Преподобный Максим Грек и Савонарола

Преподобный Максим Грек – православный ученый, приехавший на Русь переводить тексты с греческого языка. Иероним Савонарола – католический проповедник, обличавший пороки итальянского общества конца XV века. В день памяти преподобного Максима грека предлагаем узнать, что объединяет этих людей.

Молодой Михаил Триволис, грек по происхождению, приехал в Италию изучать язык и философию. Здесь, в Платоновской академии, он познакомился с известными гуманистами того времени: Альдом Мануцием, Ианосом Ласкарисом, Анджело Полициано и другими. Об этом пишут исследователи жизни преподобного.

Во Флоренции Михаил знакомится с яркими проповедями Иеронима Савонаролы. Настоятель монастыря Сан-Марко привлекает на свои проповеди толпы народа. Он обличает роскошь и разврат. После его проповеди женщины снимают украшения перед мессой. Иероним – требовательный к себе аскет – производит сильное впечатление на многих известных деятелей искусства эпохи Ренессанса. Известно, что Микеланджело Буонаротти до конца жизни перечитывал проповеди Иеронима.

Уже пребывая на Руси, Триволис напишет про Савонаролу «Повесть страшную и достопамятную…». Максим даже готов причислить флорентийца к «древним защитителям благочестию, аще не быша латыня верою».

Проповедь Савонаролы, его аскетика, честность и бесстрашие перед лицом смерти на костре сильно подействовали на молодого человека. Михаил уже не мог оставаться прежним. Он принимает монашество с именем Максим в афонском монастыре Ватопед в 1505 году.

Через несколько лет Максим прибывает на Русь для перевода богослужебных книг на славянский язык. Интересно, что монах, не зная славянского языка, переводит тексты сначала на латинский, а потом, с помощью местных переводчиков Дмитрия Герасимова и Власия Игнатова, на церковнославянский. Так он перевел Толковую Псалтирь.

На Руси Максим сталкивается с несправедливостью и пороками. Его насильно оставляют при дворе, не отпускают на родину. В период споров между иосифлянами и нестяжателями преподобный принимает сторону последних, активно выступает против церковного землевладения и ростовщичества среди духовенства. Как и Савонарола во Флоренции, он выступает против преступлений высших церковных иерархов.

Вместе они выступают против внешней обрядовости, которая прикрывает внутреннее распутство и духовное оскудение. Они осуждают высшие слои общества за лицемерие. Посты и длинные богослужения не имеют пользы для человека, если при этом он продолжает «обижать и лихоимствовать бедных и в судилища влачить их и озлоблять».

В 1524 году великий князь Василий III решает расторгнуть брак со своей бездетной супругой Соломонией. Преподобный пишет послание государю. Оно обличает Василия в плотских желаниях, которые толкают его на предательство своей жены.

Грека обвинили в ереси и измене. Привели фрагменты из богослужебных текстов, которые он исправлял. В 1525 году состоялся Поместный собор. Максим был обвинен в связях с турецким правительством, отлучен от причастия и заточен в Иосифо-Волоцкий монастырь. На повторном соборе в 1531 году было решено послать святого в тверской Отроч монастырь.

И только через 20 лет, в 1551 году, преподобного перевели на покой в Троице-Сергиеву лавру. Тут он снова принимается за переводы. А через год по приглашению царя Ивана IV снова прибывает в Москву для обличения ереси Матвея Башкина.

В 1556 году преподобный скончался. Его похоронили в Троице-Сергиевой лавре[1].

Предлагаем вам несколько цитат из трудов преподобного Максима Грека о семейной и монашеской жизни.

***

«Не отчаивайтесь своего спасенья вы, которые законно живете с женами и воспитываете детей, и не ищите развода с ними, вопреки заповеди божественного Павла, который говорит: “Привязался ли еси жене, не ищи разрешения (1 Кор. 7: 27), ибо честна женитва и ложе нескверно” (Евр. 13: 4).

Но если вы поистине желаете большего спасения, то отрешите себя самих от всякого зла, от неправды, лукавства, лихоимания, грабления чужих имений, лжи, клеветы, зависти, любостяжания и всякого бесчеловечия, возлюбите же всякую правду, человеколюбие, благость и святость, то есть, будьте довольны своими супругами».

***

«Иноческое житие есть не что иное, как только прилежное исполнение спасительных заповедей божественного и достопоклоняемого Христова Евангелия – всякая правда, всякая милость, милосердие, любовь нелицемерная, смирение сердечное, кротость, целомудрие, презрение гибнущего богатства, мирской славы и чести, отвержение тщеславья и всякого лихоимания. И если в мирской жизни исполнит кто эти добродетели так, как приятно пред Богом, то таковой не удален от иноческого жительства и блаженства».

***

«Не в перемене одежды и не в воздержании от некоторых брашен заключается и похваляемо бывает христианское благочестие, но в изменении от злых языческих нравов и в воздержании от всякого зла и душевредных страстей плоти и духа».


[1] Материалы взяты из труда А. И. Иванова «Максим Грек и Савонарола».

Роман Лукишин 3 февраля 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить