В земле Испанской и Португальской просиявшие

Русскому человеку привычно в календаре праздников встретить даты чествования Собора Печерских, Радонежских, Новгородских или Вятских святых. Празднование в честь стяжавших венцы Божьих праведников Испано-Португальских может вызвать удивление, пусть и приятное. Непривычно, правда? И как минимум захочется узнать, о каких православных святых на традиционно католических землях идет речь.

Источник: сайт Испано-Португальской епархии

Когда, как и зачем появился праздник?

28 декабря 2018 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение об установлении празднования Собора святых, в земле Испанской и Португальской просиявших. Об этом ходатайствовал епископ Корсунский Нестор. Ходатайство было удовлетворено, а в календаре православных праздников появилось новое торжество. Конечно, подобные события совершаются в первую очередь для верующих тех земель, о которых идет речь в новом «соборном» празднике. Сегодня на территории Испании и Португалии действует Испано-Португальская епархия и ряд приходов Русской Православной Церкви. Среди прихожан – не только этнические русские (будь то потомки белоэмигрантов, советская «волна» или новоприбывшие), но и православные представители других народов, в том числе – из числа местных.

Спаситель призвал верующих в Него к активной проповеди: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28: 19). И сегодня тем, кто избрал Испанию и Португалию отечеством земным, требуются примеры для подражания из Отечества Небесного. Ведь те, кто просиял в этих землях своим подвигом, жили как раз в данных этногеографических условиях, и именно этих святых смело можно считать небесными покровителями и заступниками живущих в Испании и Португалии христиан. «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13: 7) – не просто слова, а инструкция к действию. Тем более что христианство еще не разделенной Церкви было проповедано на Иберийском полуострове еще в I веке, дав обильные плоды веры задолго до случившегося через тысячу лет разделения между православными и католиками.

Кто вошел в число Собора святых?

Согласно решению Священного Синода, Испанскими и Португальскими покровителями православных христиан следует считать: мученика Викентия Сарагосского; мученицу Викторию Кордубскую; мученика Ерминингельда Готфского; святителя Осию Кордубского; мученицу Евлалию Барселонскую; мученицу Леокадию Толедскую; преподобного Емилиана Кукуллата; святителя Мартина Бракарского; 72 мученика, в Кордубе пострадавших. 

Источник: сайт Испано-Португальской епархии

Викентий Сарагосский: пламенный проповедник

Святой Викентий жил в Сарагосе (город на северо-востоке Испании) на рубеже III–IV веков. Он был поставлен местным епископом Валерием в диаконы. За свое ораторское мастерство Викентий получил благословение на ведение проповеди среди местных жителей. Иберийский полуостров в то время входил в состав Римской империи и, как можно догадаться по периоду истории, был связан с гонениями. Когда император Диоклетиан начал преследования христиан, его посланник по имени Дациан прибыл и в Сарагосу. Викентия схватили. Он смело исповедовал свою веру, был подвергнут пыткам и в итоге был сожжен 22 января 304 года.

Виктория Кордубская: девушка-исповедница

В Кордобе жила одна благочестивая семья, из которой происходила Виктория. Христианская община в городе была довольно многочисленной, что привлекло внимание гонителей. Период исповедничества девушки пришелся на то же самое время, что и Викентия Сарагосского. На нее и ее брата Ацискла донесли, что они отказываются поклоняться языческим богам, открыто исповедуя Христа. Наместник Диоклетиана по имени Диан приказал схватить Викторию и Ацискла. Сначала он пытался уговорить их отречься от веры, затем угрожал, после по его приказу брата и сестру предали пыткам. Бессильные сломить христиан, мучители зарубили Ацискла мечом, а Викторию расстреляли из лука.

Ерминингельд Готфский: царевич-мученик

Ерминингельд жил в VI веке, происходил из царского рода, был старшим сыном короля вестготов Леогвильда. Отец выделил наследнику провинцию в правление со столицей в Валенсии. Примечательно, что Леогвильд пребывал в арианской ереси, а ушедший из родительских пенатов сын, благодаря мудрой проповеди епископа Леандра, принял Православие. Позже отец и уговорами, и угрозами призывал сына оставить «заблуждения», но, испытав твердость веры Ерминингельда, приказал казнить его. Позже Леогвильд раскаялся, потрясенный стойкостью мученика. Однако сам он не решился принять Православие, зато обратил в истинную веру своего наследника Рехарда, который впоследствии развернул широкую проповедь на Иберийском полуострове.

Осий Кордубский: творец Символа веры

Святитель Осий был епископом из уже упоминавшейся нами Кордобы, а еще он председательствовал на I Вселенском Соборе. Он даже получил поручение от равноапостольного императора Константина отправиться в Александрию для борьбы с арианской ересью. Епископ Осий был одним из авторов Никейского Символа веры и участвовал в ряде важнейших церковных событий своей эпохи. Помимо Вселенского Собора, святого приглашали и на ряд Поместных Соборов, где он также сыграл значительную роль. Выдающегося духовного делателя дала Испанская земля.

Епископ Осий был одним из авторов Никейского Символа веры

Евлалия Барселонская: мужественная девочка

Очередная жертва гонений Диоклетиана, погибшая в 304 году, жила в Барселоне и на момент своего мученичества достигла всего 13 лет. Тем не менее с самого детства она проявляла стремление к духовной жизни: предпочитала детским забавам уединенную жизнь в родительском доме, вместе с подругами молилась, читала Священное Писание и рукодельничала. Когда в Барселону прибыл посланник Диоклетиана Докиан, Евлалия ночью ушла из дома и на утро при стечении народа смело обличила чиновника за языческие заблуждения и воздвигнутые на христиан гонения. Девочку подвергли 13 пыткам, каждая из которых превосходила в жестокости предыдущую. Но Евлалия поражала стойкостью в вере и лишь вызывала бессильную злобу палачей. После всех мук ее распяли на косом кресте и обезглавили. 

Рака с мощами мученицы Евлалии. Источник: сайт Испано-Португальской епархии

Леокадия Толедская: взятая от мучителей

Мучивший Викентия Дациан во время гонений стал палачом и для святой Леокадии. Согласно преданию, девушка происходила из знатной семьи. Ее палачу крайне не понравилось, что в языческой местности Толедо молилась и проповедовала столь благочестивая дева. Дациан пытался угрозами и уговорами отвратить девушку от христианства, попрекая ее предательством сложившейся в местности религиозной традиции. Однако Леокадия смело исповедовала веру и обличила своего гонителя. Дациан не сразу принял решение, что делать с девушкой, а потому приказал заковать ее в кандалы и бросить в темницу. Молившуюся все время пребывания в заточении Леокадию Господь облагодетельствовал успением: она почила в своей камере.

Мартин Бракарский: апостол Галисии

Будущий «апостол Галисии» родился в Центральной Европе в V веке, рано принял решение стать священником, в юном возрасте посетил Святую Землю и Египет, где познакомился с традициями местного монашества. Перебравшись во французский Тур, Мартин стал свидетелем обращения свевов из арианства в православие. Вскоре он отправился в Галисию с делегацией, желая поучаствовать в миссии среди жителей. Благодаря своей образованности Мартин добился расположения короля свевов Харариха и получил место в Думио под организацию монашеской общины. Занимаясь издательской деятельностью и сражаясь с арианством, инок по просьбе короля принял епископский сан. По инициативе Мартина состоялся собор епархии, на котором законодательно был закреплен отказ свевов от арианства. Позже святой стал еще и епископом Браги, сохранив за собой предыдущую кафедру. Все свое служение Мартин посвятил искоренению арианства среди свевов, в чем имел огромный успех, полностью оправдав свое прозвище.

Король Ариамир с епископами Лукрецием, Андреем и Мартином Думийским. Миниатюра X в.

72 мученика, в Кордубе пострадавших: гонимые за веру

В 850 году, уже после завоевания Кордобы мусульманами, было воздвигнуто гонение на христиан. В течение девяти лет было убито 72 человека, большинство из которых были монахами. Согласно судебному заключению, они обвинялись в преступлениях против ислама. Всем им разрешалось перед казнью исповедовать свою веру. В огромном списке мучеников рассказывается краткая история каждого из них, а также описывается вмененный в вину факт и причина смерти. Например, тело Абундия Кордобского после смерти бросили на съедение псам, а монахиню Лауру бросили в котел с горячим свинцом.

Все святые Испанской и Португальской земли, будучи покровителями тех мест, где они просияли, были и остаются примерами для подражания, а также заступниками перед Богом для всех православных христиан, кои обратятся к ним с искренней и горячей молитвой.

Владимир Басенков 9 октября 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить