«Пленный колокол» храма Николая Чудотворца

Москва. Никольский переулок. От Варварки до Ильинки. Необычный, немного узкий и этим похожий на длинный коридор переулочек, почему-то ставший тупиковым. А в нем – дома да имена. Что ни дом, то история. Что ни имя, то личность. Тонкая ниточка переулка связала их навсегда и сохранила жемчужину огромной величины – храм Николая Чудотворца «Красный звон». Это не единственное название церкви, «что слывет у Красных колокольниц на Посольской улице», «что у Красных колоколов» и «у хороших колоколов». А в храме – святыня: икона святителя Николая Чудотворца, единственная, сохранившаяся с дореволюционных времен. И живет в сердце надежда на чудо.

Фото 1.jpeg.png
Храм Николая Чудотворца «Красный звон»

От Посольской улицы до Никольского переулка

От Посольской улицы до Никольского переулка… Между ними нет расстояния, есть только время, поменявшее статус улицы и ее название. Действительно, в XVII веке это была Посольская улица, потому что на углу, в соединении с улицей Ильинкой находился Посольский двор. В последующие времена улица стала Юшковым или Юшковским переулком. После переноса столицы в Санкт-Петербург Посольское подворье упразднили, но какое-то время слово «посольский» фигурировало даже в названиях находившихся там коммерческих объектов.

Юшков – фамилия владельца усадьбы, стоявшей на месте дома № 6 по современному Никольскому переулку. Иван Иванович Юшков – генерал-поручик, тайный советник, президент Камер-коллегии, генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга, Московский гражданский губернатор в 1762–1764 гг. Приобретенные им имения давали названия улицам, потому в старой Москве образовалось несколько Юшковых переулков: один из них стал Бобровым, другой – Никольским. По каким-то своим причинам после 1814 года Юшков продал свой дом купцу И. Резцову из Коломны, занимавшемуся разведением рогатого скота. Затем усадьба перешла к Московскому купеческому обществу, которое в 1875 году и построило на ее месте здание Шуйского подворья: его площади сдавались в аренду под конторы крупных фирм, лавки, склады.

Долгое время, с 1928 по 1992 год, Никольский переулок назывался проездом Владимирова. М. К. Владимиров (Шейнфинкель) был партийным и государственным деятелем, членом РСДРП(б) с 1903 года, участником революции 1905 года. В советские времена проезд в честь революционера стал тупиковым переулком, что несколько символично.

Фото 2.jpeg.png
Никольская улица, Москва

Сегодня Никольский переулок – это сохранившиеся вопреки всем историческим невзгодам старинные здания XVIII, XIX и начала ХХ веков: бывшие доходные, торговые и частные дома, конторы, банки. Самым старым строением является храм святителя Николая.

Возведение храма в честь любимого на Руси святого связано с именем Григория Ивановича Твердикова, построившего эту дивную церковь в 1561 году.

Твердиков был московским гостем, иначе – торговым человеком. Общественный двор, где складировались товары, назывался Гостиным. К середине XVII века гости стали привилегированной категорией русского купечества. Название сохранялось вплоть до введения купеческих гильдий, согласно принятому в 1721 году Уставу главного купеческого магистрата. Гости могли вести только оптовую торговлю, в том числе и с другими странами. Это были очень состоятельные люди.

Твердиков третьим из гостей подписал грамоту об избрании на царство Бориса Годунова

О том, какими полномочиями наделялись гости, можно судить по их участию в государственных делах. Так, в 1598 году Григорий Иванович Твердиков третьим из гостей поставил свою подпись в грамоте об избрании на царство Бориса Годунова. Существовало два таких документа. Второй был подписан 1 августа не только духовенством, но и представителями светских чинов. Интересно, что при подписании документа фигурируют два представителя Твердиковых – Григорий и Степан. Степан – гость, дипломат, дьяк Казанского приказа. Но и Григорий Твердиков, очевидно, был дипломатом, так как в 1610 году участвовал в посольстве к королю Сигизмунду III. Цель посольства – вручение хартии об избрании 15-летнего королевича Владислава, старшего сына Сигизмунда, на московский престол. Владислав сохранял титул «царя» до 1634 года, но никогда не правил Россией.

Не одно поколение семьи Твердиковых жило в Китай-городе, чему есть документальные подтверждения. В XVI веке в этом районе в основном обитали представители крупного купечества. Вокруг церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы «Златоверхая», что у Гостиного двора, возник целый район с владениями чиновных купцов. Здесь жили Волковы, Светешниковы, Веретенниковы, Алмазовы, Горбовы и другие купцы. Ситуация начала меняться только к концу XVII века после кончины Максима и Афанасия Твердиковых и продажи части дворовладений. Район с частными владениями стал превращаться в квартал, где находились подворья Патриархии, Спасо-Прилуцкого и Соловецкого монастырей.

Фото 3 (1).jpeg

Стараниями Григория Ивановича Твердикова появилась церковь Николая Чудотворца в Юшковом переулке. Главный престол храма был освящен в честь Рождества Иоанна Предтечи, а придел – во имя Николая Чудотворца. Существует легенда о том, что Григорий Твердиков для построенного храма привез из Европы дивные колокола, звон которых был особенным.

Насколько красива, изящна и легка была старая Никольская церковь, можно убедиться, посмотрев на ее изображение, которое есть в издании «Русская старина в памятниках церковного и гражданского строительства». Шло время, церковь нуждалась в обновлении, особенно после московских пожаров. В 1547 году выгорела часть Китай-города с церквями, Гостиным двором и лавками. Очевидно, что огонь затронул и Никольский храм. В 1626 году его подновили. Через 55 лет – снова провели ремонтные работы. Однако это не отразилось на внешнем виде храма, и он сохранял архитектурный характер XVI века. В конце XVII столетия в нем находились приделы Николая Чудотворца и преподобных Зосимы и Савватия. В начале следующего века появился престол Рождества Пресвятой Богородицы, в котором хранилась икона Богоматери «Одигитрия», написанная московским иконописцем и графиком Симоном Федоровичем Ушаковым. В Петровские времена появилась колокольня со знаменитым на всю страну колокольным звоном.

Митрополит Московский и всея Руси Филипп II

Существование в Никольском храме придела в честь основателей Соловецкого монастыря преподобных Зосимы и Савватия выдвигает версию, согласно которой церковь вблизи Кремля мог устроить в 1566 году митрополит Филипп. И это была его дань памяти Соловецкому монастырю, где он начинал послушником и стал игуменом. Митрополит Филипп вошел в историю страны как обличитель злодеяний опричников царя Ивана Грозного, за что и попал в опалу. После долгого противостояния с царем митрополит был осужден на вечное заключение. Опричники сняли с него митрополичье облачение, надели рваную монашескую одежду, заковали в кандалы и деревянные колодки. Владыка был сослан в Тверь – в древний Успенский собор, Отроч монастырь. Кроме того, разгневанный царь велел переосвятить храм в честь Николая Чудотворца в Китай-городе. После причисления митрополита Филиппа к лику святых его мощи были торжественно привезены в Москву в 1652 году. В России начали строиться храмы и монастыри в честь святого.

Фото 4. Картина митр. Филипп.jpeg
Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля

В конце XVII века проводилось очередное подновление китайгородского Никольского храма. Якобы по инициативе представителей рода Нарышкиных в нем вновь появился придел Зосимы и Савватия.

«Пленный колокол»

Храм Николая Чудотворца действительно славился каким-то особенным по своей красоте и гармонии колокольным звоном. Но какие это были колокола, к сожалению, никто не знает. С тех времен сохранился лишь один колокол – «пленный».

Исторически у побежденных народов забирали самые чтимые святыни, среди которых были и колокола. При этом перевозить их было довольно затруднительно из-за большого веса «пленников».

У побежденных народов забирали самые чтимые святыни, среди которых были и колокола

Русско-Польская война продолжалась 13 лет, с 1654-го по 1667-й. Во это время в Москву попал «пленный колокол», отлитый в 1575 году. По указу царя Алексея Михайловича пленные колокола привозились из Польши не только в Москву, но даже на окраину страны – в далекую Сибирь. Также по указу царя после окончания войны пленные поляки и литовцы ушли назад, возвращали владельцам и колокола. А этот – остался. К сожалению, история самого колокола и через века остается тайной.

Уникальный колокол украшает надпись на латыни, которая переводится как «Вся надежда на колокол из Шена во Франции», три лилии и загадочные буквы «Е.Т.».

Известно, что лилия, изначально представляемая как символ Девы Марии, к концу Средних веков стала эмблемой королевской власти. Изображенные на колоколе три лилии могут быть связаны в том числе и со Святой Троицей. Сам древний город Ля Шен, безусловно, имеет отношение ко многим страницам истории Франции. Так, год отливки колокола приходится на Пятую гугенотскую войну (1574–1576). Возможно, есть и другие события, приоткрывающие перипетии жизни колокола, ждущие своих разгадок и сенсационных выводов.

После закрытия Никольского храма в 1927 году этот уникальный трофейный колокол оказался в Музее-заповеднике Коломенское, созданном в 1923 году.

Никольский храм и мятежник Алексей Соковнин

Сохранилось предание о том, что у церкви Николая Чудотворца была захоронена голова Алексея Прокофьевича Соковнина, русского государственного деятеля, стольника и воеводы, главы Конюшенного приказа, окольничего и ясельничего. Он приходился братом раскольницам Феодосии Морозовой и Евдокии Урусовой.

Герб рода Соковниных.png
Герб рода Соковниных

В 1697 году Соковнин, думный боярин и стрелецкий полковник И. Е. Циклер, стольник Ф. Пушкин (зять Соковнина) получили обвинение в организации заговора против царя Петра I и в пользу царевны Софьи, а именно в желании поджечь царский дом и убить Петра. Царь сам участвовал в аресте и допросах обвиняемых. 4 марта заговорщики были казнены на Болотной площади в Москве. Родственники Соковнина настаивали на его невиновности, а причиной всех бед считали зависть. После казни им удалось получить только голову Алексея Прокофьевича, которую и захоронили у церкви Николая Чудотворца в Китай-городе. Тело Соковнина было отправлено в один из «убогих домов» («скудельницу», «ямник», «жальник» – место захоронения за городом в виде братской могилы).

Соковнины являлись прихожанами храма. Владения семьи до 1697 года находились на месте Шуйского подворья, построенного в 1875 году, а до этого – усадьбы Юшковых, то есть по современному адресу: Никольский переулок, 6. После казни все имения Соковнина перешли царю. Некоторые из детей казненного также упокоились на кладбище у Никольского храма.

В 1858 году храм Николая Чудотворца «Красный звон» полностью разобрали, как тесный и ветхий. Решили отстроить новый. Для этого пригласили двух архитекторов, имена которых, впрочем, под большим вопросом. Это Александр Михайлович Шестаков и Николай Ильич Козловский. Шестаков предложил проект здания и составил смету, а Козловский занимался оформлением внешнего и внутреннего убранства церкви, в том числе иконостасом.

Однако Александр Михайлович к 1858 году, когда храм был построен, уже четыре года как умер. Возможно, вопрос о новом строительстве возник примерно за 5–6 лет до его завершения, а проект Шестакова, приверженца классического стиля, был переработан Козловским. Кроме того, при утверждении плана храма в Санкт-Петербурге были внесены правки, касающиеся благоукрашения его фасадов.

Храм был отстроен в псевдорусском стиле. Прямоугольная форма здания, украшенного пилястрами, имеет плоский купол и главку. Четыре угла также украшают опоясанные двумя рядами кокошников главки, но расстояние между ними достаточно велико, что нарушает единство пятиглавия. Церковь имеет трехъярусную шатровую колокольню. Колокольня – шатровая восьмигранная, с двумя рядами окошек над входом и декором в виде небольших кокошников, строилась в начале XVIII века.

Фото 6.jpeg

Здесь возникает образ купца Полякова, который финансировал это непростое мероприятие. Странно, что XIX век не оставил хоть  каких-то сведений о меценате. Ничего не говорится о том, кем он был и как его полное имя. Ведь, к примеру, в Москве жили и трудились многие купцы с такой фамилией. И почему этот Поляков решил вложиться в строительство нового здания храма?

Наиболее вероятно, что это мог быть кто-то из «богородских купеческих детей», сыновей Якова Прохоровича Полякова: купец 3-й гильдии, почетный потомственный гражданин Александр Яковлевич или фабрикант Алексей Яковлевич. Братья Поляковы (не только Александр и Алексей) являлись совладельцами Знаменской мануфактуры в Звенигородском уезде, выпускавшей шелковые и хлопчатобумажные ткани, а также других фабрик и усадьбы Знаменское-Губайлово (Красногорск).

Встречаются сведения, что Александр Яковлевич жил «в Москве на Космодамиановской» и имел еще дом на 3-й Тверской улице. Возможно, что речь идет о Космодамианской набережной или переулке. Космодамианских переулков, получивших свое название по церкви Космы и Дамиана, в Москве существовало четыре, все они были переименованы во второе десятилетие XX века. Два из них находятся в непосредственной близости от Китай-города, Варварки, Гостиного двора и Никольского переулка с храмом Николая Чудотворца: это Старопанский и Старосадский переулки. Можно предположить, что Александр Яковлевич Поляков имел здесь домовладение и был тем щедрым прихожанином храма, который выделил деньги на возведение нового здания. Впрочем, это только версия и дань памяти Полякову.

Блуждающие в темноте

Конец 1922 года был очень тяжелым для Никольского храма. Древнюю, намоленную веками, освященную в честь одного из самых любимых христианских святых церковь Николая Чудотворца представители советской власти просто передали обновленцам.

Это были те, кто блуждал в темноте и думал, что несет свет. В храм пришли представители обновленческой группы «Свободная трудовая церковь» (СТЦ) или «Трудовики». Лидерами «Трудовиков» являлись Иоанникий (Смирнов), Алексей Святогор (А. Ф. Агиенко), Федор Ильич Жилкин. Первый – монах. Второй – сын священника, семинарист, поэт-футурист, анархист, биокосмист. Третий – рабочий, в прошлом руководитель «Христианско-социалистической рабоче-крестьянской партии» и личный секретарь священника Георгия Гапона. Все верили в Бога. И все хотели радикально изменить Церковь.

Фото 7. Иоанникий (Смирнов).jpeg
Иоанникий (Смирнов)

Эта группа возникла в 1922 году и просуществовала до 1925 года. Ее программа говорила о лояльности к советской власти и своей опорой считала рабочий класс. Содержался в ней и призыв к союзу религии и науки. По мысли радикальных и эксцентричных теоретиков храмы должны были превратиться в места, где будет идти борьба с религиозными предрассудками. Колокольни же могли бы в интересах науки стать отличными метеостанциями. Кроме того, «Свободная трудовая церковь» по-своему смотрела на будущее страны и мира, настаивая на реформе правил всех религиозных конфессий. В частности, православие следовало реформировать на базе анархизма, космизма и научных достижений. Так, поэт Святогор думал о том, что нужно создать церковь, которая приведет людей к бессмертию.

Последовало расторжение договора общины храма Николая Чудотворца и передача его другой группе верующих. В храме 2–3 раза в неделю служилась литургия. По воскресным дням – вечерняя служба. За кратким молебном отца Иоанникия следовала молитва, сочиненная лично им, за новую власть и науку, ее знания и возможности. Весной 1923 года «Свободная трудовая церковь» направила съезду Обновленческого собора Православной Церкви свой проект жизненно необходимых преобразований. Однако обновленцы не придали этому документу ожидаемого внимания и даже не включили организацию в свой состав. При этом активом СТЦ заинтересовались органы ГПУ.

Действительно, участие в политической жизни страны и борьбе тех лет стало причиной краха «Свободной трудовой церкви». Ее лидеры недальновидно поддержали троцкистов и даже обвинили Сталина в реакционном перерождении. Шел 1927 год. После такого выступления у «Трудовиков» отобрали церковь Николая Чудотворца. Затем последовали аресты активистов и ссылки. Но сначала это затронуло не всех. В 1930 году Святогор, поверивший в марксизм, был редактором газеты «Известия», но в 1937 году он получил срок – 8 лет лагерей. В 1937–1938 годах пять членов ЦК организации были расстреляны или просто сгинули в лагерях и тюрьмах.

Самое интересное: существует информация о том, что название «Красный звон» было дано храму именно этой организацией. И, как ни странно, прижилось. Но получается, что русское слово «красный» теряло свое значение «красивый» и приобретало пролетарский оттенок.

Возможно, название «Красный звон» было дано храму обновленцами

В 1927 году Никольская церковь опустела. Само же здание признали не несущим ценности для города, что означало скорый снос. Церковь стояла, замерев в ожидании то ли меча, то ли чуда. До разрушения дело не дошло – в храме разместили конторы.

В 1960-е годы храм отремонтировали, но согласно своим планам: сделали этажные перегородки. Годами позже подготовили к размещению в нем электроподстанции, для чего замуровали окна. Позднее к храму Николая Чудотворца пристроили корпус и включили его в комплекс зданий ЦК КПСС. Это строительство советских времен и сегодня ощущается в Никольском переулке своим неуместным здесь давлением.

Фото 8. Церковь в СССР.jpeg
Никольская церковь. Фото Паламарчука П.Г. 1979 г.

Новое время. Возрождение

25 июля 1991 года Моссовет принял решение о возвращении храма Николая Чудотворца «Красный звон» Русской Православной Церкви. Открылось плачевное состояние здания: купола покрыла ржавчина, из пяти крестов оставались лишь два: центральный и на колокольне. Интерьер был полностью утрачен. От былых времен сохранилась лишь икона Николая Чудотворца, перед которой в церкви читается акафист, и «пленный колокол», так и не вернувшийся в свой храм.

Но через пять лет, 19 декабря 1996 года, храм освятили. Начались ремонтно-восстановительные работы. На четырех главках водрузили кресты. Был воссоздан интерьер храма. В 2001 году на колокольне появились колокола, отлитые мастерами Урала. Трудами и молитвами возвращался исторический облик знаменитого московского храма.

Кроме того, Никольская церковь обрела иконы, написанные специально для нее. Это образ Ченстоховской Божией Матери, святой праведной Анны, царственных мучеников и новомучеников Российских: Серафима (Чичагова) и Константина Богородского.

Жизнь продолжается, потому что звучит молитва и плывет над улицей колокольный звон.

Ольга Сокиркина 21 апреля 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить