Великий эконом из Дамаска

Один из древнейших городов мира, Дамаск, Город жасмина, как поэтически называют его арабы, связан для православных верующих с именами св. апостола Павла и св. Иоанна Дамаскина. Но мало кому известно имя другого святого Антиохийской Церкви – священномученика Иосифа Дамасского, чья память отмечается 10 июля. Ниже приводится рассказ о нем авторства архимандрита Фомы (Битара).

1.jpg
Священномученик Иосиф Дамасский

Имя священномученика – Иосиф ибн Георгий Моисей ибн Моухана Аль-Хаддад, известный как отец Иосиф Моухана Аль-Хаддад. Современники описывали его как священника среднего роста, со светлым цветом кожи, достойной наружности, с острым взглядом и густой седой бородой, кудри которой разметались во все стороны, как лучи солнца на рассвете.

Он родился в 1793 году в бедной благочестивой семье. Его отец покинул Бейрут в последней четверти XVIII века и обосновался в Дамаске, где работал ткачом по шелку. В раннем возрасте Иосиф ознакомился с арабским и греческим языками. Не имея возможности оплатить обучение сына, отец взял его работать в шелковую отрасль. Но юношеские стремления к знаниям не утолялись, и мальчик работал днем, а учился по ночам. У его старшего брата была библиотека, которую Иосиф стал осваивать. В его сердце горел факел тяги к знаниям.

В 14 лет он обучался арабскому, логике и риторике у известного ученого своего времени. Но стоимость книг слишком обременяла его отца, и Иосиф вынужден был вернуться к своему прежнему образу жизни: к работе днем и чтению по ночам. Здесь важно упомянуть, что в то время Библия была самым важным учебником в школьном образовании православных детей. Юноша посвящал свои вечера изучению псалмов и Нового Завета, сравнивая греческий текст Септуагинты с арабским переводом, пока не достиг мастерства в переводе на греческий и обратно. Он смог выучить наизусть некоторые книги Библии и иврит. Родители тщетно пытались отговорить Иосифа от дальнейшего обучения. Тогда они женили его на девушке по имени Мариам. Женитьба, однако, не отвратила его от стремления к знаниям.

Узнав о его высокой репутации, приход Патриаршего собора (Аль-Марьямия) в Дамаске попросил Антиохийского Патриарха рукоположить Иосифа в пастыри. Так как патриарх питал к нему большое уважение, то возвел его в сан диакона, а затем священника. Следующий патриарх, увидев усердие отца Иосифа, его благочестие и знания, дал ему сан протоиерея и титул «Великий эконом Аль-Марьямия».

Протоиерей Иосиф достиг больших успехов в деле проповеди с кафедры Патриаршего собора. Один из современников в своей книге «Роскошный сад» хвалил его как творческого проповедника. Через несколько десятилетий после его смерти другой арабский автор в книге «Ароматный запах» упомянул, что верующие люди продолжали вспоминать некоторые из его проповедей. Эхо его слова звучало среди арабов и в XX веке.

Наряду с проповедью священник утешал скорбящих, помогал обездоленным и укреплял немощных. В 1848 году, когда в Дамаске распространилась желтая лихорадка, он проявил большое усердие в служении больным и в погребении умерших, не беспокоясь о возможности заразиться самому. Он пользовался большим уважением у жителей города, следуя словам святого Павла: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся» (2 Кор. 4: 8).

2.jpg
Панорама Дамаска, 1860-е годы

Со временем Патриаршая православная школа Дамаска стала называться в его честь. При его жизни там учились верующие юноши из Сирии и Ливана. Заботой отца Иосифа было их воспитание, приготовление их к священству и полезному служению пастве в духе мира, праведности и благочестия. Он был одним из преподавателей Баламандской православной семинарии в Ливане. Одной из его главных черт была бедность. Деньги никогда не прельщали его. Патриарх Иерусалимский предложил ему преподавать арабский язык в духовной школе в Иерусалиме. Когда отец Иосиф отказался, тот обещал ему заманчивое жалованье вдобавок к квартире. Но святой все же отказался, несмотря на нужду. Он отвечал, что был призван служить на приходе в Дамаске, и Тот, Кто его призвал, позаботится о нем.

Он был истинным служителем Божиим, горячим в вере, терпеливым, праведным, кротким, тихим, смиренным, сострадательным и дружелюбным человеком. Он не любил говорить о себе и стеснялся похвалы других. Он был мудр и терпелив в пастырском попечении и говорил с простыми людьми на их языке. Как ученый, он был одним из умнейших интеллектуалов своей эпохи, звездой Востока. Среди современников он считался великим богословом, образцом праведности и благочестия. Таковы характеристики протоиерея Иосифа Дамасского: он был из людей Божиих.

Он был истинным служителем Божиим, горячим в вере, терпеливым, праведным, кротким

Его библиотека была обширной, а работы многочисленны. Он перевел на арабский язык «Катехизис» святителя Филарета, митрополита Московского, отредактировал перевод «Бесед на Шестоднев» святителя Василия Великого и внес большой вклад в редактирование арабского перевода Библии в соответствии с греческим и еврейским языками. У нас нет сведений о его собственных сочинениях за исключением нескольких статей. Он ограничился переводами и редактированием, предоставляя верующим сочинения святых отцов как чистое, неповрежденное и незапятнанное наследие.

Во времена отца Иосифа проблема с мелькитами (они до недавнего времени входили в состав Антиохийской Православной Церкви) была самой трудной и болезненной преградой, с которой сталкивались верующие. В то время все усилия были направлены на возвращение раскольников в Церковь. Отец Иосиф старался достичь взаимного согласия в этом вопросе, не допуская, чтобы их угнетали. Многих из них ему удалось вернуть из раскола. У отца Иосифа было не одно противостояние с протестантами. В городе Хасбайя американские протестантские миссионеры добились больших успехов благодаря своей школе, которую они основали в этом городе. Будучи посланником Патриарха, отец Иосиф смог вернуть часть заблудших овец в православное стадо. В Дамаске он подвизался в пастырском попечении, проповедуя и направляя свой народ к просвещению, укрепляя его против сект и ересей.

Несомненно, благодаря отцу Иосифу Антиохийская Церковь вновь возродилась. Мелькитский раскол в 1724 году вызвал критические последствия на разных уровнях, особенно на пастырском. Протестантские миссионеры были очень активны и агрессивны, а Церковь в Антиохии была бессильна, слаба и бедна. Антиохия могла постепенно распасться и стать католической. Константинополь и Иерусалим разделили между собой полномочия назначать антиохийских епископов, пытаясь определить судьбу всей Церкви. В то время не было ни грамотных священников, ни пастырского попечения. Антиохию в то время можно было бы описать как корабль, захваченный волнами и готовый затонуть.

Благодаря отцу Иосифу Антиохийская Церковь вновь возродилась

Посреди этих испытаний и опасностей деятельность отца Иосифа расцвела, как новая благочестивая ветвь. Его жизнь, усердие, благочестие, бедность, любовь к знаниям, пастырская забота, проповедь, переводы и школа создавали возрождающую атмосферу, мотивировали дух, трогали сердца, укрепляли решимость верующих. «И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили» (Иез. 37: 10).

У отца Иосифа училось более пятидесяти церковных лидеров, среди которых были антиохийские епископы, митрополиты и патриархи, включая основателя Баламандской православной семинарии и декана духовного училища в Иерусалиме. То, к чему он стремился, свершилось при его жизни и после его смерти. Часто он повторял: «Я посадил семя в винограднике Христовом и ожидаю жатвы». Один из антиохийских иерархов сказал так: «Есть три звезды Дамаска: апостол Павел, Иоанн Дамаскин и Иосиф Моухана Аль-Хаддад». Его жизнь увенчалась мученическим концом, равным его благочестию и великой любви, которыми он прославил Бога.

3.jpg
Руины христианского квартала Дамаска в 1860 году

9 июля 1860 года в Дамаске началась жестокая резня, и многие христиане укрылись в Патриаршем соборе (Аль-Марьямие). Следуя священнической традиции, отец Иосиф держал дома набор для причастия. Во время беспорядков он спрятал его в рукава и по крышам домов достиг собора. Всю ночь он провел, укрепляя и ободряя христиан противостоять сложившейся ситуации, не бояться «убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10: 28), напоминая, что венцы славы приготовлены для тех, кто посвятил себя Богу через Иисуса Христа. Рассказывая людям о мученической кончине некоторых святых, он призывал их подражать им.

Утром 10 июля 1860 года вооруженные гонители христиан напали на собор, разграбили его и подожгли. Один из нападавших узнал отца Иосифа и закричал: «Это лидер христиан! Если мы убьем его, мы убьем всех христиан!» Услышав эти слова, отец Иосиф понял, что пришел его конец, вынул спрятанные Святые Дары и причастился в последний раз. Преследователи набросились на него с топорами, изуродовав его тело. Связав ему ноги веревками, они волокли его по улицам, пока он не испустил дух.

Он умер мученически, а его жизнь и страдания были свидетельством его святости. «Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его» (Фил. 3: 10). Отец Иосиф стал образцом для подражания и ходатаем к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Ему же слава во веки веков. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Приход ап. Павла в Эммаусе

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить