О святом Иоанне Дамаскине

Святой Иоанн Дамаскин (в миру Мансур ибн Сарджун) получил свое монашеское имя в монастыре Святого Саввы, который до сих пор находится недалеко от Вифлеема. Святой Иоанн был внуком Мансура ибн Сарджуна-старшего, который работал на византийцев в Дамаске и управлял этим городом. 

В халифате Муавия старший Мансур был назначен управляющим казначейством. Это была должность с серьезными и глубокими разветвлениями, и она перешла к его сыну, а затем и к его внуку, который носил в миру его имя в соответствии с существующим в тех землях обычаем, согласно которому внука называли в честь деда.  

В те времена Омейяды поддерживали христиан на позициях, которые они занимали в византийский период, и различные министерства вели свои записи на греческом языке до тех пор, пока они не были арабизированы при Абд аль-Малике ибн Марване. 

В то время греческий язык все еще был языком жителей городов, так же как арамейский язык был языком жителей сельской местности. Во времена Язида ибн Муавии православные христиане контролировали казну, хотя сиро-яковиты (то есть сирийские православные) составляли большинство верующих в Сирии. Единственное объяснение, которое у меня есть для этого, состоит в том, что арабы содержали тех, кого они нашли на этих должностях в византийский период, и они обязательно принадлежали к религии византийских правителей. 

5 кар

Во время завоевания арабы не могли занимать административные должности из-за незнания административного языка, которым был греческий. Политическая ситуация была такова, что арабские правители контролировали халифат и армию. То есть арабские мусульмане полностью зависели от христиан в своих административных центрах до такой степени, что Муавия назначил старшего Мансура ибн Сарджуна ответственным за строительство первого арабского флота в Триполи с целью оккупации Константинополя. Другими словами, обязанностью деда святого Иоанна было построить флот, чтобы атаковать столицу православного мира. 

Человеку, который в воскресенье посетил Литургию в порту Триполи, было нелегко готовить мусульманскую арабскую армию к нападению на Константинополь. Но он и все в его церкви понимали, что мусульмане завоевали Сирию, чтобы остаться там, и что христиане этой страны не надеются на то, что византийцы вернут Сирию. 

К каким людям принадлежала семья Сарджун? У меня нет доказательств того, что они принадлежали к арабскому племени, хотя арабы были среди христиан Сирии и до завоевания. Я считаю, что они принадлежали к старым сирийцам и переняли греческий язык из своей культуры. (Владение сирийским языком не означает, что они исповедовали сирийское православное вероисповедание, поскольку они были халкидонцами, и обе церкви, халкидонская и нехалкидонская, использовали два основных языка.)

Тот факт, что святой Иоанн не написал ни строчки по-арабски, не означает, что он полностью игнорировал этот язык, тем более что он и его семья смешались с халифами Омейядов из-за их административной работы. Причина того, что Иоанн Дамаскин не использовал арабский язык, заключалась в том, что этот язык к тому времени еще не стал языком христиан. 

Но как же тогда Мансур ибн Сарджун-младший, который потом стал святым Иоанном, обращался к халифу Язиду, когда он виделся с ним каждый день для консультации по вопросам казначейства, если Язид знал только арабский? Мне кажется, что они говорили с халифом на разговорном арабском, и все указывает на существование разговорного диалекта среди мусульман.

Святой Иоанн составил «Диалог между христианином и мусульманином», который читали христиане и мусульмане с тех пор, как он был переведен с греческого на арабский язык и опубликован в Египте несколько десятилетий назад. Это доказывает нам, что Иоанн Дамаскин кое-что знал об исламе от своих друзей. 

В конце концов двое деятелей разошлись, потому что Язид напал на некоторых христианских лидеров, что заставило святого покинуть Дамаск и отправиться в Палестину, где он и стал монахом. Там, в монастыре святого Саввы, он написал «Источник знания», который состоит из ста глав и является его книгой о православной вере. Он начинает ее с философского предисловия. Немецкие востоковеды говорят, что это был основополагающий источник для исламской философии, зародившейся в период Омейядов. Философская проблематика истории исламской мысли зиждется на православном «Источнике знаний» святого Иоанна Дамаскина. 

Философская проблематика истории исламской мысли зиждется на православном «Источнике знаний» святого Иоанна Дамаскина

Эта книга – самая первая, где автор изложил концепцию христианского богословия. То есть это работа, упорядочивающая всю христианскую мысль. До него были только различные сочинения на ту или иную тему: один человек писал на тему Троицы, другой – о Воплощении или Искуплении, но святой Иоанн суммировал всю христианскую мысль во взаимосвязанных главах.

Каждому, кто изучает эту книгу, становится ясно, что ее автор очень хорошо знал ранних святых отцов, сравнивал их и выбирал из них выдержки так, как считал подходящим, и что в философии он полагался на Аристотеля. Специалисты обсуждали его творческие способности. Несомненно, он был менее изобретательным, чем другие святые отцы. Возможно, это удел того, кто получает устоявшуюся интеллектуальную традицию, связанную с логикой. Однако его заслуга заключается в том, что он был первым христианином, выразившим знания о вере в одной книге. Он был инициатором систематического богословия. Фома Аквинский (католический автор) часто обращался к нему и в «Summa Theologica» цитирует его сотни раз.

Он был первым христианином, выразившим знания о вере в одной книге

Святому Иоанну было недостаточно быть только эрудированным богословом, поэтому он также практиковал аскетизм и мистическое созерцание и сочинял многочисленные церковные службы, в том числе Пасхальные гимны, которые все православные мира поют и по сей день. Помимо этих текстов, он сочинил восемь тонов (гласов), которые до сих пор доминируют в нашем пении после того, как ранее существовала другая музыкальная система. Таким образом, он был не просто человеком абстрактного интеллекта, но его сердце было наполнено присутствием Господа.

5 кар

Естественно, обращает на себя внимание и решимость семьи Мансура в двух вопросах. Во-первых, они твердо придерживались своей веры полностью и со знанием дела, а во-вторых, они оставались в своей вере, честно служа правительству в государстве, в котором на всех уровнях доминировали арабские народы. Я думаю, что образ поведения святого Иоанна Дамаскина, его отца и деда является образцом для позиции православных христиан в государстве, независимо от того, принимает оно их с полным сочувствием или нет. Они жили в соответствии со своей моралью, а государство – в соответствии со своими моральными принципами.

Здесь еще важно то, что вдохновение для этих восточных христиан не было основано на национализме, который тогда еще не был обнаружен. Только любовь к Богу была тем, что двигало ими, и глубокие теологические знания поддерживали эту любовь. До того, как язык христиан стал арабским в Сирии, а это заняло очень много времени, семья Мансура существовала там в полной гармонии с государством, и в ходе истории они получили заслуженную славу.

Перевела с английского Александра Калиновская
Блог арабского православия

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить