Преподобная Мария Египетская. Образ покаяния

К 1500-летию преставления преподобной Марии Египетской

В текущем году исполняется 1500 лет со дня кончины преподобной Марии Египетской. Конечно, сложно точно установить дату события, произошедшего столь давно. Но по некоторым данным жития становится понятным, что преподобная Мария отошла ко Господу около 522 года

1.jpg

Наверное, нет ни одной другой святой, чье житие было бы так хорошо известно всем воцерковленным христианам. И это связано не только с тем, что житие преподобной Марии читается за богослужением во время Великого поста, на богослужении, получившем в народе название «Мариино стояние». Этой подвижнице уделяется очень большое внимание в богослужебных текстах.

Ее память празднуется в году дважды – 1/14 апреля и в 5-ю неделю Великого поста. В эти дни на богослужении звучат тексты, посвященные ей, – причем это совершенно разные службы. Преподобной Марии посвящены тропари в каноне преподобного Андрея Критского, она упоминается и в других богослужебных последованиях

Рассмотрим, как богослужебные тексты прославляют преподобную Марию. Тем более что для Сретенской обители – это особо важная святая. Храм в ее честь был в монастыре с самого дня основания, это был один из древнейших храмов в Москве. А сейчас он возрожден в виде придела, пристроенного к древнему собору. Здесь почивает часть мощей преподобной, каждое воскресенье возносится молитва ей – читается канон и акафист. Погрузимся же в богослужебные тексты, воспевающие преподобную, и посмотрим, какие уроки мы можем извлечь из них.

***

Сразу можно выделить две основные добродетели, два основных подвига, за которые прославляется преподобная Мария. Это ее покаяние и ее аскетичная жизнь в пустыне.

Покаяние

Покаяние преподобной и правда удивительно. Неоднократно в текстах оно называется образцом покаяния. «образ покаяния нам дадеся, Марие»[1]. «Всем наставница преподобная явися согрешающим»[2]

2.jpg

«Всем грешником, Марие, житие твое образ показася, безмерно согрешившим, в житии востати и скверну очистити слезами»[3]. И богослужебные тексты не скрывают той жизни, которую проводила святая до своего обращения. Напротив, на этом даже делается особый акцент. Часто тексты богослужения, воспевающие преподобную Марию, построены на противопоставлении – какой она была до своего обращения и какой стала после покаяния. «Блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися»[4]. «Яже прежде блудница, постническим подвигом подвизася»[5]. «Злых вина первее, сласть лукавая, многим бывши, аки солнце просиявши»[6]. «Сладостей неудержимая стремления оставивши, и всякую добродетель всеблагоговейно, яко едину исправила еси»[7].

Нередко нам хочется представить себе святых как идеальных личностей. Но такая идеализация вредит в первую очередь нам. Ведь чем идеальнее образ святого, тем более недоступной для нас, «простых» людей, кажется святость. И преподобная Мария – как раз яркий пример того, что и у святых есть прошлое. Богослужение подчеркивает это, чем и напоминает всем нам о возможности покаяния и святости.

Кстати, в тех прошениях, которые богослужебные тексты обращают к преподобной Марии, чаще всего мы и встречаем прошение о покаянии. Мы просим, чтобы преподобная Мария и нам помогла не просто с восторгом смотреть на нее как на образец покаяния, но помогла быть на нее похожими, так же покаяться. «Сама мя, мати, ныне спаси, и к пристанищу Божественнаго покаяния возведи»[8]. «Слез капли источила еси присно, Марие, душею распаляема, ихже благодать подаждь и мне, твоему рабу»[9]. «Прилежно моли, яко да многих грехов разрешение подаст и Своея жизни нас сподобит»[10].

В покаянии преподобной Марии есть еще два момента, на которых богослужебные тексты особенно акцентируют внимание. Первый – это сила Креста Господня. 

3.jpg

Не будем забывать, что покаяние преподобной Марии совершилось именно перед этой святыней. «Всех покаявшися прегрешений твоих, всехвальная, прежних, со дерзновением Честному Древу поклонилася еси»[11]. «Креста бо возжелевши образ видети, себе, приснопамятная, миру распяла еси»[12]. «Очудотвори Христе Креста Твоего сила, яко и яже прежде блудница, постническим подвигом подвизася»[13]. «Крест видети потщавшися, крестным просвещением Марие озарилася еси, Крестом беседовавшаго, манием Божественным распеншися мирови досточудная»[14]. «Несравненным желанием, всебогатая, Древу возжелевши поклонитися животному, сподобилася еси желания»[15].

Второй момент, связанный с покаянием преподобной Марии, – это заступничество Пресвятой Богородицы. Это также неоднократно вспоминается в богослужебных текстах. «На икону бо воззревши благословенныя Богоотроковицы, всех покаявшися прегрешений твоих»[16]. «Тя Предстательницу, Чистая, и спасение, и крепость имущи, Креста святаго древу, честная, поклонися»[17]. «Возопивши к Пречистей Богоматери, первее отринула еси неистовство страстей, нужно стужающих»[18]. «Манноприемлющия же стамны ныне, образу пречистому тепле припадши, Мария ангельское житие носит»[19].

В покаянии нам требуется помощь силы Креста Господня и заступничество Божией Матери

Эти эпизоды из жития преподобной Марии являются образцом и для нас. Если мы приступаем к покаянию, то нам требуется помощь силы Креста Господня и заступничество Божией Матери. И как преподобная Мария с их помощью достигла удивительной чистоты, так и каждый из нас может пойти таким путем.

Богослужебные тексты – это не только глубокое содержание, но и поэзия. Авторы текстов, посвященных преподобной Марии, поэтически обыгрывают ее происхождение из Египта. Египет, в связи с известными событиями из истории Ветхого Завета, ассоциируется со злом, местом греховного плена. И как народ Израильский вышел из Египта в Землю обетованную, так и преподобная Мария, покинув Египет, и свою жизнь полностью изменила. «Восхвалим ныне, Марию приснопамятную, явльшуюся Египетское овча: и прелести сих всея избеже»[20]. «Египта страстей избегла еси, яко от греховна источника, и, фараона избавльшися лютаго осквернения, безстрастия ныне землю наследовала еси, и со ангелы ликуеши присно»[21].

4.jpg

В то же время для Нового Завета Египет – это еще и место, освященное пришествием Христа, Который бежал туда, еще будучи младенцем. И это тоже не остается без внимания гимнографов. «К египтяном плотию отшедый, Неописанный и Превечный, из Египта показует всесветлую тя звезду»[22].

Такие темы освещают богослужебные тексты в связи с покаянием преподобной. Теперь рассмотрим, как в богослужении прославляется ее жизнь в пустыне.

Жизнь в пустыне

Конечно, наиболее выделяющаяся добродетель преподобной в ее пустынной жизни – это аскетичная жизнь. Ее постничество, суровая жизнь, непрестанная молитва – об этом говорится постоянно. «Истончавающи тела воздержанием, приснопамятная мати, плотская стремления»[23]. «Страсти плотския мечем воздержания посекла еси, и мысленная согрешения молчанием поста удавила еси»[24]. «Воздержанием паки, о честная, твой ум просветила еси»[25]. «Едина же Единому чисто приобщилася еси крайним воздержанием и терпением дел твоих»[26]. «Воздержанием и молитвою подвизающися паче меры человеческаго естества»[27]. «Удобь претерпела еси, мати, пустынный труд, укрепляема державною силою Христовою»[28]. «Егоже ради плоть изнурила еси преподобная, моли ныне Христа о рабех»[29]. Здесь неоднократно делается акцент и на том, что все эти подвиги были совершены силой Христа и ради Христа. И действительно – без помощи Божией такую жизнь проводить невозможно, да и смысла она никакого не имела бы.

Все эти подвиги были совершены силой Христа и ради Христа

В житии преподобной Марии говорится и о том, какую тяжелую брань ей пришлось вести с помыслами, как ей не давали покоя мысли о прошлой греховной жизни. И богослужение не оставляет этот ее подвиг без внимания. «В пустыню вселившися, твоих страстей образы благочестно истребила еси, Боговиднейшее изображение в души написавши, добродетелей виды»[30]. «Плоть бо истнивши постом многим и помыслом благочестивым»[31]. «Востекла еси помыслом лучшим, к крайней деяньми яве добродетели преславно»[32].

Также в пустыне преподобная Мария не оставляла покаяния. Это тот подвиг, который можно назвать «вторым покаянием». Грехи ее были прощены – но для того, чтобы полностью очистить душу, необходимы были годы слез. Ее плач в пустыне – также подвиг, который отмечают гимнографы. «Струями слез твоих пустыню всю напоила еси, и прозябла еси нам покаяния плоды»[33]. «Возсмердешася душевныя и согнишася твоя раны, но источником слез твоих сия омыла еси тепле»[34]. «Цену за всех, Свою прежде излиявый кровь, банею слез чистую тя соделовает»[35]

5.jpg

«Скверная бо помышления находящая, струями божественных слез угасила еси чистая»[36]. «Да страстей пламень угасиши, слез капли источила еси присно, Марие»[37].

Аскеза, борьба с помыслами, постоянные слезы…. Казалось бы, жизнь преподобной в пустыне была абсолютно безрадостной. Порой современный человек, читая ее житие, не понимает – для чего все это? Разве Господь хочет, чтобы человек так мучился? Видимо, как ответ на этот вопрос богослужение предлагает нам яркую картину тех плодов, которых преподобная стяжала своей пустынной жизнью. Кратко перечислим их, также проиллюстрировав цитатами из богослужебных текстов.

Единство с Богом. Это и есть цель христианской жизни. И преподобная достигла этой цели в максимальной степени. «Едина же Единому чисто приобщилася еси»[38]. «Молитвою же и варом, зимою и наготою приятелище была еси Святаго Духа честно»[39]. «Оставивши мудренно земная вся, жилище честное Духа явилася еси»[40]. «Очистила еси всехвальная, обожившися деяньми божественными преподобная твоими»[41].

Вечное блаженство, рай, Царство Небесное. Конечно, по сути, это и есть единство с Богом. Но и в богослужении подчеркивается, и нам важно не забывать, что преподобная не просто хотела вечно блаженствовать, а стремилась к Богу. Святая Мария проводила аскетичную жизнь не только для того, чтобы ее загробная участь была хорошей, а в первую очередь из любви ко Христу. Она получила и то, и то – и единство с Богом (еще здесь, на земле), и вечной блаженство после смерти. «Царствия невеста явилася еси Марие преславная»[42]. «Возвыси ея и житие и деяние, един Вседержитель»[43]. «Обрела еси болезней возмездие, и трудов твоих воздаяние»[44]. «С девами сподобилася еси внутрь чертога внити твоего Владыки, с сими насладитися достойно»[45]. «Добротою добродетелей уяснивши душу, Небесную достигла еси жизнь некончаемую, идеже Свет безконечный есть Христос»[46].

Равноангельная жизнь. Сама по себе добродетельная жизнь уже является наградой. А преподобная Мария в такой степени достигла совершенства, что богослужение неоднократно сравнивает ее с Ангелами и даже ставит выше их. «К крайней деяньми яве добродетели преславно, ангельское естество, Марие, удививши»[47]. «Ужасашеся божественный в тебе воистинну мати Зосима: ангела бо зряше во плоти, и ужасом весь исполняшеся»[48]

6.png

«Радуются, Марие, ангельская воинства, равное преподобная житие сим в тебе зряще»[49]. «Христова невеста днесь покаянием явися, ангельское жительство подражающи»[50].

Победа над демонами. «Побеждени быша тобою демонстии полцы»[51]. «Носящи крест свой на раме, Марие, и демоны уранила еси»[52]. «Демоны Креста оружием погубляет. Сего ради Царствия невеста явилася еси Марие преславная»[53]. «Ужасаются бесов мрачных состояния, терпеливаго твоея крепости, яко жена преславно, и нагая, и единая сим возмогла еси»[54]. «Отринула еси неистовство страстей, нужно стужающих, и посрамила еси врага запеншаго»[55].

Сверхъестественные явления. Чудеса, о которых говорится в житиях святых, – лишь вещественное проявление благодати Божией, живущей в святых. Так случилось и с преподобной Марией. То, что она могла ходить по воде, возноситься от земли, то, что она получала знание непосредственно от Бога, – это только внешнее подтверждение того, что она достигла единства с Богом. Поэтому и об этих чудесах в богослужении сказано меньше, чем о ее добродетелях и подвигах, совершенных ради Христа. Но все же и об этом не умалчивается. «Толико просияла еси, яко и водами легко преходити блаженная, и от земли взиматися в твоих к Богу молениих»[56]. «Креста знамением себе оградивши, Иорданския ногами немокренными твоими воды преплывши, Марие, верно»[57]. «Священник Божественный Зосима, таинник благодати, быстрину яко виде тя Иорданскую, славная, прешедшу немокренными ногами, страхом и трепетом одержимь быв»[58]. «Невещественно поживши и естество прешедши, имже, яко невещественныма ногама вшедши, Марие, Иордан прешла еси»[59].

Думаю, перечисленных примеров достаточно, чтобы показать, какие плоды дала преподобной Марии ее тяжелая жизнь в пустыне. И, конечно, мысль гимнографов – и нас подвигнуть к жизни по заповедям Божиим, видя, каков итог такой жизни.

***

Преподобная Мария – это образец для нас. Образец покаяния. Образец того, что после любой жизнь человек может достигнуть святости и даже совершенного бесстрастия. Образец жизни ради Христа.

7.jpg

Молясь этой святой, слыша удивительные богослужебные тексты, посвященные ей, слыша ее житие на богослужении, попросим у Бога помощи в том, чтобы и нам хоть немного быть похожими на эту великую святую, покровительницу и молитвенницу за всех грешников, особо покровительствующую почитающему ее Сретенскому монастырю, – преподобную Марию Египетскую.


[1] 1/14 апреля, светилен.

[2] 5-я неделя Великого поста, канон, песнь 4-я, тропарь 3-й.

[3] 1/14 апреля, канон, песнь 6-я, тропарь 2-й.

[4] 5-я неделя Великого поста, кондак.

[5] 5-я неделя Великого поста, «Слава» на «Господи, воззвах».

[6] 5-я неделя Великого поста, канон, песнь 4-я, тропарь 3-й.

[7] Канон прп. Андрея Критского, песнь 1-я, 2-й тропарь прп. Марии.

[8] Канон прп. Андрея Критского, песнь 3-я, 1-й тропарь прп. Марии.

[9] Канон прп. Андрея Критского, песнь 6-я, 1-й тропарь прп. Марии.

[10] 1/14 апреля, икос.

[11] 1/14 апреля, 1-я стихира на «Господи, воззвах».

[12] 1/14 апреля, седален по 3-й песни.

[13] 5-я неделя Великого поста, «Слава» на «Господи, воззвах».

[14] 5-я неделя Великого поста, канон, песнь 4-я, тропарь 2-й.

[15] Канон прп. Андрея Критского, песнь 5-я, 1-й тропарь прп. Марии.

[16] 1/14 апреля, 1-я стихира на «Господи, воззвах».

[17] 1/14 апреля, канон, песнь 3-я, Богородичен.

[18] Канон прп. Андрея Критского, песнь 7-я, 1-й тропарь прп. Марии.

[19] 5-я неделя Великого поста, канон, песнь 5-я, тропарь 1-й.

[20] 5-я неделя Великого поста, икос.

[21] 1/14 апреля, канон, песнь 1-я, тропарь 3-й.

[22] 5-я неделя Великого поста, канон, песнь 1-я, тропарь 2-й.

[23] 1/14 апреля, 2-я стихира на «Господи, воззвах».

[24] 1/14 апреля, «Слава» на «Господи, воззвах».

[25] 1/14 апреля, канон, песнь 1-я, тропарь 2-й.

[26] 1/14 апреля, канон, песнь 4-я, тропарь 1-й.

[27] 5-я неделя Великого поста, икос.

[28] 5-я неделя Великого поста, канон, песнь 9-я, тропарь 1-й.

[29] Канон прп. Андрея Критского, песнь 7-я, 2-й тропарь прп. Марии.

[30] 1/14 апреля, 3-я стихира на «Господи, воззвах».

[31] 1/14 апреля, канон, песнь 8-я, тропарь 1-й.

[32] Канон прп. Андрея Критского, песнь 4-я, 2-й тропарь прп. Марии.

[33] 1/14 апреля, «Слава» на «Господи, воззвах».

[34] 1/14 апреля, канон, песнь 3-я, тропарь 1-й.

[35] 5-я неделя Великого поста, канон, песнь 3-я, тропарь 3-й.

[36] 5-я неделя Великого поста, канон, песнь 9-я, тропарь 1-й.

[37] Канон прп. Андрея Критского, песнь 6-я, 1-й тропарь прп. Марии.

[38] 1/14 апреля, канон, песнь 4-я, тропарь 1-й.

[39] 1/14 апреля, канон, песнь 4-я, тропарь 3-й.

[40] 5-я неделя Великого поста, канон, песнь 9-я, тропарь 3-й.

[41] 5-я неделя Великого поста, канон, песнь 1-я, тропарь 3-й.

[42] 5-я неделя Великого поста, кондак.

[43] 5-я неделя Великого поста, икос.

[44] 5-я неделя Великого поста, канон, песнь 8-я, тропарь 3-й.

[45] 1/14 апреля, икос.

[46] 1/14 апреля, канон, песнь 7-я, тропарь 1-й

[47] Канон прп. Андрея Критского, песнь 4-я, 2-й тропарь прп. Марии.

[48] Канон прп. Андрея Критского, песнь 8-я, 2-й тропарь прп. Марии.

[49] 5-я неделя Великого поста, канон, песнь 6-я, тропарь 1-й.

[50] 1/14 апреля, кондак по 3-й песни.

[51] 1/14 апреля, канон, песнь 3-я, тропарь 2-й.

[52] 1/14 апреля, канон, песнь 5-я, тропарь 1-й.

[53] 5-я неделя Великого поста, кондак.

[54] 5-я неделя Великого поста, канон, песнь 6-я, тропарь 2-й.

[55] Канон прп. Андрея Критского, песнь 7-я, 1-й тропарь прп. Марии.

[56] 5-я неделя Великого поста, 3-я стихира на «Господи, воззвах».

[57] 1/14 апреля, канон, песнь 8-я, тропарь 2-й.

[58] 1/14 апреля, канон, песнь 8-я, тропарь 3-й.

[59] Канон прп. Андрея Критского, песнь 9-я, 1-й тропарь прп. Марии.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить