Священномученик Павел (Чернышев). Небесный покровитель Уральской земли

20 июля Русская Православная Церковь чтит память Павла Чернышева, принявшего мученическую смерть за веру.

1.jpg
Священномученик Павел (Чернышев)

Малая родина

Село Новое. 180 км от Екатеринбурга. От Москвы почти две тысячи. Недалеко уездный город Камышлов, в котором пять церквей: одна домовая, одна кладбищенская и три приходских. В эти храмы приезжали жители близлежащих сел, в том числе из Нового, для чего преодолевали дорогу в 50 верст. В Новом жили крестьяне, занимавшиеся исключительно хлебопашеством. Все – православные.

Однако относилась деревня Новая, позднее ставшая селом, к Тамакульскому приходу. В большом селе Тамакульском первый деревянный храм во имя мученика Георгия появился еще в 1704 году. В 1859 году деревня Новая от него отделилась, и появился Новосельский приход. Это произошло за семь лет до устройства приходской деревянной церкви. Позднее началось строительство каменного храма.

Заботы и тяготы, каких было немало, его возведения легли на плечи молодого священника Иоанна Никитича Чернышева. С 1862 по 1886 год шло строительство церкви во имя иконы Божией Матери «Казанская». Средства на ее возведение собирали сами прихожане. Причт, священник и псаломщик поселились в домах при храме. Отец Иоанн прослужил в новом храме 6 лет на радость односельчан. В 1894 году в близлежащей деревне Атяш открылась церковная школа грамоты, чему способствовал добрый батюшка.

Семья священников Чернышевых. Радость служения Богу 

Отец Иоанн Чернышев был потомственным священником. Как и его отец, Никита Евфимович, и дед. Священником стал и его брат Павел. В 21 год Иоанн Никитич окончил семинарию, женился на Александре Александровне Смышляевой, через два года был рукоположен в священника и прибыл в село Новое Камышловского уезда.

В морозный снежный день 29 декабря 1861 года у отца Иоанна и его супруги Александры родился первенец – первый из одиннадцати детей, которые появятся на свет в этой дружной боголюбивой семье. В первый день наступившего нового года сына крестили и нарекли Павлом, как и его дядю.

В 1866 году семья переехала в село Логиновское Екатеринбургского уезда. Село украшал прекрасный храм святителя Тихона, епископа Амафунтского. Церковь была основана около 1780 года и в 1935 году была разрушена.

2.jpg
Братья отца Павла Чернышева. sestry.ru

На новом месте отец Иоанн служит окружным духовником и преподает закон Божий в Народной школе (земской). Подрастают дети: четыре сына и семь дочерей. Никто из них не даст родителям повода для огорчений, будут расти в любви к Богу, добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми. Сыновья станут священниками. Дочери получат образование в епархиальном училище, курс обучения в котором был близок к курсу женских гимназий, и народном училище, начнут учительствовать. Две из них выйдут замуж за священников.

Особенно теплые отношения сложатся у детей отца Иоанна с их дядей, Павлом Никитичем. Даже для своего брата он был образцом служения Богу и людям. Отец Павел Чернышев более 30 лет своей жизни посвятил службе в храме Петра и Павла села Полевской завод. При этом никогда не отказывался совершать службы на других приходах, несмотря на свою занятость и здоровье, которое с возрастом ухудшилось. В конце жизни он часто мог не сидеть, а только лежать в повозке, превозмогая боль. Но добрый священник понимал, что он нужен людям, которые идут к Богу. Он отошел к Господу в 1891 году.

Особенно теплые отношения сложатся у детей отца Иоанна с их дядей, Павлом Никитичем

Деревянный храм Петра и Павла возвели по просьбе рабочих в 1731 году, а спустя более 40 лет, в 1793 году, отстроили новый, из камня. В XIX веке его перестраивали и обновляли. А после октябрьского переворота, в лихолетье, прихожане долгое время не позволяли новым властям закрыть церковь. Однако в 1941 году храм все же закрыли, иконы, книги, одежды священнослужителей сожгли на берегу Полевского пруда. Здание церкви приспособили под цеха завода «Красный металлист», а потом – под автовокзал.

Екатеринбург. Духовное училище

Старшинство среди братьев и сестер Чернышевых налагало на Павла особую  ответственность, которая не была в тягость. Напротив – заботиться, оберегать, утешать, объяснять, быть снисходительным и уступчивым – становилось смыслом каждого Божьего дня, потому так не хотелось прощаться с ними, уезжая на учебу. Какими прекрасными были праздники, вечера, совместные молитвы в храме, прогулки. Но при этом так неудержимо тянуло к себе призвание – стать священником, непременно, безоговорочно, только им!  Первая ступень к этому пути – духовное православное  училище, низшее учебно-воспитательное заведение для обучения и подготовки  к поступлению в семинарию. Для детей духовенства обучение в них было бесплатным.

Павел поступил в Екатеринбургское духовное училище, которое было основано в 1836 году после появления в уездном городе самостоятельного викариатства в 1833 году. Позднее, в 1912 году, открылись два первых семинарских класса как филиала Пермской семинарии. В этом учебном заведении в разные годы  получили образование писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк; ученый, изобретатель радиосвязи А. С. Попов, который мог быть знаком Павлу Чернышеву; сказитель П. П. Бажов.

3.jpg
Пермская духовная семинария

В 1858 году прошла реконструкция особняка под новое здание училища. Однако при нем не было домовой церкви. Деньги на ее строительство пожертвовал купец В. С. Клушинин. Храм во имя иконы Казанской Божией Матери появился над вторым этажом, в северо-восточной части здания. Чин Великого освящения совершил епископ Екатеринбургский Иона 14 октября 1858 года. Через год появилась и  деревянная звонница. В 1913 году домовый храм был переосвящен в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.  В 1919 году семинарию закрыли, а храм, который очень любил Павел Чернышев, просто исчез.

Уфа. Семинария

После окончания духовного училища в Екатеринбурге Павел Иоаннович Чернышев поступил в Уфимскую духовную семинарию, которая до 1865 года называлась Оренбургской. Семинария была основана в 1800 году по определению Святейшего Синода. Юному Павлу Чернышеву все было здесь по сердцу: и сам город, и красивое здание учебного заведения, построенное по проекту архитекторов Кудинова и Трофимова, и предметы, что преподавались в семинарии. А еще – домовый храм святителя Иоанна Златоуста, освященный в 1844 году. Был при семинарии и сиротский дом. При виде бедных сироток у доброго юноши всегда было так грустно на душе. Наверное, он вспоминал свою семью, где дети росли в любви и ласке, в защите родительских молитв.  Стоит сказать, что в 1917 году семинарию закрыли, в ее стенах в 1930 году разместили сельскохозяйственный институт.

Юному Павлу Чернышеву все было здесь по сердцу

Годы учебы пролетели быстро. После окончания Уфимской семинарии Павла направили работать надзирателем при Екатеринбургском духовном училище. Такая должность была введена в 1867 году. Классные надзиратели обязаны были следить за поведением воспитанников. Вообще выпускники семинарий определялись епархиальным начальством  на службу священно- и церковнослужителей, учителями или надзирателями в духовное учебное заведение.

Начиналась новая жизнь – та, о какой он мечтал. Но знал ли он о своей судьбе?

Своя семья. Свой приход: Тамакульское, Ревда

Зимой 1886 года Павел Иоаннович Чернышев женился. Его супругой стала девушка из богатой купеческой семьи, жившей в Западной Сибири, Еликонида. С греческого языка это имя переводится как «жительница горы Геликон». Еликонида Петровна была набожна, хорошо образованна, самостоятельна: преподавала французский и немецкий языки.

В это время Павел Иоаннович сначала был рукоположен в дьякона, а затем и в сан священника. Первое место службы – церковь Пророка Ильи в селе Тамакульское родного Камышловского уезда. Каменный двухэтажный храм был построен здесь в 1835 году с престолами в честь святого великомученика Георгия и Пророка Илии. До этого в селе существовал деревянный Ильинский храм. Молодой иерей многое сделал для переустройства и восстановления разрушающегося каменного храма.

4.jpg
О. Павел Чернышев (стоит второй слева) с дочерью Елизаветой (стоит третья слева)

В августе 1891 году у отца Павла новое назначение: церковь Михаила Архангела в поселке Ревдинский завод, что лежит в 45 верстах от Екатеринбурга в гористой местности по западную сторону кряжа Уральских гор. Это было большое событие в жизни молодого священника. Церковь, построенная в стиле позднего классицизма,  явилась пред ним во всем величии, красоте, богатстве: четырехстолпная, пятиглавая, с трехъярусной колокольней, со шпилем, с восьмиколонной ротондой. На верхнем ярусе колокольни были часы, диаметр циферблата составлял 2 м!

Средства на постройку храма, ставшего главным в поселке, выделил заводовладелец А. Н. Демидов. На Угольной горе в июне 1826 года заложили каменную церковь вместо обветшавшей деревянной. Строительство завершилось в 1838 году. Главный престол освящен во имя Архистратига Михаила, два других придела – в честь Николая Чудотворца и Илии Пророка. Находилась в этом храме и своя реликвия: напрестольный крест, подаренный Демидовым в 1863 году в честь отмены крепостного права. Крест был выполнен из сибирских топазов, украшен разноцветными камнями и стразами.

В Ревде отец Павел участвовал в открытии церковно-приходской школы, в которой и начал преподавать. Кроме того, его назначили на должность духовного следователя по 2-му благочинию Екатеринбургского уезда. В обязанности входило расследование жалоб и доносов прихожан на своих клириков. По долгу службы отцу Павлу приходилось часто ездить по приходам. Так прошли почти четыре года.

В 1931 году советская власть закрыла храм Михаила Архангела и превратила его в гараж для грузовиков, заводской цех, оружейный магазин, помещение для конторы СУМЗа, склад. В 1964 году храм был взорван. И сегодня существует как макет в музее «Демидов-центр» в Ревде.

Возведен и новый храм в 2001–2009 году. Но он другой. И ничем не может напомнить нам о тех людях, которые когда-то служили Богу и молились ему.

Поселок Ново-Уткинский, Храм Успения Пресвятой Богородицы

В марте 1895 года отец Павел получил приход в поселке Ново-Уткинский завод  Екатеринбургского уезда. Это 64 версты к северо-западу от Екатеринбурга.

В 1749 году по указу Берг-коллегии на казенные средства на государственной земле вблизи устья реки Утки был построен чугуноплавильный и железоделательный завод. В 1758 году у завода появился частный владелец Ягужинский, который через 20 лет продал его С. Я. Яковлеву. За поселком закрепится название «Утка Яковлева», так как на другой стороне речки Утки стоял заводской поселок Утка Демидова. В дальнейшей истории произойдет переименование поселений: появятся Новая Утка и Старая Утка, будут меняться и хозяева Новоуткинского предприятия. В 1862 году это будет графиня Надежда Алексеевна Стенбок-Фермор (Яковлева), имевшая свидетельство купца 1-й гильдии, а с 1899 года – ее наследники. Эта богатейшая женщина России, добрая, кроткая и смиренная, была очень набожна и помогала многим церквям и монастырям, лично знала святого праведного Иоанна Кронштадтского и почитала его.

В поселке, населенном заводскими рабочими, прошли 23 года жизни отца Павла, которые были неразрывно связаны с храмом Успения Божией Матери на Утке-реке. Его заложили в 1836 году, 4 сентября 1838 года – освятили.

5.jpg
Храм Успения Пресвятой Богородицы, 1910 г.

Средства в сумме 569 200 рублей на ее возведение пожертвовал заводовладелец А. Яковлев. До этого жители поселка посещали храм Георгия Победоносца в пяти верстах от завода. Весной и осенью делать это было затруднительно из-за погодных условий. Вопрос о строительстве церкви возникал неоднократно, но дело не продвигалось. И только в 1830 году, по ходатайству главного управляющего Верх-Исетскими заводами Е. А. Китаева, дело разрешилось положительно.

В 1901 году в приходе Успенского храма – 2738 прихожан. При отце Павле этот храм стал духовным центром округа. К приходу кроме поселка были причислены и две деревни – Никитино и Крылосово, находящиеся в 10 верстах от поселка. Стараниями священника был организован хор из детей семей, проживавших в поселке. При этом отец Павел Чернышев являлся благочинным 2-го округа Екатеринбургского уезда.

При отце Павле храм стал духовным центром округа

В 1910 году иерею Павлу Чернышеву благословили еще одно послушание: катехизатора по 2-му благочинническому округу Екатеринбургского уезда на 1911 год. В это время отец Павел преподавал Закон Божий в двух училищах поселка: в министерском двуклассном и государственном женском. Большое внимание священник уделял искоренению пьянства как тяжелого греха среди заводских рабочих.

Он всегда выражал искреннюю и бескорыстную готовность помочь всем, кто к нему обращался, был безгранично добр, учтив, деликатен. Люди уважали и любили его. А высокое начальство отмечало его усердную службу наградами: набедренником, камилавкой, наперсным крестом.

1908 год. Беда

Любимая семья всегда была опорой отца Павла. Но в 1908 году в четвертых родах его жена умерла. Этот же год отобрал у него и отца. Горечь утрат помогли пережить горячие молитвы. Дети повзрослели и покинули родительский дом. Сын Николай уехал учиться в Пермь. Старшая дочь Наталья вышла замуж за инженера и переехала жить в Новосибирск. Младшая Елизавета училась в Епархиальном женском училище в Екатеринбурге. Так накануне 1917 года отец Павел остался один. Вернее, вместе со своей паствой и с братьями: священниками Афанасием и Аркадием, диаконом Михаилом.

16 января 1918 года Новоуткинский завод национализировала советская власть. К священникам стали относиться подозрительно. Но отец Павел продолжал свое служение и не скрывал сана. Летом поселок оказался в эпицентре войны. Через поселок на Екатеринбург шли чешские войска.

К священникам стали относиться подозрительно, но отец Павел продолжал свое служение и не скрывал сана

В июне объявили мобилизацию. Но особого желания вступать в ряды Красной Армии поселковые жители не выражали. Кроме того, 12 июня вспыхнул мятеж в Невьянске и близлежащих поселках, который был подавлен. После этого восставшие стали отступать, чтобы воссоединиться с частями Белой армии. Карательные отряды находили такие группы, в том числе и в районе Новоуткинского завода.

Это было воспринято новой властью как «антибольшевистская деятельность». Значит, появилась цель найти ее организаторов. В данном вопросе одними из подозреваемых всегда становились представители духовенства. Отца Павла, его сына Николая и зятя Г. Н. Армишева арестовали и увезли в Екатеринбург. После закрытия в 1918 году одна из самых дорогих гостиниц города «Американские номера» на Покровском проспекте (ул. Малышева) стала местом размещения Уральского областного ЧК. Здесь содержались арестованные. Через какое-то время за отсутствием состава преступления задержанных отпустили.

6.jpg
Похороны погибших, 1918 г. Среди убитых о. Павел

Однако вскоре последовал второй арест отца Павла, сына, зятя и других жителей поселка. Их поместили в Арестный дом (тюрьма №2) на Ночлежной площади (Площадь Обороны). Елизавета Павловна, младшая дочь, приезжала навестить родных. Но в один из дней навещать уже было некого. Официально говорилось, что в июле заключенных отправили на окопные работы в район села Арамильское, что в 23 верстах от Екатеринбурга на Челябинском тракте.  По дороге арестантов расстреляли. Сын Николай чудом остался жив и бежал.

25 июля власть вновь перешла в руки белых. Останки отца Павла были обнаружены лишь через месяц после его гибели. 11/24 августа состоялось погребение. Убиенных похоронили на кладбище в Ново-Тихвинском женском монастыре. Отпевание прошло в соборе Александра Невского. Какое-то время родственники еще могли посещать могилу отца Павла. Дочь Елизавета всегда украшала ее цветами. Но в 1919 году с приходом красных все изменилось.

Останки отца Павла были обнаружены лишь через месяц после его гибели

В 1922 году монастырь закрыли, книги и документы обители публично сожгли. Главная святыня – Тихвинская икона Божией Матери – бесследно исчезла, а монастырский некрополь сравняли с землей.

Советские времена

В июле 1919 года снова пришли красные. В 1922 году ВЦИК принял декрет «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В тот же год у храма Успения Пресвятой Богородицы, в котором служил отец Павел, конфисковали 3 кг серебряных вещей. В 1930 году церковь закрыли. А дальше все шло по известному сценарию: ее стали разрушать. Процесс разрушения часто становился праздником с революционными лозунгами и красными флагами. Колокола сбросили. Они падали на берег пруда, вода которого отражала прекрасный храм и становилась святой от мелодичного колокольного звона. Самый большой из них упал на землю и раскололся с тяжелым протяжным звуком. На землю бросались иконы, которые погибали в безжалостном огне.

7.jpg
Поклонный крест в честь сщмч. Павла.
Ново-Тихвинский монастырь

Шли годы. Здание храма продолжало стоять немым укором. В годы Великой Отечественной войны в нем разместился цех эвакуированного из Ленинграда завода сварочных машин. После войны разместится склад завода «Искра». Пожар, возникший на складе, уничтожил перекрытия церкви, обрушился купол. Каменная ограда вокруг храма, та самая, которая была построена заботами отца Павла, была разобрана на кирпичи при строительстве детского сада.

К счастью,  Успенский храм и Ново-Тихвинский монастырь с Божьей помощью возродились в новой истории России.  Были написаны житие и иконы священномученика Павла Чернышева. К нему все так же, как и когда-то, идут со своими горестями и вопросами. Он помогает. И молится о нас.

17 июля 2002 года определением Священного Синода иерей Павел Чернышев причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских. День памяти отмечается 20 (7) июля в Соборе Екатеринбургских святых и Соборе Новомучеников и Исповедников Церкви России.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить