себе самом.

Сегодня перед православными людьми стоят огромные по своей важности задачи осмысления русской национальной культуры, русской истории, русской литературы. Россия нужна не только самой себе, но и всему миру как Россия Феофана Грека, Андрея Рублева, Пушкина, Достоевского, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. На всех нас лежит колоссальная ответственность за воспитание будущего поколения. Только всей своей жизнью, где каждое слово неразрывно с делом, можно свидетельствовать о непреходящих духовных ценностях».

Не раз Патриарх Алексий II выступал в качестве миротворца в конфликтах на внешнеполитической арене и внутри страны, следуя заповеди Христовой: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5: 9). Он неустанно призывал к миру и согласию на всех уровнях человеческого бытия: «Нести мир и служить этому благородному делу – это человеческий подвиг, отдавать свои силы на этом поприще – это значит дарить людям свое сердце, вдохновляясь примером Господа и Спасителя. Миротворчество – это не декларации и призывы. Миротворчество – это активная позиция. Творить и нести мир другим способен только тот, кто живет в мире с Богом, с самим собой и с ближними». Люди, знавшие Патриарха лично, свидетельствуют, что внутренний мир, один из плодов Святого Духа, был свойственен ему самому. Он отличался особой добротой, смирением и любовью, переживал за других, проявлял неподдельный интерес к жизням многих людей, независимо от их возраста и ранга.

5 (8).jpg

Российский дирижер и скрипач Владимир Спиваков в книге «Путем Христовым» вспоминал о Предстоятеле: «Патриарх Алексий II – человек, личность, масштаб которой соизмерим с его деяниями и помыслами. Возрождением Русской Православной Церкви после долгих десятилетий ее разорения и гонений мы обязаны ему. Как и возвращением в нашу жизнь основополагающих человеческих ценностей – милосердия и нравственности. Что меня поражало при общении с ним? Во-первых, это рука, которую он подавал простым рукопожатием, и как-то очень крепко и твердо пожимал протянутую ему руку… Вот в этом жесте было столько покоя, который и тебе невольно передается, доброты, которая наполняет душу. И, конечно, эта его несуетность, умение расположить к себе, которое, честное слово, как-то завораживает, и хочется открыть ему душу… Вот точное слово – абсолютно полное доверие, которое испытываешь к этому человеку!»

Возрождением Русской Православной Церкви после десятилетий ее разорения и гонений мы обязаны ему

4 декабря 2008 года на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Патриарх Алексий II совершил свою последнюю Литургию. 5 декабря его светлая душа отошла к Богу. По свидетельству одной из сотрудниц Сретенского монастыря, рука усопшего, к которой прикладывались люди, была мягкой и теплой. Упокоен Патриарх Алексий II в Богоявленском кафедральном соборе рядом с мощами своего Небесного покровителя – святителя Алексия Московского. Такова была его последняя воля. Известны неоднократные случаи, когда по смерти Патриарх Алексий II являлся во сне простым людям. Но будет ли он причислен к лику святых земли Русской, ведает только Господь.

Митрополит Антиохийский Церкви Филипп (Салиба) в некрологе о Святейшем писал: «Подобно капитану большого корабля, он вел Русскую Православную Церковь через бурные, опасные воды, противодействуя тем, кто хотел повернуть корабль Церкви вспять. В то же время он умело руководил восстановлением тысяч церквей и монастырей, духовным преображением верующих и духовенства, а также восстановлением Церкви в качестве великой силы в Российской Федерации. Его неустанная работа, которая привела к воссоединению РПЦЗ и Русской Православной Церкви, является еще одним примером его смелого лидерства. Лично я питал к нему величайшее уважение, он правил честно и с любовью. Будучи лидером более чем 100 миллионов православных верующих, он в моих глазах был истинным лидером православного мира».

6 (4).jpg

Протоиерей Александр Агейкин, знавший Патриарха достаточно близко, в своих воспоминаниях о Святейшем продолжает предыдущую мысль: «Ему пришлось вести церковный корабль после бури, страшного шторма, весь израненный, с изорванными парусами, сломанными реями и мачтами… И благодаря бережным трудам и отношению своего кормчего корабль церковный уже на плаву становился все прекраснее». Да упокоит Господь душу Святейшего Патриарха Алексия в селениях праведных! Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить