Мученица Пелагия (Жидко)

Русские святые... Как сложно рассказывать о них. Все слова недостаточно точны, чтобы передать их святость, и слишком легки, чтобы описать тяжесть посланной им жизни, подробности которой часто уносит с собой беспощадное время. Преподобномученица Пелагия (Жидко) – одна из них.

1.jpg
Преподобномученица Пелагия (Жидко)

Родная земля. Кучеряевка

В Воронежской области есть село Кучеряевка. Это малая родина мученицы Пелагии (Жидко). Село, а сначала хутор, было основано в середине XVII века стараниями крестьян, выходцев из слободы Бутурлиновка. Причина переселения оказалась вполне житейской: не хватало земли. А земли эти принадлежали древнему боярскому роду Бутурлиных, включенному в Бархатную книгу и прославленному многими делами во славу Отечества. В Бутурлиновке находилось графское имение. В самом Воронеже на улице Большой Дворянской (ныне Проспект Революции) стоял дом Бутурлиных. Позднее, после его продажи, здесь построили здание Духовной семинарии.

В 1839 году жители Кучеряевки в Васильевской слободе получили свободу от крепостного права, выплатив графине А. А. Бутурлиной значительную сумму денег – по 410 рублей за каждую ревизскую душу. Дело об освобождении, а вернее, «об увольнении крестьян в звание свободных хлебопашцев» и получении надела земли длилось с 1835 года. В то время действовал Указ императора Александра I «О свободных хлебопашцах», принятый 20 февраля 1803 года. Крестьяне стали свободными, но не намного раньше 1861 года – года отмены крепостного права в России.

В 1897 году в селе Кучеряевка в семье уже вольного крестьянина Степана Степановича Жидко родилась дочь. При крещении девочка получила имя Пелагия. Очевидно, что ее родители являлись прихожанами Предтеченского храма в Кучеряевке, построенного в 1855 году. После 1917 года деревянный храм использовался как клуб, а после Великой Отечественной войны – как склад зерновых. В 1979 году церковь была разобрана на стройматериалы для телятника молочно-товарной фермы. Сегодня на месте алтаря Предтеченского храма воздвигли поклонный крест.

Можно предположить, что семья Жидко посещала и Свято-Троицкий храм, стоявший в центре крупного села Васильевка, где на площади каждое воскресенье устраивалась ярмарка. Этот храм был возведен на средства крестьян в 1841 году в стиле классицизма. Строился он из керамического кирпича, ширина стен – один метр. Каждый двор выделял куриные яйца для замеса цемента. Один из колоколов на трехъярусной колокольне назывался «великим» и имел диаметр более двух метров. Храм сохранился до наших дней, но имеет аварийное состояние из-за разрушений 1924–1925 годов, когда исчезла колокольня и церковь была разграблена, а также беспощадного времени и злых сердец: в советское время в церкви размещались кинотеатр и склад.

Но в годы детства и юности Пелагии Свято-Троицкий храм поражал величием и красотой, а родное село было большим и красивым. Находились в нем 187 дворов, церковь, земская школа, 43 мельницы, маслобойный завод, кузницы, лавки, проводилась ярмарка. Стояли крепкие избы, зеленели сады. За селом лежала переливчатая, полная ароматов и пения птиц ковыльная степь. Многочисленные пруды и родники. В 1906 году в селе насчитывалось уже 432 двора!

Другого жизненного пути, кроме как служения Богу, Пелагия и не представляла

Жизнь была размеренна и понятна. Каждый ее день был освящен верой и молитвой. Другого жизненного пути, кроме как служения Богу, Пелагия и не представляла. Набожная с детства, она стала монахиней.

После переворота 1917 года

После октябрьских событий и Гражданской войны в селе Васильевка была основана коммуна «Искра», затем артель «Пролетарская дружба». Началась коллективизация. В 1929 году появился колхоз «Пролетарский путь», в 1935 году разделенный на три колхоза. Изменился жизненный уклад и в Кучеряевке. В начале 1918 года здесь была провозглашена советская власть, в 1929 году – организован первый колхоз, который в 1930 году стал называться колхозом имени Шевченко. После его раздела возник и второй колхоз – «Ленинское знамя». Новое будет насаждаться, старое – запрещаться.

В 1934 году отстроили новую семилетнюю школу. В 1937 открыли избу-читальню. В тот год село – это 617 дворов и 2816 жителей. И ни одного действующего храма!

В 1930-е региональные газеты «Воронежская коммуна» и «Воронежский безбожник» печатали атеистические статьи с отчетами о закрытии храмов, монастырей и нелегальных церковных общин, а также описание безбожных акций.

2.jpg
Церковь Троицы Живоначальной. Васильевка, Воронежская область

Однако большинство жителей России оставались верующими, о чем говорят статистические данные по крещению и отпеванию. Несмотря на проводимые репрессии, авторитет Церкви рос и был своеобразным показателем недовольства людей советской властью. Перепись населения 1937 года также показала, что в Стране Советов верующих было больше (56,7%), чем неверующих (43,3%).

В начале 1937 года началась кампания по массовому закрытию церквей. В итоге по всей огромной стране действовало всего около ста храмов. Большей частью они находились в крупных городах, куда приезжали иностранцы, а потому назывались «показательными». В период с 1936-го по 1939 год репрессиям подверглись 250 тысяч священнослужителей. Так, в Бутурлиновском районе Воронежской области не осталось ни одного священника. Однако после Октябрьского переворота клир пополнился, но в большей мере за счет обновленцев.

Новая власть вынуждала монахов покидать обители. Они уходили в села, где в приходских церквях еще совершались службы, но все чаще литургии служили в обычных домах. Так стали возникать незарегистрированные приходские общины. Пелагия Жидко входила в одну из тайных общин – Бутурлиновскую.

В 1938 году была ликвидирована Комиссия президиума ЦИК СССР по вопросам культов и было отменено Положение о Постоянной центральной и местных комиссиях по рассмотрению религиозных вопросов. Единственной госструктурой, которая ведала вопросами РПЦ, стало 10-е отделение 2-го (секретно-политического) отдела ГУГБ НКВД. Оно было призвано к «борьбе с церковно-сектантской контрреволюцией». Церковь стала врагом новой власти.;

Исполнение религиозных обрядов, сбор пожертвований, помощь репрессированным священникам и прихожанам расценивались как уголовное преступление и наказывались. Не избежала этой участи и инокиня Пелагия (Жидко).

1937 год – арест и обвинение

Осенью 1937 года сотрудники управления УНКВД по Воронежской области на территории пяти районов арестовали 127 человек. В отчетах писалось о ликвидации контрреволюционной церковно-монархической организации.

27 ноября 1937 года арестовали и инокиню Пелагию. Кроме молитв и пения церковных песен ей вменялись контрреволюционная деятельность и пропаганда. Она не признавала своей вины и получила обвинение во лжи. Следователи говорили о том, что она вела антиколхозную пропаганду. В ответ – отрицание. При этом она не могла не обмолвиться, что без колхозов жизнь крестьян была более благополучной. Было обвинение и в контрреволюционной клевете на руководство партии и советского правительства. Пелагия не согласилась и с этим. Тогда были вызваны свидетели, показавшие, что Пелагия посмела высказаться о том, что их – верующих – мучают коммунисты.

3.jpg
Женщины на тяжелых работах в лагере

Непризнание вины не имело никакого значения. Любые слова о коммунистах и советской стране, лишенные хвалебной патетики, становились преступлением и проявлением активной деятельности против них. Логика была проста: значит, это причастность к контрреволюционной церковно-монархической организации и, как следствие, – к террору против власти и вождей. Обвинительное заключение звучало так:

«Жидко Пелагея Степановна, черничка, до ареста без определенных занятий, обвиняется в том, что являясь участницей Бутурлиновской группы, входила в состав контрреволюционной церковно-монархической организации, участвовала в нелегальных сборищах, где проводила антисоветскую агитацию. Распространяла провокационные измышления о гибели соввласти, клеветала на вождя ВКП(б) и коммунистов. Призывала колхозников выходить из колхозов и не подписываться на заем укрепления СССР».

Приговор, вынесенный в декабре 1937 года тройкой при УКВД по Воронежской области по обвинению в «антисоветской пропаганде» по статье 58-10 УК РСФСР, предусматривал 10 лет исправительно-трудового лагеря. Инокине Пелагии было 40 лет.

ИТЛ. Карлаг НКВД – большая тюрьма

В 1942 году инокиня Пелагия после скитания по тюрьмам оказалась в большой тюрьме Карагандинской области Казахстана – в созданном в 1931 году Карлаге, одном из крупнейших исправительно-трудовых лагерей СССР 1930–1959-х годов. В это время быстрыми темпами шло развитие угольно-металлургической промышленности Центрального Казахстана, и было необходимо создать крупную продовольственную базу. Для реализации плана лагерю выделили более двух миллионов гектаров земли. Заключенные стали рабочей силой и, по мнению руководства лагеря, занимались ударным социалистическим трудом. Сложный климат, продуваемая ветрами степь, два ряда колючей проволоки, вышки, шуршащий камыш у озер как топливо и стройматериал, скудная еда и тяжелая работа – жизнь, которую может скрасить только вера, смирение, молитва. По приезде в Карлаг инокиню Пелагию признали нетрудоспособной: она была слепой.

По приезде в Карлаг инокиню Пелагию признали нетрудоспособной: она была слепой

В селе Жартас (Джартас) располагалось центральное производственное отделение Карлага. На возделываемых землях заключенные ИТЛ выращивали овощи и фрукты, посадили лес. Высоким урожаям способствовала разработанная система орошения водой из Жартасского водохранилища.

4.jpg
Нары в одном из бараков Карлага

Матушку Пелагию привезли сюда на лечение, диагноз – декомпенсированный миокардит. Впрочем, постановка такого сложного диагноза в больницах Карлага вызывает большое сомнение. Здесь, в лагерной больнице, она и умерла 26 июня 1944 года. Место погребения никто не знает. Караганда далеко. Но мы никого не забываем и молимся обо всех.

Реабилитация

28 апреля 1989 года инокиня Пелагия (Жидко) была реабилитирована. 20 августа 2000 года по представлению Алма-Атинской епархии как преподобномученица была включена в Собор новомучеников и исповедников Российских, канонизированных Архиерейским Собором РПЦ 13–16 августа того же года.

В старинном городе Бутурлиновка Воронежской области в честь матушки Пелагии по благословению епископа Борисоглебского и Бутурлиновского Сергия строится храм. 7 ноября 2021 года прошло освящение закладного камня. В день памяти преподобномученицы в строящейся церкви совершается Божественная литургия и славление возле ее иконы, звучат слова о христианском и человеческом подвиге монахини.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить