Святой, но трудный путь

31 декабря Церковь чтит память священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского. «Светочем Церкви», «чудом нашего времени» называл его Святейший Патриарх Тихон. Еще при жизни многие считали архиепископа Фаддея святым за его пламенную веру и горячую любовь к Богу, полное отречение от всего земного, детскую простоту и кротость. Сама жизнь этого дивного угодника Божия стала живой проповедью вечных истин христианства в тяжелое время безбожия и гонений на Церковь.

Священномученик Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский) родился 12 ноября 1872 года в селе Наруксово Нижегородской губернии в семье священника Василия Успенского и его супруги матушки Лидии и в крещении был наречен Иоанном в честь преподобного Иоанна Дамаскина. Начальное духовное образование он получил в Нижегородском духовном училище, а в 1892 году поступил в Московскую духовную академию.

Во время учебы в академии Иван Васильевич Успенский старался вести внимательную духовную жизнь. Он вел дневник, в котором подводил внешние и духовные итоги каждого прожитого дня. Иван Васильевич вел неустанную борьбу с помыслами, укорял себя за малейшие проявления слабости и малодушия, старался очень строго ограничивать себя во всем. Он с усердием выполнял молитвенное правило и старался приобрести навык непрестанной молитвы. В 1896 году Иван Васильевич Успенский окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Он был оставлен при академии в звании профессорского стипендиата для подготовки к замещению преподавательских кафедр.

Через год, 15 августа 1897 года, Иван Васильевич Успенский был пострижен в монашество с наречением имени Фаддей в честь апостола Фаддея. В том же году 24 августа он был рукоположен в иеродиакона, а 21 сентября – в иеромонаха.

В последующие годы он служил преподавателем и инспектором Смоленской, Минской, Уфимской, Олонецкой духовных семинарий. Богатый опыт преподавания позволил будущему священномученику Фаддею (Успенскому) написать и издать в 1902 году книгу для учителей церковно-приходских школ «Записки по дидактике (общей и методике Закона Божия и славянского языка)», заложившую фундаментальную основу преподавания этих предметов. В это же время он защитил диссертацию на тему: «Единство книги пророка Исаии», за которую ему была присвоена степень магистра богословия.

15 марта 1902 года иеромонах Фаддей (Успенский) был возведен в сан архимандрита. В 1908 году за исследование по Священному Писанию Ветхого Завета под названием «Иегова» ему была присуждена степень доктора богословия.

20 декабря 1908 года состоялось наречение архимандрита Фаддея во епископа Владимиро-Волынского, а на следующий день состоялась его хиротония во епископа, которую совершил архиепископ Антоний (Храповицкий). Вручая епископу Фаддею жезл, архиепископ Антоний сказал: «Ты не знал собственности, не знал житейских удобств… ты сюда приехал на занятые в долг деньги… и почти без багажа. Правда, ты привез из Петрозаводска, как и из других городов твоей прежней службы, более ценные, в духовном, конечно, смысле сбережения… Все это ты привез в особенно драгоценном сосуде, именуемом – смиренномудрие, который не дает расхитить собранных даров духовных помыслам гордыни и самопревозношения… Итак, твое отношение к жизни ясно… ты взираешь на жизнь как на крест, на свое положение и звание – как на долг, обязующий тебя к неуклонной работе».

«Ты взираешь на жизнь как на крест, на свое положение и звание – как на долг»

Епископ Фаддей регулярно объезжал свою епархию, посещая даже самые отдаленные приходы, где раньше никогда не видели архиереев. Везде он говорил пламенные проповеди, воодушевляя паству оправдывать жизнью свое христианское звание. Став архиереем, священномученик Фаддей только усилил подвиг поста и молитвы. Верующие сразу почувствовали в нем человека святой жизни, образец кротости, смирения и чистоты.

В 1919 году, после того как архиепископ Евлогий (Георгиевский) оставил Волынскую кафедру и уехал за границу, на его место был назначен епископ Фаддей. Кафедра Волынского епископа находилась в городе Житомир, оккупированном сначала петлюровцами, а затем большевиками. Епископ Фаддей утешал и защищал тех, кого несправедливо преследовали в захваченном городе. В 1921 году епископ Фаддей был арестован большевиками по ложному обвинению в участии в повстанческом движении. В марте 1922 года он был освобожден. После освобождения епископ отправился к Святейшему Патриарху Тихону (Белавину) в Москву, где состоялось его назначение на Астраханскую кафедру и возведение в сан архиепископа. Святейший Патриарх Тихон очень любил священномученика Фаддея. Приехавшим к нему астраханцам патриарх сказал: «Знаете ли вы, что владыка Фаддей – святой человек? Такие светильники Церкви – явление необычайное. Но его нужно беречь, потому что такой крайний аскетизм, полнейшее пренебрежение ко всему житейскому, отражается на здоровье. Разумеется, владыка избрал святой, но трудный путь, не многим дана такая сила духа».

«Такие светильники Церкви – явление необычайное»

Власти воспрепятствовали выезду архиепископа Фаддея в Астрахань – его арестовали и на год отправили в ссылку в Зырянский край (республика Коми). Через некоторое время он вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым) был переведен во владимирскую тюрьму. Митрополит Кирилл, впоследствии прославленный Церковью как священномученик, вспоминал: «Поместили нас в большую камеру вместе с ворами. Свободных коек нет, нужно располагаться на полу, и мы поместились в углу. Страшная тюремная обстановка среди воров и убийц подействовала на меня удручающе. Владыка Фаддей, напротив, был спокоен, все время о чем-то думал, а по ночам молился. Как-то ночью, когда все спали, а я сидел в тоске и отчаянии, владыка взял меня за руку и сказал: «Для нас настало настоящее христианское время. Не печаль, а радость должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв. Не унывайте. Христос ведь с нами».

Моя рука была в его руке, и я почувствовал, как будто по моей руке бежит какой-то огненный поток. В какую-то минуту во мне изменилось все, я забыл о своей участи, на душе стало спокойно и радостно. Я дважды поцеловал его руку, благодаря Бога за дар утешения, которым владел этот праведник».

Полученные передачи архиепископ Фаддей отдавал старосте камеры, и тот делил их на всех. Митрополит Кирилл вспоминал: «Но однажды, когда поступила обычная передача, владыка отделил от нее небольшую часть и положил под подушку, а остальное передал старосте. Я увидел это и осторожно намекнул владыке, что, дескать, он сделал для себя запас. "Нет, нет, не для себя. Сегодня придет к нам наш собрат, его нужно покормить, а возьмут ли его сегодня на довольствие?"» И действительно, вечером в камеру привели епископа Афанасия (Сахарова), и владыка Фаддей отдал ему тот запас.

Вечером в камеру привели епископа Афанасия (Сахарова), и владыка Фаддей отдал ему запас

После освобождения летом 1923 года архиепископ Фаддей (Успенский) непродолжительное время жил в Волоколамске и служил в московских храмах. Тем временем в Астрахани начали волноваться из-за отсутствия назначенного архиерея, и к нему было направлено посольство во главе со священником Димитрием Стефановским. Отец Димитрий вспоминал: «Владыка принял нас не то что любезно, а как-то по-монашески кротко. Говорил он тихо и мало. Мы рассказали ему о положении епархиальных дел, о трудностях, переживаемых епархией, об обновленцах. Владыка слушал нас внимательно, кое о чем нас переспросил. Нас поразила общая скудность обстановки и его бедной одежды, но зато привела в восторг аскетическая внешность, застенчивость и какая-то детская робость. Когда в конце беседы мы положили перед ним пакет с деньгами на предстоящие расходы по поездке в Астрахань, владыка густо покраснел, смутился и, отодвигая от себя пакет, сказал: «Что вы, что вы, зачем же деньги, нет, нет, не надо, я приеду, приеду».

Встреча долгожданного архипастыря в Астрахани была устроена пышно. Уже на подъезде к городу был слышен колокольный звон. Когда поезд остановился, духовенство заполнило купе, в котором ехал архиепископ. Священники спешили к владыке под благословение и хотели помочь с багажом, но были очень удивлены, когда поняли, что никакого багажа, кроме старенького саквояжа, нет. Торжественная встреча смутила архиепископа Фаддея. Когда он вышел на перрон, то смутился еще больше, увидев огромную толпу, заполнившую не только перрон и вокзал, но и привокзальную площадь. От вокзала до Крестовоздвиженской церкви был всего километр. Однако владыка шел до нее два часа, поскольку его сопровождала толпа: люди подходили под благословение, приветствовали, о чем-то спрашивали. Астраханская паства сопровождала архиепископа Фаддея и на все последующие службы. Люди встречали его около дома или по дороге и провожали до храма, по пути задавая волновавшие их вопросы.

Жил архиепископ Фаддей очень скромно. А. И. Кузнецов так описал свои впечатления от посещения квартиры архиепископа Фаддея, которую тот снимал в Астрахани: «Был январь. Морозный полдень. Парадную дверь отперла мне древняя старушка. По короткой скрипучей лестнице я поднялся наверх и в коридоре увидел владыку, который тоже вышел на мой звонок. Встретил он меня ласково и повел в комнату. Вот я и в жилище этого удивительного человека. На всем, что находится в комнате, – печать простоты, вернее, убожества. Владыка занимает две комнаты. В первой комнате стоит простой сосновый стол, три или четыре стула, на двух окнах – кисейные занавески, в углу образа с полотенцами на киотах. Во второй комнате железная кровать, покрытая серым байковым одеялом. Первая комната имеет назначение столовой, приемной и кабинета, вторая – спальня. Все для меня здесь было новым и неожиданным. Раньше я видел богатые архиерейские покои – дворцы, пышные выезды в дорогих каретах, сановных архиереев. А вот здесь – картина убожества, неприхотливость».

Священномученик Фаддей не имел ничего своего и не заботился о житейских нуждах. Если ему подавали еду – он ел, если не подавали – не просил. Он был совершенно равнодушен ко всему земному, словно смотрел на мир лишь духовными очами. А. И. Кузнецов вспоминал: «Прихожу однажды к владыке и говорю: «Какой ночью был ливень с громом, на улице лужи…» Владыка смотрит на меня и о чем-то думает. «Да, да, ливень. Вот, в сегодняшней Четьи-Минее рассказывается о житии праведного, Христа ради юродивого, однажды застал его ливень в лесу…» Владыка воодушевляется рассказом. Воспользовавшись паузой, я говорю владыке: У вас в доме крыша худая, на лестнице-то вода». Молчание».

Зная, что владыка мало ест, местное духовенство всегда старалось устроить совместные чаепития, чтобы таким образом накормить владыку. И каждый раз ключарь кафедрального собора просил: «Отцы, умоляю вас не начинать разговора за чаем. Владыка увлекается беседой и плохо ест». Очень застенчивый и скромный, священномученик Фаддей мог говорить часами, если речь заходила о предметах духовных.

Однажды он вместе с духовенством и паломниками отправился на пароходе в село Иванчуг, где в местной церкви хранилась чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Духовенство подготовило на пароходе «архиерейскую каюту», накрыли стол. Но владыка, взойдя на корабль, разговорился с людьми и всю четырехчасовую поездку просидел на палубе, беседуя с народом.

Служил архиепископ Фаддей каждый день, не взирая на болезни. А. А. Соловьев вспоминал: «В то время я ходил в церковь довольно редко, обычно на богослужения, совершавшиеся владыкой Фаддем (Успенским). Они производили на меня глубокое впечатление, особенно памятно мне, с какой умилительной кротостью, с каким искренним глубоким религиозным чувством он возглашал: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли и сущих в море далече». Когда я впервые это услышал, то был совершенно потрясен, ибо я совершенно ясно слышал не богослужебный возглас, но обращение владыки к Богу как предстоящему перед ним живому Существу. И вообще все богослужение владыки производило впечатлением живой, непосредственной его беседы с Богом. Это ощущалось не только мною, но и многими, а возможно, и всеми».

За каждой службой священномученик Фаддей проповедовал. К проповедям он готовился очень тщательно. Несмотря на сложную обстановку в государстве и Церкви, в проповедях священномученик Фаддей не касался политики. Он говорил о том, что вечно, о том, что важно для человека в любые времена, – о любви к Богу и людям, о смирении, терпении, милосердии, вере, борьбе с грехом. Проповеди священномученика Фаддея полны цитат из Священного Писания и текстов церковных песнопений. Он никогда не обращался к примерам мирским, его бесконечно вдохновляла Священная история и история Церкви, ее песнопения и молитвы. Часто после богослужений священномученик Фаддей вел с прихожанами беседы на библейские темы. Он разъяснял Священное Писание, останавливаясь на каждой строчке богодухновенного текста. В памяти прихожан эти беседы запечатлелись так: «Стоит, бывало, владыка на кафедре в мантии и омофоре и говорит, говорит. Его белое аскетическое лицо сосредоточено, глаза горят, румянец на щеках – кумач, а в церкви тишина и какой-то особый проникновенный покой. Все любили эти святые минуты».

Несомненная святость владыки проявлялась во всех его делах. Люди знали о его прозорливости и о силе его молитвы. Н. Д. Кузнецова рассказывала, что однажды ее мама колола дрова, и одно полено, отскочив, сильно ударило ее по ноге. Нога начала распухать и нестерпимо болела. Тогда она послала дочь к владыке с просьбой помолиться о ней и попросила также обязательно запомнить время, в которое это случится. 

Девушка побежала к владыке, все ему рассказала. Он выслушал ее внимательно, дал святое маслице, велел помазать ногу. А она в это время украдкой посмотрела на часы – четыре. Владыка поймал ее взгляд и только улыбнулся.

Когда она прибежала домой, матери было уже легче.

– В четыре часа? – спросила женщина.

– Да, в четыре.

Необыкновенная любовь владыки проявлялась не только к людям, но и ко всему живому. Н.Д. Кузнецова рассказывала: «Окотилась у владыки кошка. Келейница его Вера Васильевна решила утопить котят.

– Каиново дело задумала, – узнав об этом, сказал ей владыка.

– Владыка, да куда ж нам их девать? – только и развела руками Вера Васильевна.

А владыка собрал котят в подол своей рясы, отнес их в свою келью и запер там на ключ. А сам ушел на службу. Когда вернулся с прихожанами, стал всем предлагать котят, и их быстро разобрали. Потом еще спрашивали, не осталось ли еще котеночка».

Как-то раз Нина Дмитриевна была в гостях у владыки и увидела ползущего по стене паучка. Она хотела было убить его, но владыка не разрешил:

– А ты его создала? – после чего взял паучка и выпустил его на улицу.

В декабре 1926 года архиепископ Фаддей выехал в Москву, поскольку был назначен заместителем архиепископа Иосифа (Петровых), временно вставшим во главе Русской Православной Церкви после ареста заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Но до Москвы архиепископ Фаддей не доехал – он был задержан властями в Саратове и отправлен в город Кузнецк Саратовской области, покидать который ему запрещалось. Архиепископ Фаддей оставался там до марта 1928 года, когда власти разрешили ему выехать. Освобожденный к тому времени из тюрьмы митрополит Сергий (Страгородский) назначил его управляющим Саратовской епархией. Архиепископ Фаддей оставался на Саратовской кафедре до ноября 1928 года, когда митрополит Сергий перевел его на последнее место служения – в Тверь (Калинин).

Архиепископ Фаддей (Успенский) возглавлял Тверскую кафедру в самые тяжелые для Русской Православной Церкви годы. Начались массовые аресты и казни духовенства. 29 сентября 1936 года власти лишили архиепископа Фаддея регистрации с целью запретить ему совершать богослужения, но он продолжал служить. В декабре 1936 года управляющим Тверской кафедры был назначен архиепископ Никифор (Никольский), но любовь и почитание к архиепископу Фаддею были столь велики, что прихожане и духовенство епархии по-прежнему относились к архиепископу Фаддею как к правящему архиерею.

Архиепископ Фаддей был арестован 20 декабря 1937 года. В тюрьме его поместили в камеру к уголовникам, которые всячески унижали его и издевались над ним. Они загоняли его под нары и время от времени заталкивали туда банку с нечистотами, с насмешками говоря, чтобы он взял их «кадило». Архиепископ Фаддей с кротостью и смирением переносил все издевательства и унижения. И Матерь Божия Сама вступилась за него – Она явилась ночью главарю уголовников и грозно сказала: «Не трогайте святого мужа, иначе вы все лютой смертью погибнете». Наутро все они просили у святого прощения. Священномученик простил их.

30 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила архиепископа Фаддея к расстрелу. Архиепископ Фаддей (Успенский) был казнен около часа ночи 31 декабря 1937 года. По сохранившимся свидетельствам, его не расстреляли, а утопили в яме с нечистотами.

Принял смерть за Христа с мужеством и вдохновением мучеников Церкви первых веков

В 1997 году архиепископ Фаддей (Успенский) был причислен к лику святых. Освященный собор так определил суть пастырского и христианского подвига архиепископа Фаддея: «Сочетавший в своей подвижнической жизни отмеченное даром чудотворений молитвенно-аскетическое делание с ревностным архипастырским служением, священномученик Фаддей принял смерть за Христа с мужеством и вдохновением мучеников Церкви первых веков». Честные мощи священномученика Фаддея были обретены 26 октября 1993 года и ныне покоятся в Вознесенском соборе Твери.

Галина Бурдина 30 декабря 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Елена   23 января 2022, 01:01
Понравилось. Как хотелось бы, чтобы почаще публиковались жития новомучеников и их поучения. Это очень хорошо было бы для сайта Сретенского монастыря, церковь которого посвящена Новомученикам Церкви Русской.
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить