«Научись у святого» +АУДИО

Проповедь в день памяти праведного воина Феодора Ушакова

Фото 1.jpg

«Научись у святого». Проповедь игумена Павла (Полукова). (Продолжительность 00:20:31 мин, размер 28,2 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, 15 октября, братья и сестры, память святого праведного воина Феодора Ушакова. Он был прославлен Русской Церковью относительно недавно, в 2001 году. Сначала в Соборе святых Саранских, в 2004 году – для общецерковного почитания всей Русской Церкви.

В «Трех разговорах» Владимира Соловьева есть диалог, где один из участников говорит: «Обратите внимание на нашу историю, на наших святых. Там, как правило, или монахи, или мученики, или воины». За почти двухсотлетний Синодальный период это фактически единственный случай прославления мирянина. Для нас понятно прославление таких святых, подвижников, как преподобный Сергий Радонежский, Серафим Саровский. Подвиги мучеников превышают наши силы, иногда превышают наше понимание. Пораженные их жизнью, их подвигом, мы готовы подражать им в той мере, в какой можем, ибо Господь призывает каждого к святости.

За почти двухсотлетний Синодальный период это единственный случай прославления мирянина

История рода Феодора Ушакова берет начало примерно с битвы X века между сыном князя Владимира Мстиславом Храбрым и касожским, или черкесским, князем Редедей, в которой Мстислав победил Редедю. Но дальше происходит несколько необычное для того времени. По тем жестоким законам детей побежденных князей либо умерщвляли, либо куда-то ссылали. Но Мстислав стал заботиться о детях касожского князя, те со временем крестились, породнились с русскими князьями, и семья Ушаковых, небогатая дворянская семья из пределов Ярославской губернии того времени, относилась к потомкам этого рода.

Мы знаем, что родной дядя Феодора Ушакова, Феодор Санаксарский, был монахом Санаксарской обители, и его приход к монашеству был необычным. Он, как многие представители дворянских родов того времени, проходил военную службу в Преображенском полку. Говоря современным языком, этот полк считался элитным, непосредственно подчинялся императору. Не обходилось без гулянок, конечно. И этот молодой человек, дядя праведного Феодора Ушакова, сбежал в лес. Жил как подвижник, не будучи монахом, усердно молился Богу. Это было очень странно и необычно. И когда через несколько лет он был найден, то его представили императрице Елизавете Петровне, потому что она сама хотела выяснить, что случилось, почему молодой офицер Преображенского полка вдруг ушел в лес молиться. Он объяснил, а на ее законный вопрос: «Почему ты тогда не отпросился официально?», будущий святой ответил: «А кто бы мне, молодому человеку, тогда поверил, что я ухожу ради того, чтобы молиться Богу?» Императрица была поражена этой историей, по ее указу офицера официально освободили от военной должности, он поступил в монастырь, в Александро-Невскую лавру, стал монахом и затем восстановил Санаксарский монастырь, где и подвизался.

Фото 2.jpg
Икона Феодора Ушакова и Феодора Санаксарского

И, конечно, эта история не могла не повлиять на Феодора Ушакова, который отучился пять лет в кадетском училище в Петербурге. Он служил на Балтийском флоте, где познавал все трудности и одновременно секреты морского дела, оно тогда, в XVIII веке, было еще достаточно новым. Затем Феодор попадает на Азовский флот, где принимает участие в строительстве Херсона, базы для русского флота. Там произошла вспышка холеры. И Ушаков спас свою команду – он сделал для нее лагерь в степи, далеко от верфи, поступив с точки зрения медицины совершенно правильно, изолировал всех. В итоге эпидемия закончилась на 14 недель раньше, и среди его команды никто не погиб от этой болезни.

Начинается русско-турецкая война. Князья Потемкин и Румянцев призываются в Крым для того, чтобы защищать русские границы, и сформированному Черноморскому флоту, который возглавляет Феодор Ушаков, дается команда – при случае идти в наступление. И Ушаков во время той кампании не только не проиграл ни одного сражения, но и, как на закате своих дней он писал в записке императору Александру I, ни один корабль и ни один человек из его команды не попали в плен.

Феодор Ушаков не только не проиграл ни одного сражения, но и ни один корабль и ни один человек из его команды не попал в плен

«Ушак-паша» называли его турки. Они шли воевать, будучи уверенными в своей непобедимости, а Ушаков громил их раз за разом. И уже когда, как последнюю надежду, из африканских владений Турции призвали Али-пашу Янинского, потому что в средиземноморских владениях Турции уже практически не было ни флота, ни военачальников, тот гордо поклялся султану привести Ушакова в цепях. В итоге с серьезными ранениями, всего с двумя кораблями Али-паша вернулся в Константинополь. Да еще один корабль затонул на глазах султана, после чего его близкие сказали: «Султан, у тебя нет больше флота».

Фото 3.jpg

Но что интересно? Во время этих битв у Ионических островов Ушаков, с одной стороны, придумал новую тактику боя, которая принесла успех, а с другой стороны, он очень трепетно относился к жизням не только своих солдат, но и противников. Когда был атакован вражеский корабль, там начался пожар, Ушаков приказал спасать людей. Это было удивительно и необыкновенно. В дальнейшем, во время Средиземноморской кампании, когда ему пришлось воевать против французов бок о бок с турками, поскольку Турция на тот момент заключила договор с Россией, Ушаков проявил еще больше милосердия. Турки для него, по сути, были обузой, потому что плохо воевали, еще хуже снабжали русский флот. При этом турки проявляли удивительную жестокость во время боев. Они, как правило, не брали в плен, они убивали, отрезая головы. Почему? Потому что по их законам за каждую голову врага им полагалось вознаграждение. И видя это, русские во время боя стали спасать французов, прямо на поле боя выкупая своих врагов у турок. Был случай, когда молодого французского солдата окружили турки, смерть была близка, и в это время русский офицер подбежал и, не имея средств выкупить этого солдата, дал свои золотые часы турку для того, чтобы спасти жизнь француза. И, конечно, это было необыкновенное милосердие, это было необыкновенное проявление христианской добродетели.

Он трепетно относился к жизням не только своих солдат, но и противников

Сами враги утверждали: кротость и смирение сопровождают русских воинов, которые побеждают. Правитель Юга Италии писал Ушакову: «Ваш небольшой отряд за 20 дней освободил две трети моего королевства, но я удивлен другому – какого вы обожания сподобились от местного населения».

Греческое православное население, видя веру Ушакова, видя, как он всегда и везде служит молебны, видя, как он в первую очередь, сходя на берег, идет в храм для того, чтобы причаститься Святых Христовых Таин, было поражены. Благочестивые греки XVIII века в лице купца Пасхалиса пишут: «Удивительно – все русские моряки и офицеры желают каждое воскресенье быть за Божественной литургией».

Это, конечно, русское благочестие, православная вера, но пример подает военачальник. Он бережет своих солдат, он еще для них отец. Кто-то спрашивал, почему Ушаков за свою долгую жизнь так и не создал семью? Потому что для него семьей были его подчиненные. И греческие дети целовали руки простым русским матросам, целовали изображение российского герба на походных сумках русских моряков.

Фото 4.jpg
А. Блинков. «Сражение у мыса Тендра»

Но повороты политики были таковы, что то, что Ушаков отвоевал, то, что такими трудами и подвигами было достигнуто, отдали назад. Таковы были условия заключенного союза с французами после смерти императора Павла. Новый император сказал, что России не нужен флот, Россия – сухопутная страна, это роскошь, это издержки, это дорого, и Ушаков, хотя и был на почетной должности в Петербурге, фактически остался не у дел. Но при этом помогал всем, кто к нему обращался. Все свои связи он использовал, чтобы помогать многим и многим людям.

Затем Ушаков пишет рапорт об отставке и уезжает в Алексеевку, в деревню, которая находится в трех верстах от восстановленного его дядей, преподобным Феодором, Санаксарского монастыря. Через 12 лет после его смерти наместник обители пишет в воспоминаниях, что Ушаков не пропускал ни одной праздничной и воскресной службы, что во время Великого поста неделями говел, выдерживал все длинные монастырские службы. А надо сказать, что обычные службы в течение дня, установленные его дядей, продолжались около девяти часов. Ушаков выдерживал все эти службы, молился. И когда началась война 1812 года, его выбрали главой ополчения, но уже по возрасту, по состоянию здоровья он отказался, однако на свои деньги построил госпиталь, своими деньгами помогал этому ополчению. И сохранились документы, из которых мы видим, что человек обращался к губернатору за конкретной суммой, нужной, чтобы лечить раненых, и добавляется, что адмирал Ушаков пожертвовал эту сумму полностью.

Удивительная жизнь, удивительная судьба. Он все, что мог, раздал. Даже в конце своей жизни тот вклад, который был у него в Петербурге, распорядился снять и использовать для больниц, для раненных на войне 1812 года. Ушаков уходил в иной мир фактически ни с чем в плане материальном, но с огромным духовным богатством.

Ушаков уходил в иной мир ни с чем в плане материальном, но с огромным духовным богатством

В издательстве «Вольный странник» не так давно была издана детская книга, которая называется «Святой праведный воин Феодор Ушаков: научись у святого». В нашем магазине «Сретение» есть несколько книг, посвященных Феодору Ушакову, я рекомендую вам обязательно их почитать и обязательно посмотреть. Но фраза: «Научись у святого» – самая главная. Почему? Для чего Церковь канонизирует того или иного человека? Ведь мы понимаем, что святых гораздо больше, чем есть в наших святцах. Чтобы мы не теряли надежды, имели пример, имели силы на духовную жизнь. Жизнь по заповедям нелегка, и каждый это знает.

Чему можем поучиться? Домашнему воспитанию, если мы говорим о начале жизни воина Феодора Ушакова. Не отчаивайтесь, родители, когда ваши дети в каком-то возрасте перестают ходить в храм. Не зря вы их воспитывали, когда-нибудь это может от чего-то спасти, когда-нибудь человек вернется. Никогда не переставайте творить добрые дела. Что бы вокруг вас ни происходило и как бы ни восставало множество людей против этого, делайте. Был даже такой случай: когда Ушаков спасал французских пленных, пришел к нему военачальник и говорит: «Давай применим военную хитрость». Какую? «А вот пленные французы знают, что ты о них заботишься. А ночью, ты нам разреши, мы зайдем в лагерь и всех их вырежем». Я думаю, предсказуем ответ Феодора Ушакова. Но в дальнейшем, в Константинополе русский консул в тайной переписке просил Ушакова не слишком благотворить французам и не слишком защищать их от турок. Почему? Политически Россия была заинтересована, чтобы турки с французами не имели много общего, наоборот, были во вражде. Это было в интересах Российского правительства, в интересах политики. И в этом смысле своим чрезмерным милосердием Феодор Ушаков как бы немного шел вразрез с этой политикой. Но, конечно, он не шел на сделки с совестью.

Фото 5.jpg
Храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове

Очень важно для людей, облеченных властью, каким-то положением, иметь этот пример. Мы знаем, что во власти не просто, мы знаем, что на высоком кресле много своих искушений, и как часто люди верующие, но облеченные большой властью, всегда находятся перед вопросом выбора – следовать и не следовать системе. Каким нужно быть мудрым и каким нужно быть верующим человеком, чтобы поступать правильно. И жизнь Феодора Ушакова, славного русского полководца, для людей, имеющих такое положение, может быть хорошим положительным примером.

Помоги, Господи, братья и сестры, нам помнить эти слова: «Научиться у святого». Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить